ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2023 года N 971-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 24 сентября 2019 года N 510-пп



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп, Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 24 сентября 2019 года N 510-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (далее - изменения).


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня его официального опубликования.


Установить, что изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.



Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 09.10.2023 N 971-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА N 510-ПП


1. Наименование изложить в следующей редакции:


"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

ОБЛАСТИ".



2. В преамбуле слова "Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп" заменить словами "Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп".


3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемые:


1) стратегические приоритеты государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области";


2) паспорт государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области";


3) Положение о порядке предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;


4) Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях;


5) Порядок реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения;


6) Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами;


7) Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для специалистов;


8) Порядок предоставления субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области на обеспечение комплексного развития сельских территорий.".


4. Государственную программу Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" исключить.


5. Дополнить стратегическими приоритетами государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" следующего содержания:



"Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 24.09.2019 N 510-пп


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

государственной программы Архангельской области "Комплексное

развитие сельских территорий Архангельской области"



С 1990 года в связи с социально-экономической трансформацией общества и ухудшением условий жизни численность сельского населения в Архангельской области (далее - сельское население) (если соизмеримо учитывать рабочие поселки, преобразованные с 1990 года в сельские населенные пункты) снизилась почти в два раза (в 2022 году доля сельского населения составила 22,2 процента). За этот период количество сельских населенных пунктов в Архангельской области (далее - сельские населенные пункты) сократилось более, чем на 200 сел и деревень. Доля сельских населенных пунктов с населением до 10 человек составляет свыше 50 процентов.


Основными причинами сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются недостаточное финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности местных бюджетов сельских поселений Архангельской области, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения. Этому способствует также низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.


Анализ сельских населенных пунктов, жители которых работают в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, показывает, что все поселения имеют фельдшерско-акушерские пункты, во многих из них или в соседних населенных пунктах расположены образовательные организации, везде имеется доступ к культурно-досуговым учреждениям, библиотекам, физкультурно-спортивным сооружениям.


В то же время инженерное обустройство практически всех населенных пунктов, за исключением ряда крупных сельских населенных пунктов, требует значительных капитальных вложений. Доля обеспеченного инженерными коммуникациями жилищного фонда в сельской местности не превышает 22 процентов. В целом практически все сельские населенные пункты, жители которых работают в сельском хозяйстве, находятся в одинаковых условиях относительно развитой социальной и отсталой инженерной инфраструктуры.


Низкий уровень комфортности проживания, а также проблемы с трудоустройством в сельской местности влияют на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Ежегодно из деревень и сел Архангельской области уезжают порядка 5 тыс. человек. Положительных примеров развивающихся сельских населенных пунктов - единицы (например, с. Березник Устьянского муниципального округа Архангельской области, с. Благовещенское Вельского муниципального района Архангельской области). Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли. Развитие сельскохозяйственного производства требует первоочередного улучшения социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.


Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере комплексного развития сельских территорий для достижения целей государственной программы Архангельской области "Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области" (далее - государственная программа) является неблагоприятная демографическая ситуация, которая складывается по следующим причинам:


отсутствие работы, в том числе с достойной заработной платой;


низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности;


низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;


непривлекательность сельской местности как среды проживания и рост миграционных настроений, в том числе среди молодежи, в сельских населенных пунктах.


Среди базовых условий социального комфорта для проживания ключевую роль играет обеспеченность населения благоустроенным жилищным фондом. В сельской местности порядка 8 тыс. семей состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 (далее - федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"), и федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 (далее - федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), в Архангельской области с 2004 года введено (приобретено) 205,5 тыс. кв. м жилья в сельской местности, благодаря чему свыше 3 тыс. семей улучшили свои жилищные условия. В настоящее время очередь граждан, желающих улучшить жилищные условия в рамках государственной программы, составляет порядка 350 семей.


Недостаток благоустроенного жилья негативно отражается на обеспечении организаций агропромышленного комплекса трудовыми ресурсами, в том числе квалифицированными специалистами. Потребность в ведомственном жилье для специалистов сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет свыше 130 домов (квартир).


Для решения обозначенных выше проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе квалифицированных кадров сельскохозяйственных товаропроизводителей, в благоустроенном жилье.


