ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2012 года N 881
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2013 - 2020 ГОДАХ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1200.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.10.2012 N 1287, от 02.04.2013 N 326, от 08.07.2013 N 709, от 31.10.2013 N 1250, от 25.12.2013 N 1530)
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлением главы администрации Краснодарского края от 3 сентября 2007 года N 763 "Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных целевых краевых программ"
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края в 2013 - 2020 годах" (прилагается).
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.10.2012 N 1287)
2. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Буров) опубликовать настоящее постановление в краевых средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра природных ресурсов Краснодарского края В.А. Лукоянова.
(п. 3 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2013 N 1250)
4. Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее вступления в силу Закона Краснодарского края о краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, предусматривающего финансирование долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края в 2013 - 2020 годах".
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.10.2012 N 1287)
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 1 августа 2012 года N 881
ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2013 - 2020 ГОДАХ"
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.04.2013 N 326, от 08.07.2013 N 709, от 31.10.2013 N 1250, от 25.12.2013 N 1530)
Наименование программы | долгосрочная краевая целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края в 2013 - 2020 годах" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Водный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Основные разработчики Программы | министерство природных ресурсов Краснодарского края |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2013 N 1250) | |
Координатор Программы | министерство природных ресурсов Краснодарского края |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2013 N 1250) | |
Государственные заказчики, заказчики (или ответственные за выполнение мероприятий), исполнители мероприятий | министерство природных ресурсов Краснодарского края министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края государственные бюджетные учреждения Краснодарского края органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (по согласованию) |
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2013 N 1250) | |
Цели и задачи Программы | цели Программы: гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края задачи Программы: ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах края |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2020 годы |
Объем и источники финансирования Программы | объем финансирования в 2013 - 2020 годах за счет всех источников финансирования составит 13728385,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 1005546,1 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета составляет 5041249,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 972335,0 тыс. рублей за счет средств местных бюджетов муниципальных образований составляет 16792,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1990,1 тыс. рублей За счет средств местных бюджетов планируется финансирование мероприятий Программы по капитальному ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений муниципальной собственности |
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.07.2013 N 709, от 31.10.2013 N 1250, от 25.12.2013 N 1530) | |
Контроль за выполнением Программы | контроль за выполнением Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
С начала освоения территорий Краснодарского края и до настоящего времени размещение населенных пунктов, производственных объектов и объектов инфраструктуры во многом определялось природными условиями региона, строительство осуществлялось на всех более или менее пригодных для этого площадках, в том числе в поймах и долинах рек.
Несмотря на то что в целом по стране суммарный водозабор на хозяйственные нужды относительно невелик и составляет около 3% от среднего многолетнего стока рек, на юге европейской территории России практически все водные ресурсы вовлечены в народнохозяйственную деятельность. В бассейне реки Кубань показатель суммарного водозабора на хозяйственные нужды превышает экологически допустимые объемы изъятия и составляет около 80% от среднегодового стока. Ситуация не является критической в наибольшей степени благодаря созданию на территории края во второй половине двадцатого века системы гидротехнических сооружений (водохранилищ). В то же время в горных и предгорных территориях края до настоящего времени сохраняется дефицит водных ресурсов, что препятствует стабильному социально-экономическому развитию ряда муниципальных образований и края в целом.
Уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях загрязняющих веществ, в том числе токсичных, а также ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.
Улучшение экологического состояния водных объектов возможно при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водоохранные зоны, восстановлению водных объектов и ликвидации накопленного экологического ущерба, а также по охране водных объектов.
Также существует проблема экологического состояния степных рек, которое в большей степени зависит от соблюдения режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. В настоящее время происходит активное хозяйственное освоение не только водоохранных зон, но и прибрежных защитных полос вплоть до береговой линии. Такая активность происходит в результате урбанизации и сельскохозяйственного использования территории, которая сопровождается обвально-оползневой деформацией берегов, активизацией эрозионных и абразионных процессов и изменением водно-физических свойств почв. Все это приводит к загрязнению русел рек, нарушению водного режима, изменению состояния водных экосистем, высокой техногенной эродированности территории и образованию донных наносов в русле рек.
Краснодарский край по своему географическому положению, климатическим условиям, геоморфологическому и геолого-тектоническому строению подвержен частому воздействию опасных природных явлений и стихийных бедствий, вызываемых главным образом опасными метеорологическими, гидрологическими, геологическими процессами и явлениями. Из-за систематических ежегодных затоплений снижается эффективность промышленного производства, туристического комплекса и инвестиционная привлекательность Краснодарского края.
Основными причинами наводнения и паводков являются ливни и дожди, выходы смерчей, интенсивное таяние снега в горных районах, заторы и зажоры на реках, нагонные явления в устьях рек, прорывы плотин, запруд и завалов.
По имеющимся сведениям, наводнения на территории Краснодарского края отмечались на всех реках, однако наводнения, приводящие к катастрофическим последствиям, постоянно отмечаются в бассейнах рек Кубани и Черноморского побережья. Из материалов прошлых лет установлено, что повторяемость наводнений на степных реках значительно ниже, чем на реках бассейна Кубани и Черноморского побережья. Подобная статистика наводнений прежде всего обусловлена топографическими и климатическими условиями. Однако интенсивность их от года к году весьма значительно изменяется, и временами они наносят большой материальный ущерб и приводят к человеческим жертвам.
