Недействующий

 
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2013 года N 1200

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"

(в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2013 N 1533, от 28.02.2014 N 153, от 30.06.2014 N 656, от 30.10.2014 N 1189, от 22.12.2014 N 1495, от 19.06.2015 N 553, от 25.12.2015 N 1277)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить государственную программу Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства" (прилагается).

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153)

2. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Горохова) опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края С.В. Алтухова.

(п. 3 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.06.2015 N 553)

4. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:

1) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года N 881 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края в 2013 - 2020 годах";

2) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 октября 2012 года N 1287 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года N 881 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Предотвращение возможных последствий наводнений на реках Краснодарского края на 2013 - 2020 годы";

3) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 апреля 2013 года N 326 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года N 881 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края в 2013 - 2020 годах";

4) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июля 2013 года N 709 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 августа 2012 года N 881 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края в 2013 - 2020 годах";

5) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 года N 889 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края на 2012 - 2014 годы";

6) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 октября 2012 года N 1143 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 года N 889 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края на 2012 - 2014 годы" за исключением пункта 2;

7) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 марта 2013 года N 302 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 года N 889 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края на 2012 - 2014 годы" за исключением пункта 2;

8) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2013 года N 511 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 года N 889 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края на 2012 - 2014 годы";

9) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 года N 988 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 года N 889 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края на 2012 - 2014 годы";

10) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2011 года N 664 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Леса Кубани (2012 - 2014 годы)";

11) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2012 года N 548 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2011 года N 664 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Леса Кубани (2012 - 2014 годы)";

12) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 декабря 2012 года N 1491 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2011 года N 664 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Леса Кубани (2012 - 2014 годы)";

13) пункт 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2013 года N 616 "О внесении изменений в отдельные постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края";

14) постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2013 года N 1058 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июня 2011 года N 664 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Леса Кубани (2012 - 2014 годы)".

5. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее дня его официального опубликования и вступления в силу закона Краснодарского края о краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающего соответствующее финансирование в 2014 году государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства".

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2013 N 1533, от 28.02.2014 N 153)

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ



Приложение


Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 14 октября 2013 года N 1200

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"  

(в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153, от 30.06.2014 N 656, от 30.10.2014 N 1189, от 22.12.2014 N 1495, от 19.06.2015 N 553, от 25.12.2015 N 1277)

ПАСПОРТ государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства"

Наименование государственной программы

государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства" (далее - государственная программа)

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153)

Координатор государственной программы

министерство природных ресурсов Краснодарского края

Координаторы подпрограмм государственной программы

министерство природных ресурсов Краснодарского края

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности"

подпрограмма "Леса Кубани"
подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса"

подпрограмма "Охрана и рациональное использование животного мира и развитие охотничьего хозяйства"

Ведомственные целевые программы

не предусмотрены государственной программой

Иные исполнители отдельных мероприятий государственной программы

министерство природных ресурсов Краснодарского края

государственные учреждения, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство природных ресурсов Краснодарского края

получатели субсидий - муниципальные образования Краснодарского края

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153)

Цели государственной программы

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

абзац исключен. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153

развитие лесного хозяйства
развитие водохозяйственного комплекса, в том числе:

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения

повышение водообеспечения населения и объектов экономики

сохранение животного мира Кубани и среды его обитания в рамках устойчивого развития региона, развитие охотничьего хозяйства

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153, от 30.10.2014 N 1189)

Задачи государственной программы

развитие системы особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Краснодарского края в целях повышения эффективности государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ)

участие в осуществлении государственного экологического мониторинга на территории Краснодарского края;

информирование населения о состоянии атмосферного воздуха

ведение Красной книги Краснодарского края

обеспечение отвечающего экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов

развитие материально-технической базы государственных лесных инспекторов, обеспечивающей качественное проведение противопожарных профилактических мероприятий, тушение лесных пожаров в первые сутки

повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на воспроизводство, защиту, охрану лесов от пожаров

