РАСПОРЯЖЕНИЕ
ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 декабря 2012 года N 56-РГ
Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы"
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы".
2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи о разработке областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы".
3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы" Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи.
4. Государственному комитету Псковской области по транспорту и связи разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 15 февраля 2012 г.
5. Заместителю Губернатора области Безлобенко Г.А. обеспечить выполнение пункта 4 настоящего распоряжения.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Контрольного управления Администрации области Матвеева В.Н.
Губернатор области А.А. Турчак
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 17.12.2012 N 56-РГ
КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы"
1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач области. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Ресурс направлений реализации первоочередных мероприятий, существующих в областной долгосрочной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2006-2012 годы", утвержденной постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 мая 2006 г. N 1456 (далее также - действующая Программа), близок к своему истощению, поскольку изначально был направлен исключительно на преодоление сложившейся к 2004-2005 годам критической ситуации с аварийностью.
Эффективность реализации действующей Программы - стабилизация на уровне 2005 года и снижение смертности на автомобильных дорогах области наблюдалась в 2006-2010 годах. Так, количество погибших на дорогах области в 2005 году составляло 235 человек, в 2006 году (год начала реализации действующей Программы) - 228 человек, в 2007 году - 235 человек, в 2008 году - 223 человека, в 2009 году - 187 человек, в 2010 году - 183 человека. Однако в 2011 году количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий увеличилось до 256 человек (наиболее тяжкий показатель числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий с 1997 года), при этом показатель первого полугодия 2012 года (106 погибших) превосходит аналогичный показатель 2011 года (84 погибших) на 26,2 процента.
Количество раненых в результате дорожно-транспортных происшествий людей составляет порядка 2000 человек ежегодно. При этом наиболее тяжкий показатель с 1990 по 2011 годы зафиксирован в 2011 году (2272 человека).
Также в период реализации действующей Программы наиболее высокие показатели количества раненых в результате дорожно-транспортных происшествий людей (2272 человека) и совершенных дорожно-транспортных происшествий (1730 дорожно-транспортных происшествий) зафиксированы в 2011 году.
Одним из наиболее социально важных показателей аварийности на дорогах области остается высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Так, в 2011 году совершено 203 дорожно-транспортных происшествия с участием детей и подростков до 16 лет, в которых погибло 8 и ранено 222 несовершеннолетних. Удельный вес этих дорожно-транспортных происшествий от общего количества составил 11,7 процента.
По результатам 2011 года ситуация с аварийностью в Псковской области характеризуется следующими параметрами:
среди пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей наибольшая доля приходится на пассажиров транспортных средств, но погибает больше всего водителей;
наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершается в летний период: годовой максимум приходится на июль, минимум - на март;
максимальное количество дорожно-транспортных происшествий регистрируется в выходные дни с максимумом в субботу, минимальное - в среду;
основное количество дорожно-транспортных происшествий совершается на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов;
третья часть всех дорожно-транспортных происшествий совершается в крупных городах области - г. Пскове и г. Великие Луки;
также третья часть всех дорожно-транспортных происшествий совершается на автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов, однако тяжесть последствий таких дорожно-транспортных происшествий в 2 раза превышает аналогичный показатель дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в городах и населенных пунктах;
наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, из них наибольшее количество совершается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам;
отмечается снижение показателей дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, в том числе грузовых транспортных средств и автобусов;
отмечается рост дорожно-транспортных происшествий по вине водителей мототехники;
значительная часть дорожно-транспортных происшествий совершается на дорогах области водителями из других регионов России и иностранными гражданами, отмечается рост таких дорожно-транспортных происшествий;
основными нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств, способствующими совершению дорожно-транспортных происшествий, являются неправильный выбор скорости движения транспортного средства, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, выезд на полосу встречного движения;
значительно возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями со стажем управления транспортными средствами от 5 до 10 лет, однако наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершается водителями, чей стаж управления транспортными средствами превышает 10 лет;
регистрируется рост основных показателей дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине пешеходов;
более 50 процентов дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие нарушения Правил дорожного движения пешеходами, связано с переходом проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода;
регистрируется рост основных показателей дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков до 16 лет, в каждом двенадцатом дорожно-транспортном происшествии, произошедшем в области в 2011 году, пострадали дети;
максимальное количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей регистрируется в июле, минимальное - в феврале;
основными виновниками дорожно-транспортных происшествий с участием детей являются водители транспортных средств;
в большинстве дорожно-транспортных происшествий с участием детей пострадали дети - пассажиры, при этом наибольшее их количество находилось в салонах легковых транспортных средств;
более чем в половине дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков страдают дети школьного возраста.
В первом полугодии 2012 года на дорогах области отмечен рост основных показателей аварийности по отношению к аналогичному периоду 2011 года: количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 12,6 процента (649 - 731 единица), погибших в них людей - на 26,2 процента (84 - 106 человек), раненых - на 16,1 процента (858 - 996 человек).