Всего в Краснодарском крае под угрозой речных наводнений находится около 10% территории (до 900 тыс. га) - наиболее заселенные и ценные для сельского хозяйства и рекреации (бассейны черноморских рек) земли. Особенно остро это проявляется на горных реках Черноморского побережья Краснодарского края, где речные наводнения в последние десятилетия наблюдаются с вероятностью 70%.
Противопаводковая защита на реках, особенно на реках Черноморского побережья, развита очень слабо, в основном включает дамбы обвалования, техническое состояние которых в большинстве случаев оценивается как неудовлетворительное. На реках отсутствуют регулирующие емкости, что не позволяет контролировать расход воды при прохождении паводка.
В Краснодарском крае исторически сложилось так, что сельскохозяйственные и селитебные территории расположены в непосредственной близости от многочисленных водных объектов, которые, в свою очередь, требуют бережного отношения к их водным ресурсам.
Недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений, направленных на защиту населения от наводнений, приводит к значительным затратам бюджетов всех уровней на проведение аварийно-спасательных работ и аварийно-восстановительных работ, компенсационные выплаты населению, переселение населения с территорий, подвергшихся затоплению.
Исправить критическую ситуацию способно только решение проблемы программно-целевым способом, в частности через реализацию мероприятий Программы.
Программно-целевой метод решения задач является важным инструментом защиты населения, территории и экономики Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций, повышает эффективность расходования капитальных вложений и позволяет реализовать длительный и неразрывный во времени комплексный процесс последовательных действий с оценкой результатов предотвращенного ущерба.
Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами, предусмотренными Программой, позволяет использовать сочетание комплексного научного подхода и организации процесса строительства и реконструкции объектов водохозяйственного комплекса, расположенных на водных объектах, с рациональным использованием финансовых средств.
В результате реализации мероприятий Программы к 2020 году на территории Краснодарского края будет защищено от наводнений 230 объектов экономики и жизнеобеспечения, 56 км участков газонефтепроводов, 130 км участков автодорог, 37,5 км линий связи, 16994 га сельхозугодий, 112 населенных пунктов (43500 домов - 208549 человек), в том числе в бассейне 41 реки Черноморского побережья будет защищено от наводнений 77 объектов экономики и жизнеобеспечения, 18,7 км участков газонефтепроводов, 42 моста, 43,6 км участков автодорог, 12,5 км линий связи, 5664,8 га сельхозугодий, 78 населенных пунктов (14504 дома - 57110 человек).
Реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов будет способствовать созданию благоприятных условий жизни населения на территории Краснодарского края.
Мероприятия Программы затрагивают интересы органов местного самоуправления муниципальных образований, населения, проживающего на этих территориях, организаций и учреждений различных форм собственности, что требует координации действий исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, выработки и реализации единой политики в области водного, природоохранного и градостроительного законодательств.
Использование программно-целевого метода будет направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами и применение комплексного научного подхода к организации процесса проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, с рациональным расходованием финансовых средств.
Аналогичные программы ранее не разрабатывались, однако отдельные внепрограммные мероприятия давали ощутимый локальный эффект в местах их проведения. При применении системного и комплексного подхода, проведении согласованных последовательных работ будет достигнут наибольший эффект.
В новых условиях модернизации, развития инновационной экономики Программа будет инструментом, обеспечивающим эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для повышения степени защиты населения, объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, от последствий разрушительных наводнений и для дальнейшего социально-экономического развития края.
Основными целями Программы являются:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края;
обеспечение защищенности населения, территорий и объектов экономики Краснодарского края от наводнений и иного негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнений);
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:
1) ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах края (позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики края, будет способствовать сбалансированному развитию края и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности);
2) строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
3) осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
4) своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнений);
5) формирование целостной и эффективной системы управления водохозяйственным комплексом Краснодарского края и обеспечение высокого уровня защищенности территорий и населения от негативного воздействия вод;
(п. 5 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2013 N 1250)
6) восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
Улучшение экологического состояния водных объектов является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных условий и обеспечения интересов населения региона. Ряд наводнений, произошедших в последние годы на реках черноморского бассейна, значительно ухудшил экологическое состояние водных объектов. Своевременное осуществление экологической расчистки русел рек в горных и предгорных районах Краснодарского края, помимо ликвидации накопленного экологического ущерба, повлечет увеличение пропускной способности русел рек.
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2013 N 1250)
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2013 - 2020 годах в один этап.
Направления реализации Программы определены с учетом комплексного и системного подходов к достижению поставленных целей, программно-целевого способа решения проблемы, целевого финансирования расходов на увеличение обеспечения водными ресурсами текущих и перспективных потребностей, защиту от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе на капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, расчистку русел рек, полностью расположенных на территории края, а также на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, находящихся на территории края (охрану водных объектов или их частей).
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости реализации комплекса мероприятий по формированию целостной и эффективной системы управления водохозяйственным комплексом Краснодарского края с привлечением в установленном порядке средств федерального, краевого и местных бюджетов для увеличения обеспечения водными ресурсами текущих и перспективных потребителей, создания системы противопаводковой защиты территорий Краснодарского края, а также восстановления и экологической реабилитации водных объектов.
В 2013 году по первоочередным мероприятиям Программы за счет средств краевого бюджета планируется финансирование проектных и изыскательских работ, а также финансирование мероприятий, реализация которых начата в период до 2013 года.