создание эффективной системы лесоустройства,

получение актуализированной информации о лесных ресурсах и формирование на ее основе данных государственного лесного реестра, в отношении лесов, расположенных в границах Краснодарского края

качественное использование и воспроизводство лесов,

проведение комплекса агролесомелиоративных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление почвенного плодородия

обеспечение защищенности населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их проведения к безопасному техническому состоянию

предотвращение негативного воздействия вод (расчистка русел рек, полностью расположенных на территории Краснодарского края)

сохранение разнообразия объектов животного мира Кубани

поддержание и восстановление численности популяций отдельных видов животных

сохранение и восстановление местообитаний животных, в особенности, критических местообитаний

увеличение численности основных охотничьих ресурсов и сохранение среды их обитания

снижение численности плотоядных животных

обеспечение функционирования государственных природных зоологических заказников краевого значения и общедоступных охотничьих угодий

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов и осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края

абзац исключен. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1277

участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов

ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Краснодарского края

осуществление эффективного федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.02.2014 N 153, от 30.10.2014 N 1189, от 25.12.2015 N 1277)

Перечень целевых показателей государственной программы

количество вновь образованных особо охраняемых природных территорий регионального значения

комплекс работ по сохранению генетического фонда осетровых видов рыб, занесенных в Красную книгу Краснодарского края

обеспечение соблюдения режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения в форме патрулирования

подготовка доклада о состоянии природопользования и об охране окружающей среды

количество мероприятий, связанных с информированием населения о состоянии атмосферного воздуха на территории Краснодарского края

количество кластеров природного орнитологического парка в Имеретинской низменности, охваченных мероприятиями по обеспечению содержания территории

сохраненная численность генетического фонда осетровых видов рыб, занесенных в Красную книгу Краснодарского края

количество особей осетровых видов рыб, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, выпущенных в естественные условия обитания

количество проведенных рейдов патрулирования по обеспечению соблюдения режима особой охраны ООПТ регионального значения

количество населенных пунктов Краснодарского края, охваченных экологическим мониторингом

количество объектов регионального государственного экологического надзора, охваченных инструментально-аналитическим контролем источников загрязнения окружающей среды

защита, воспроизводство и использование лесов, в том числе: лесовосстановление, лесопатологическое обследование, уход за лесом, проектирование и межевание границ земельных (лесных) участков на землях лесного фонда на территории Краснодарского края

улучшение материально-технического обеспечения государственных лесных инспекторов, в том числе приобретение автотранспортных средств (полноприводных легковых автомобилей повышенной проходимости)

приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, в том числе: пожарная автоцистерна объемом 1,0 - 10,0 метра кубического, трактор лесопожарный класса 30 кН, бульдозер мощностью 90 - 175 лошадиных сил, трактор колесный либо гусеничный, седельный тягач, лесопожарный катер, грузовой автомобиль повышенной проходимости, лодка моторная на 4 - 5 человек с подвесным мотором мощностью не менее 40 лошадиных сил, автогрейдер, экскаватор-погрузчик, грузовой автомобиль повышенной проходимости (самосвал), водосливное устройство, мотопомпа, авторемонтная мастерская, почвообрабатывающие орудия, плуг, радиостанция возимая, радиостанция носимая, зажигательный аппарат, ранцевый лесной огнетушитель, бензопила, плуг корпусный навесной для каменистых почв, установка высокого давления, прицеп, лесопатрульный автомобиль

проведение профилактических противопожарных мероприятий (за счет средств федерального бюджета/за счет средств краевого бюджета), в том числе: устройство противопожарных минерализованных полос, уход за противопожарными минерализованными полосами, создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, изготовление аншлагов, изготовление листовок, проведение мероприятий по тушению лесных пожаров в границах лесного фонда на территории Краснодарского края, благоустройство зон отдыха, установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, а также горюче-смазочных материалов, в том числе: рукав пожарный напорный диаметром 25 миллиметров, длиной 20 метров, звуковещательное устройство; пожарный ствол, пожарное ведро, канистра для питьевой воды (20 л), защитные очки, защитная каска, прибор для измерения пожарной опасности погоды, съемная цистерна, резиновая емкость для воды 100 - 1500 л, горюче-смазочные материалы, работа диспетчерского пункта, осуществление наземного патрулирования лесного фонда; проведение учений по практической отработке навыков по тушению условного лесного пожара

приобретение специализированной техники и оборудования для выполнения агролесомелиоративных мероприятий, в том числе трактора

протяженность новых берегоукрепительных сооружений

количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние

протяженность расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек

площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов

протяженность участков рек, на которых проведены работы по охране водных объектов

протяженность участков рек, на которых определены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

количество установленных специальных знаков на местности, протяженность водных объектов, на которых закреплены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос

количество гидротехнических сооружений, на которых проведены регулярные наблюдения за их состоянием

протяженность участков рек, на которых проведены наблюдения за состоянием их дна и берегов, изменениями морфометрических особенностей (общие наблюдения/детальные наблюдения)

протяженность участков рек, на которых проведены наблюдения за состоянием их водоохранных зон

абзац исключен. - Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1277

количество гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, по которым государственными бюджетными учреждениями Краснодарского края обеспечивается безопасность

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях и защищенного в результате проведения инженерных мероприятий, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях

доля протяженности участков, на которых осуществлены работы по оптимизации пропускной способности участков русел рек (расчищенных, углубленных, зарегулированных), к общей протяженности участков, нуждающихся в таких работах

численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена

количество изготовленных бланков охотничьих билетов единого федерального образца

количество объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, охваченных мониторингом и учетом в качестве компонентов биологического разнообразия

количество обнаруженных и описанных участков важнейших местообитаний животных, не отнесенных к охотничьим ресурсам, в том числе критических местообитаний

сохранение и поддержание видового разнообразия охотничьих ресурсов на территории государственных природных (зоологических) заказников краевого значения и охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий

организация рационального комплексного использования и охраны охотничьих ресурсов, сохранение и поддержание их видового разнообразия в условиях интенсивного ведения охотничьего хозяйства

обеспечение рационального использования пернатой дичи на территории Краснодарского края путем ее расширенного воспроизводства с применением промышленных технологий с последующим выпуском ее в охотничьи угодья и особо охраняемые природные территории краевого значения (государственные природные заказники)

количество изготовленных бланков удостоверений производственных охотничьих инспекторов

количество изготовленных нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов

количество приобретенного маточного поголовья лани европейской

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.06.2015 N 553, от 25.12.2015 N 1277)

Сроки и этапы реализации государственной программы

сроки реализации 2014 - 2020 годы
этапы не предусмотрены

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

общий объем финансирования государственной программы составит 17724210,2 тыс. рублей, в том числе планируемые к привлечению средства федерального бюджета - 8088406,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 1367039,7 тыс. рублей

2015 год - 232394,0 тыс. рублей

2015 год - 246228,4 <***> тыс. рублей

2016 год - 262624,8 тыс. рублей

2017 год - 564433,1 тыс. рублей

2018 год - 1564439,8 тыс. рублей

2019 год - 2089156,6 тыс. рублей

2020 год - 2008318,8 тыс. рублей

краевой бюджет - 9608411,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 1470637,4 тыс. рублей

2015 год - 992575,3 тыс. рублей

2015 год - 193762,3 <**> тыс. рублей

2016 год - 1007501,3 тыс. рублей

2017 год - 1006089,8 тыс. рублей

2018 год - 1684027,5 тыс. рублей

2019 год - 1761358,3 тыс. рублей

2020 год - 1686221,6 тыс. рублей

местный бюджет - 27392,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 4926,8 тыс. рублей

2019 год - 17278,4 тыс. рублей

2020 год - 5187,0 тыс. рублей

 --------------------------------

 <**> Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2014 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.

 <***> Объемы бюджетных ассигнований, не использованные государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края", источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, в отношении которых подтверждена потребность в их использовании в текущем финансовом году.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 N 1277)

Контроль за выполнением государственной программы

осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края


1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края


Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, предусматривает коренное улучшение экологической ситуации в России. Экономическая деятельность Краснодарского края представляет собой единую многоотраслевую индустриально-аграрную структуру, где ведущее место занимает агропромышленный комплекс. В экономическом отношении Краснодарский край входит в число наиболее развитых регионов Южного федерального округа.

Вместе с тем значительная доля приходится и на промышленность. Основу промышленного производства края составляют около 850 крупных и средних предприятий и свыше 3,5 тысячи предприятий малого бизнеса. На территории Краснодарского края расположены предприятия топливно-энергетического, химического, машиностроительного, строительного, агропромышленного комплексов, легкой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства. Устойчивое развитие территории, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.

В настоящее время невозможно эффективно решить проблемы охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства, сохранения и восстановления плодородия почв на территории Краснодарского края только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рациональное использование ресурсов.

Государственная программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение проблем по следующим направлениям:

1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Краснодарского края.

В последние годы в экономике Краснодарского края наблюдались сравнительно устойчивые темпы развития. В то же время экологическая обстановка имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края с обеспечением бюджетной самодостаточности не должно сопровождаться экологической деградацией региона. Качество окружающей среды становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности Краснодарского края, оказывая прямое влияние на демографическую ситуацию и здоровье населения.

Экономика Краснодарского края представляет собой многоотраслевой комплекс. Доминирующее положение в региональной экономике занимают сельское хозяйство и легкая промышленность. Также Краснодарский край является высокообеспеченным регионом по природным ресурсам.

Опыт последних 20 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий, в политических и социально-экономических условиях современной России и Краснодарского края. Одной из серьезных проблем является хозяйственное освоение территорий в границах ООПТ. При выделении земельных участков под различные виды хозяйственной деятельности не учитывается вхождение этих участков в границы ООПТ, что приводит к неинформированности владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков о режиме особой охраны этих территорий и ограничениях на ведение в их границах хозяйственной деятельности. Необходимо понимать, что вопросы сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий ставятся с целью сохранения эталонных участков растительности, охраны редких и исчезающих видов животных, сохранения биоразнообразия и экологического баланса территории, что ставит эту проблему в ряд главных приоритетов государственного регулирования.

2. Развитие лесного хозяйства Краснодарского края, сохранение и восстановление плодородия почв.

Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Краснодарского края как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики края и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием лесов Краснодарского края, а также состоянием экологической обстановки.

Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.

Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов Краснодарского края, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы изменений природной среды.

Краснодарский край обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся лесные богатства.

На состояние лесов действуют несколько основных отрицательных факторов, которые могут значительно снизить не только экологическое значение лесов, но также создать социальные проблемы и явиться основой неблагоприятных экономических явлений.

Одним из этих факторов являются потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей, болезней и незаконных рубок леса.

Ежегодно лесные пожары наносят значительный ущерб лесам Краснодарского края. Огонь уничтожает леса, задымленность угрожает экологической безопасности и здоровью не только местного населения, но и отдыхающих, численность которых ежегодно возрастает.

Необходимо учитывать, что на территории Краснодарского края находятся свыше 200 населенных пунктов, потенциально подверженных угрозе ландшафтных пожаров.

Ущерб от лесных пожаров может намного превысить затраты на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе (далее - АПК) сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в этой сфере.

3. Развитие водохозяйственного комплекса Краснодарского края

В настоящее время происходит активное хозяйственное освоение не только водоохранных зон, но и прибрежных защитных полос вплоть до береговой линии. Такая активность происходит в результате урбанизации и сельскохозяйственного использования и сопровождается обвально-оползневой деформацией берегов, активизацией эрозионных и абразионных процессов и изменением водно-физических свойств почв. Все это приводит к загрязнению русел рек, нарушению водного режима, изменению состояния водных экосистем, высокой техногенной эродированности территории и образованию донных наносов в русле рек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»