Снижение эффективности реализации действующей Программы обусловлено одновременным воздействием на ситуацию ряда внешних факторов, причем характеризующихся положительно с точки зрения социально-экономического развития области.
Одним из таких факторов является значительный рост автомобилизации области (оснащенность населения автомобилями на 1000 жителей). По состоянию на 2011 год Псковская область занимала 5 место по автомобилизации среди субъектов Российской Федерации (312 автомобилей на 1000 жителей), превосходя по данному показателю Москву (298), Санкт-Петербург (289), Московскую (307) и Ленинградскую (273) области, а также все регионы Северо-Западного федерального округа, за исключением Мурманской области (326).
Соответственно росту автомобилизации увеличивается количество владельцев (водителей) транспортных средств. Вместе с тем, в результате реформы МВД России численность личного состава УГИБДД УМВД России по Псковской области подверглась значительному сокращению. В 2011 году сокращена на 22 процента численность сотрудников УГИБДД УМВД России по Псковской области, из них 68 процентов составили сотрудники дорожно-патрульной службы.
В сложившихся условиях наиболее эффективным методом решения проблемы возрастающей аварийности является широкое внедрение технических средств контроля и профилактики правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, а именно, единой автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. В рамках действующей Программы создание такой системы предусмотрено, а те мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий и оснащению УГИБДД УМВД России по Псковской области техническими средствами, которые успешно с точки зрения решения программных задач осуществлялись в 2006-2010 годах, в 2011 году утратили свою результативность.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Одной из стратегических задач приоритетных направлений развития Псковской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193, является стабилизация численности населения области на уровне 650 - 670 тыс. человек и снижение показателей естественной убыли населения, в том числе за счет снижения уровня смертности населения до 15 - 16 промилле.
Вместе с тем, одним из главных направлений демографической политики области в соответствии со Стратегией демографического развития Псковской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Администрации области от 10 февраля 2011 г. N 38-р, является снижение смертности населения от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Псковской области в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения области и создания условий для роста его численности.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена успешной практикой реализации действующей Программы в период 2006-2010 годов.
Однако в силу снижения эффективности отдельных мероприятий действующей Программы в период 2011-2012 годов и отсутствия возможности решить проблему высоких показателей аварийности в сфере дорожного движения непрограммными методами в кратчайшие сроки требует дальнейшего развития обеспечение реализации комплексных мер, требующих государственной поддержки, по следующим направлениям:
обеспечение баланса между пониманием обществом опасности дорожного движения и возможностями органов государственной власти области по обеспечению безопасного движения на дорогах;
расширение использования возможности влияния законодательства и иных мер воздействия на агрессивное и противоправное поведение участников движения;
системная проработка механизмов финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения с учетом возможности привлечения софинансирования из средств федерального бюджета в рамках готовящейся в настоящее время к принятию федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах";
дальнейшая детальная разработка инструментов синхронизации системы программных мероприятий между исполнителями, а также органами власти областного и федерального уровня, органами власти областного и местного уровня;
развитие системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения на областном и местном уровне.
Таким образом, эффективное продолжение решения существующих проблем возможно только в условиях пролонгации применения в качестве основы государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации областной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы" (далее также - Программа), предусматривающей комплексное и скоординированное решение проблем по приоритетным направлениям, обозначенным выше.
3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Расчет прогнозных показателей аварийности, приведенный в Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р, показывает, что при отказе от продолжения применения программно-целевого метода управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году превысит существующий аналогичный показатель более чем на 22 процента.
Отсутствие новой областной долгосрочной целевой программы после окончания срока реализации действующей Программы может привести к следующим негативным последствиям:
увеличение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (до 312 погибших в год);
рост социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий;
ухудшение имиджа области на фоне других субъектов Российской Федерации и граничащих с областью государств в результате роста показателей аварийности.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:
разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед областью и муниципальными образованиями области задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в данной сфере;
"распыление" бюджетных средств, отсутствие возможности для привлечения средств федерального бюджета в решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Существует возможность выбора одного из двух вариантов решения проблемы снижения высокой аварийности и смертности в сфере дорожного движения.
Первый вариант - без принятия Программы. При выборе данного варианта снижение уровня смертности может происходить в рамках направлений, реализуемых в настоящее время в рамках действующей Программы, с проведением необходимой актуализации наиболее важных мероприятий
При выборе данного варианта возникают риски отсутствия требуемых и гарантированных объемов финансирования и сведения общей направленности мероприятий преимущественно к практике "латания дыр", что может обеспечить лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.
Второй вариант подразумевает принятие Программы, формирование системы задач и направлений, отвечающей современным приоритетам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и объективной необходимости изменений принципов и подходов взаимодействия с федеральным центром и муниципальными образованиями области в вопросах реализации программных мероприятий.