(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 29.04.2014 N 176
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 25.03.2013 N 133;
постановлением Администрации области от 31.12.2013 N 648.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Информационное общество Псковской области на 2013-2020 годы".
2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Информационное общество Псковской области на 2013-2020 годы" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.
Губернатор области А.А. Турчак
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Информационное общество Псковской области на 2013-2020 годы"
ПАСПОРТ | |
Наименование областной долгосрочной целевой программы | "Информационное общество Псковской области на 2013-2020 годы" (далее - программа) |
Основания для разработки программы | Распоряжение Администрации области от 02 ноября 2012 г. N 50-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Информационное общество Псковской области на 2013-2020 годы" |
Разработчик программы | Управление информационных технологий Администрации области |
Исполнитель-координатор программы | Управление информационных технологий Администрации области |
Исполнители программы | Управление информационных технологий Администрации области, государственное бюджетное учреждение "Центр информационных систем Псковской области", Главное государственное управление юстиции Псковской области, Государственное архивное управление Псковской области, Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, государственное казенное учреждение Псковской области "Управление капитального строительства" |
(Раздел дополнен словами постановлением Администрации области от 25.03.2013 N 133) | |
Цели и задачи программы | Цель 1. Создание условий для осуществления в электронном виде межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждений. |
Основные целевые индикаторы программы | Показатель 1. Доля органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждений, переведенных на принятый стандарт подключения к сетям телекоммуникаций. |
Срок реализации программы | 2013-2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем средств, направленных на финансирование программы, составляет 748 076 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Подключение к широкополосным каналам связи не менее 500 органов власти и подведомственных им учреждений. Внедрение системы электронного документооборота во всех государственных и муниципальных учреждениях области, местных администрациях городских округов, муниципальных районов, поселений области. |
Целью Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 N 193-р, является модернизация экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий с учетом влияния "фактора границы" и развития крупнейших агломераций.
Развитие общества состоит в переходе к новым прогрессивным технологиям в производстве и общественной жизни. Инновационные технологии можно наиболее просто определить как обобщенные технологии осуществления таких переходов ("технологии внедрения технологий"). Информационные технологии позволяют создавать информационные продукты, с помощью которых можно с минимальными затратами распространять знания о способах перехода к новым технологиям, то есть об инновациях. Таким образом, внедрение технологий информационного общества будет способствовать модернизации экономики и социокультурной сферы на основе инновационных технологий, то есть реализации цели Стратегии.
Областная долгосрочная целевая программа "Информационное общество Псковской области на 2013-2020 годы" (далее - программа) имеет целью создание в области условий для повсеместного внедрения технологий информационного общества и решение проблемы обеспечения населения и организаций области преимуществами, предоставляемыми глобальным информационным сообществом.
Цель программы соответствует цели Стратегии, так как использование населением и организациями области технологий информационного общества будет способствовать модернизации экономики и социокультурной сферы области на основе инновационных технологий.
Реализация мероприятий программы будет способствовать решению задач Стратегии, а именно:
достижению высокого уровня и качества жизни населения - за счет повышения доступности социальных услуг для населения, и повышение их качества - за счет перехода к предоставлению услуг в электронном виде и совершенствования инфраструктуры доступа к ним;
диверсификации экономики области и достижение высоких темпов экономического роста - за счет повышения доступности и качества услуг для экономически активных граждан и организаций.
Россия на начало 2012 года занимает одно из первых мест в мире по скорости распространения и освоения Интернета самыми разными слоями населения по всем регионам страны. Согласно данным Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет_в_России) интернет-аудитория в России составляет более 60 млн. пользователей или 42% населения. Согласно этим же данным интернет-аудитория в России за последний год выросла на 31% - это самый быстрый рост в пятерке стран-лидеров. По самым последним сообщениям в СМИ 70 млн. человек или 50% россиян пользуются Интернетом.
В нашей области помимо роста аудитории Интернета последние годы характеризовались следующими достижениями в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
В Администрации области была создана технологическая платформа для проведения совещаний в режиме видеоконференцсвязи (далее - ВКС), внедрена система электронного документооборота Администрации Псковской области (далее - СЭД АПО), проведена модернизация серверной и сетевой инфраструктуры, организована работа удостоверяющего центра для выдачи средств электронной цифровой подписи. Создан портал государственных органов области, портал муниципальных образований области, региональный портал государственных и муниципальных услуг. Внедрены информационные системы для участков мировых судей, службы занятости населения, службы социальных участковых, продолжается внедрение систем оцифровки архивных, библиотечных и музейных фондов области.
Состояние развития информационного общества и формирования электронного правительства в Псковской области характеризовались следующими показателями.
Средний показатель по ИКТ-инфраструктуре (телефонная плотность, проникновение мобильной связи, наличие компьютеров и использование сети Интернет) ставит область в середину списка регионов (30-50 места).
В то же время по человеческому капиталу (доля учащихся, число студентов и исследователей, выпуск ИКТ-специалистов) область находится в последней трети регионов (60-70-е места).
Таким образом, специфика развития информационного общества в области характеризуется средним начальным уровнем информационной инфраструктуры, но достаточно низким уровнем наличия ИКТ-специалистов.