Проблема дефицита кадров является одной из наиболее актуальных проблем современной экономики, препятствующих устойчивому развитию субъектов Российской Федерации. На сельских территориях дефицит кадров ощущается еще заметнее. Из-за старения работников потребность в квалифицированных кадрах сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет порядка 200 специалистов. Кроме того, до 2030 года в агропромышленном комплексе Архангельской области планируется реализация свыше 20 инвестиционных проектов, в рамках которых необходимо создать около 150 дополнительных высокотехнологичных рабочих мест.


Для решения обозначенных выше проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами.


Объемы капитальных вложений в социальную и инженерную инфраструктуру сельских населенных пунктов существенно сократились с 1990-х годов. Отмечается низкая обеспеченность сельского населения услугами, оказываемыми образовательными организациями, медицинскими организациями, учреждениями культуры. Недостаточно развиты транспортная сеть, торговое и бытовое обслуживание.


В рамках федеральных целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года" и "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в сельских населенных пунктах с 2004 года построено 75,2 км газопроводов и 21,4 км локальных водопроводов, открыто 11 фельдшерских акушерских пунктов (далее - ФАП) и 2 мини-футбольных поля, введены в эксплуатацию 5 муниципальных общеобразовательных организаций и 3 муниципальные дошкольные образовательные организации, построено 8,3 км автомобильных дорог. Однако проблема повышения качества и комфорта сельской среды Архангельской области остается актуальной.


Основная часть жилищного фонда в сельской местности не имеет коммунальных удобств. Только 21 процент жилищного фонда оборудован водопроводом, 16,1 процента - канализацией, 21,9 процента - центральным отоплением, 14 процентов- газом, в том числе менее 2 процентов - природным газом, 8,6 процента - горячим водоснабжением.


Материально-техническую базу образовательных организаций, расположенных в сельской местности, можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Около половины зданий и сооружений образовательных организаций требуют проведения капитального ремонта, 10 процентов признано аварийными. Из общего числа образовательных организаций все виды благоустройства имеют менее 50 процентов зданий. В результате реструктуризации образовательных организаций, расположенных в сельской местности, обучающиеся вынуждены посещать образовательные организации в других населенных пунктах муниципального района Архангельской области, что вызывает определенные трудности с их доставкой и размещением в образовательных организациях, имеющих интернат.


Для оказания медицинской помощи сельскому населению функционируют 437 ФАП. Специалистами ФАП обслуживается сельское население численностью 11,5 процента от общего количества проживающих в Архангельской области. Количество ФАП и врачебных амбулаторий несколько превышает рекомендуемый норматив, что является обоснованным и необходимым для повышения доступности медицинской помощи сельскому населению в связи с территориальными особенностями Архангельской области: большой площадью при низкой плотности населения, труднодоступностью и изолированностью отдельных населенных пунктов (островные территории, отсутствие автомобильных дорог и водных переправ). Материально-техническая база медицинских организаций, расположенных в сельской местности, крайне изношена, 90 процентов зданий ФАП выполнены в приспособленных (нетиповых) зданиях деревянной постройки, десятая часть зданий построена более 50 лет назад. Из общего числа ФАП все виды благоустройства имеют менее 25 процентов. На текущий момент требуется строительство порядка 20 новых ФАП (офисов врачей общей практики).


Потребность в зрительских местах учреждений культуры в сельской местности составляет порядка 2 тыс. единиц, недостаток в клубах и учреждениях клубного типа наблюдается в большинстве муниципальных районов Архангельской области. Из общего числа учреждений культуры все виды благоустройства имеют менее 50 процентов зданий.


Обеспеченность плоскостными спортивными объектами в сельской местности составляет 40,3 процента от минимального социального стандарта в сельской местности Архангельской области.


Одним из основных направлений развития Архангельской области является газификация. В настоящее время природным газом пользуются в основном организации и население крупных городов. Уровень газификации природным газом жилья в сельской местности составляет менее одного процента. Наличие развитых газораспределительных сетей позволит поднять на новый технологический уровень индивидуальные источники отопления и горячего водоснабжения в жилом секторе сельских населенных пунктов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»