Отсутствие реальной способности осуществлять местное самоуправление на территориях небольших городских и сельских поселений, миграционные процессы (прежде всего, миграция сельского населения в крупные городские населенные пункты) привели к более серьезному изменению территориальной организации местного самоуправления.
Новый этап укрупнения муниципальных образований был ознаменован реализацией следующих моделей преобразований муниципальных образований в субъектах Российской Федерации:
присоединение городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, к близлежащему городскому округу с упразднением муниципального района, городских и сельских поселений, входящих в муниципальный район. Наиболее существенные преобразования проведены в Московской области (упразднено 36 муниципальных районов) и Пермском крае (упразднено шесть муниципальных районов). "Точечные" преобразования проводились в Брянской (упразднен один муниципальный район), Кировской (упразднено три муниципальных района) и Ярославской (упразднен один муниципальный район) областях;
объединение городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (с их упразднением), и наделение вновь образованного муниципального образования статусом городского округа. Наиболее существенные преобразования проведены в Ставропольском (упразднено 10 муниципальных районов) и Пермском (упразднено 12 муниципальных районов) краях, Белгородской (упразднено шесть муниципальных районов) и Калининградской (упразднено 13 муниципальных районов) областях. "Точечные" преобразования проводились в Тверской (упразднено три муниципальных района), Нижегородской (упразднен один муниципальный район) и Кировской областях (упразднен один муниципальный район).
По состоянию на конец 2019 года полностью упразднены все муниципальные районы и входившие в их состав сельские и городские поселения с преобразованием их в городские округа в Калининградской (22 городских округа), Магаданской (девять городских округов), Московской (64 городских округа) и Сахалинской (18 городских округов) областях.
С начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ на 1 января 2019 года количество муниципальных районов в Российской Федерации уменьшилось на 100, или на 5,5 процента, а количество городских округов увеличилось на 99, или на 18,8 процента.
Обе указанные модели укрупнения муниципальных образований не согласовывались с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, закрепляющим требования к городским округам, формам и процедуре преобразования муниципальных образований.
Первым этапом законодательного оформления нового этапа укрупнения муниципальных образований стало вступление в силу Федерального закона от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусматривалась возможность объединения всех поселений, входящих в муниципальный район, с городским округом с последующей утратой муниципальным районом статуса муниципального образования.
Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ окончательно законодательно закрепил эволюцию подходов к территориальной организации местного самоуправления путем создания новой модели организации местного самоуправления - муниципального округа.
Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ в полной мере согласуется с международными обязательствами Российской Федерации в сфере местного самоуправления. Так, Европейская хартия местного самоуправления под местным самоуправлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Муниципальные округа образуются вследствие объединения в одно муниципальное образование всех поселений, входящих в состав муниципального района.
Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ в качестве цели (гарантии) обеспечения доступности муниципальной власти для населения предусматривает, что в структуре местной администрации муниципального округа, как правило, образуется территориальный орган, на который возлагается осуществление части функций местной администрации на соответствующих территориях (часть 4 статьи 2).
Перечень вопросов местного значения муниципального округа соотнесен с перечнем вопросов местного значения городского округа в полном объеме. Эта одноуровневая модель управления предоставляет возможности для консолидации кадровых ресурсов, упрощения муниципального устройства, сосредоточения имеющихся ресурсов на решении приоритетных задач развития территории.
Указанные возможности в условиях дефицита профессиональных кадров в муниципальных образованиях и одновременно возрастающего объема задач, связанных, прежде всего, с реализацией национальных проектов, развитием законодательства и усложнением процессов управления, позволяют поставить вопросы преобразования территориальной организации местного самоуправления в Архангельской области и изменения подходов к формированию системы муниципальной службы.