Для реализации указанных выше направлений необходимо решить ряд проблем, связанных с развитием сферы ИКТ области:
1. отсутствие возможностей для организации эффективного сетевого взаимодействия Администрации области с местными администрациями сельских поселений, а также государственными и муниципальными учреждениями, расположенными на территории области;
2. отсутствие централизованной поддержки существующих профильных информационных систем в органах исполнительной власти области и их подведомственных учреждениях, обеспечивающей лицензионную чистоту программного обеспечения, информационную безопасность, публикацию необходимой информации о деятельности, эффективное межведомственное электронное взаимодействие;
3. отсутствие систематических мероприятий по поддержанию аппаратного обеспечения Администрации области и органов исполнительной власти области в нормативном состоянии, включая оборудование рабочих мест, серверной и локальной сети;
4. неравномерность доступа граждан к государственным и муниципальным услугам Псковской области, оказываемым в электронном виде;
5. недостаточная доля документов, обрабатываемых в электронном виде в органах исполнительной власти области и подведомственных им учреждениях.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р, и направлена на:
развитие телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества области;
совершенствование предоставления важнейших государственных услуг на основе широкого использования ИКТ (электронное правительство).
Решение поставленных проблем централизованным способом в рамках единой для всех органов исполнительной власти области целевой программы обусловлено следующими факторами.
Во-первых, централизованный подход дает возможность своевременно и на требуемом уровне обеспечить предоставление широкого спектра услуг информационных технологий и решить указанные проблемы.
Во-вторых, централизация ресурсов позволит снизить общие затраты на построение информационно-технологической инфраструктуры органов исполнительной власти области за счет взаимоувязанности технических решений и отсутствия дублирующих расходов из областного бюджета.
В-третьих, при централизованном подходе возможно распространение на всю информационно-технологическую инфраструктуру органов исполнительной власти области положительного опыта, полученного в проектах отдельных органов исполнительной власти области.
В силу отмеченных выше факторов проблемы развития сферы ИКТ области наиболее целесообразно решать программно-целевым методом.
Без использования программно-целевого метода при осуществлении только рыночных механизмов ситуация может развиваться следующим образом.
Возрастающий спрос на телекоммуникационные услуги будет вызывать соответствующий рост предложения на рынке этих услуг. Однако наиболее динамично будут развиваться сегменты с наибольшей окупаемостью, которыми в силу специфики данного рынка являются города и крупные районные центры области. Отсутствие отдачи от вложений в телекоммуникационную инфраструктуру малонаселенной сельской местности с низким бюджетным обеспечением не позволит развивать ее в силу ее непривлекательности для участников рынка.
Таким образом, реализация исключительно рыночных механизмов развития приведет к усилению цифрового неравенства и еще большим различиям в доступе к государственным и муниципальным услугам на территории области, что будет способствовать возрастанию социальной напряженности, миграции населения и в конечном итоге значительной неравномерности заселения территории области. В целом перечисленные факторы замедлят социально-экономическое развитие области.
Альтернативой использованию программно-целевого подхода для осуществления цели развития информационного общества в Псковской области является так называемый ведомственный подход, в котором соответствующие мероприятия реализуются силами органов государственной власти области без объединения в единую программу. На основе ведомственного подхода возможно построение подсистем электронного правительства в целях повышение эффективности функционирования отдельных органов государственной власти области.
Преимущество ведомственного подхода состоит в возможности наиболее детальной проработки модели управленческих процессов внутри ведомства и разработки такого технического решения, которое наиболее полно отвечало бы задачам конкретного ведомства. Примером может служить информационная система сопровождения Единого государственного экзамена, реализованная Государственным управлением образования Псковской области для решения своей узкоспециализированной задачи.
Несмотря на определенное преимущество, ведомственный подход имеет следующие существенные риски, заключающиеся в отсутствии требуемых ресурсов: финансовых, кадровых, организационных. Так, очевидно, что при ведомственном подходе каждое ведомство должно обеспечить со своей стороны наличие каждого вида ресурса, что, с одной стороны, существенно увеличит нагрузку на ведомства.
С другой стороны, построение информационных систем электронного правительства само по себе является сложной и высокозатратной задачей. При ведомственном подходе эффективность использования бюджетных средств будет чрезвычайно низкой, так как многие однотипные технологические работы будут повторяться для каждого ведомства. В этом состоит риск недостатка финансирования. Существует также большой риск отсутствия в ведомствах квалифицированных кадров, способных к постановке задач в сфере информационных технологий. Вследствие всех этих причин риск невыполнения планов создания ведомственных подсистем электронного правительства для развития информационного общества значителен.
Кроме того, попытка в дальнейшем связать многочисленные ведомственные информационные системы в единую сеть информационного обмена, как это требует концепция предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", будет сопряжена с большим количеством практически непреодолимых проблем по решению вопросов организации межведомственного взаимодействия. Даже если все технические проблемы объединения систем будут решены, остаются очень большие риски невозможности четкого разграничения полномочий пользователей единой системы, организации ее многоканального финансирования и администрирования. Взаимодействие ведомственных информационных систем как между собой, так и с населением и организациями потребует дополнительного согласования на межведомственном уровне, разработки стандартов и технологий обмена информацией, принятия нормативных правовых актов, регламентирующих данное взаимодействие.
Таким образом, очевидно, что без применения программно-целевых методов решения задач развития информационного общества приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить достижение поставленных целей в сжатые сроки.
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной программы развития информационного общества позволит, наоборот, значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий и созданием необходимых информационных систем. При этом основные преимущества программно-целевого метода состоят именно в эффективном использовании ресурсов области, что делает поставленные цели достижимыми в заявленные сроки.
Административный риск может возникнуть в связи с неэффективным управлением программой, в частности из-за срыва мероприятий, неполноты достижения целевых показателей, а также неэффективного использования ресурсов.
В качестве мер ограничения административного риска предусмотрены:
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий;
своевременная корректировка мероприятий программы.
Предлагаются следующие цели программы: