Действующий

О государственной программе Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (с изменениями на 15 апреля 2024 года)



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 24.09.2019 N 510-пп



СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"

(введены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 971-пп)



С 1990 года в связи с социально-экономической трансформацией общества и ухудшением условий жизни численность сельского населения в Архангельской области (далее - сельское население) (если соизмеримо учитывать рабочие поселки, преобразованные с 1990 года в сельские населенные пункты) снизилась почти в два раза (в 2022 году доля сельского населения составила 22,2 процента). За этот период количество сельских населенных пунктов в Архангельской области (далее - сельские населенные пункты) сократилось более, чем на 200 сел и деревень. Доля сельских населенных пунктов с населением до 10 человек составляет свыше 50 процентов.


Основными причинами сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности местных бюджетов сельских поселений Архангельской области, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения. Этому способствует также низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.


Анализ сельских населенных пунктов, жители которых работают в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, показывает, что все поселения имеют фельдшерско-акушерские пункты, во многих из них или в соседних населенных пунктах расположены образовательные организации, везде имеется доступ к культурно-досуговым учреждениям, библиотекам, физкультурно-спортивным сооружениям.


В то же время инженерное обустройство практически всех населенных пунктов, за исключением ряда крупных сельских населенных пунктов, требует значительных капитальных вложений. Доля обеспеченного инженерными коммуникациями жилищного фонда в сельской местности не превышает 22 процентов. В целом практически все сельские населенные пункты, жители которых работают в сельском хозяйстве, находятся в одинаковых условиях относительно развитой социальной и отсталой инженерной инфраструктуры.


Низкий уровень комфортности проживания, а также проблемы с трудоустройством в сельской местности влияют на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Ежегодно из деревень и сел Архангельской области уезжают порядка 5 тыс. человек. Положительных примеров развивающихся сельских населенных пунктов - единицы (например, с. Березник Устьянского муниципального округа Архангельской области, с. Благовещенское Вельского муниципального района Архангельской области). Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли. Развитие сельскохозяйственного производства требует первоочередного улучшения социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.


Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере комплексного развития сельских территорий для достижения целей государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (далее - государственная программа) является неблагоприятная демографическая ситуация, которая складывается по следующим причинам:


отсутствие работы, в том числе с достойной заработной платой;


низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности;


низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;


непривлекательность сельской местности как среды проживания и рост миграционных настроений, в том числе среди молодежи, в сельских населенных пунктах.


Среди базовых условий социального комфорта для проживания ключевую роль играет обеспеченность населения благоустроенным жилищным фондом. В сельской местности порядка 8 тыс. семей состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 (далее - федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"), и федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 (далее - федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), в Архангельской области с 2004 года введено (приобретено) 205,5 тыс. кв. м жилья в сельской местности, благодаря чему свыше 3 тыс. семей улучшили свои жилищные условия. В настоящее время очередь граждан, желающих улучшить жилищные условия в рамках государственной программы, составляет порядка 350 семей.


Недостаток благоустроенного жилья негативно отражается на обеспечении организаций агропромышленного комплекса трудовыми ресурсами, в том числе квалифицированными специалистами. Потребность в ведомственном жилье для специалистов сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет свыше 130 домов (квартир).


Для решения обозначенных выше проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе квалифицированных кадров сельскохозяйственных товаропроизводителей, в благоустроенном жилье.