ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2001 года N 1221-П
О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРАВИЛАХ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, И ОБРАЗЦАХ НЕКОТОРЫХ ДОКУМЕНТОВ
(в редакции Постановления ЗС Краснодарского края от 25.05.2011 N 2614-П)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Законодательного Собрания Краснодарского края
от 18 апреля 2012 года N 3212-П
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Утвердить Методические правила подготовки и оформления актов, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края (приложение 1).
2. Рекомендовать субъектам права законодательной инициативы в Законодательное Собрание Краснодарского края при подготовке проектов нормативных правовых актов использовать образцы некоторых документов Законодательного Собрания Краснодарского края согласно приложению 2.
3. Направить настоящее постановление субъектам права законодательной инициативы для ознакомления и руководства.
4. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8 июня 1995 года N 98-П "О Методических правилах подготовки нормативных правовых актов Законодательного Собрания Краснодарского края" признать утратившим силу.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(в редакции Постановления ЗС Краснодарского края от 25.05.2011 N 2614-П)
Настоящие Методические правила подготовлены на основании и в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края".
Цель настоящих Методических правил - выработка единообразных требований, предъявляемых к организации подготовки и оформлению нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края.
Проекты нормативных правовых актов Краснодарского края, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края, готовятся с целью:
внесения изменений и дополнений в федеральные законы в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной сфер жизни края, регулирование которых выходит за пределы исключительного ведения Российской Федерации и совместного с субъектами Российской Федерации ведения;
содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов;
определения статуса органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в крае и их должностных лиц.
Посредством включаемых в закон правовых норм законодатель устанавливает желаемую и требуемую модель (правило) правомерного поведения. Содержание правовой нормы составляют:
условия, при которых эта норма действует;
правило поведения (требования, которые предъявляются к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения);
меры принуждения (санкции).
Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило, располагаются в следующей последовательности:
сфера действия закона;
цели и задачи;
общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в определенные правоотношения;
правовые последствия;
заключительные и переходные положения.
В заключительных и переходных положениях устанавливаются:
а) сроки и порядок вступления в силу закона Краснодарского края или его отдельных положений;
б) положения о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов или других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона Краснодарского края;
в) положения о приведении главой администрации (губернатором) Краснодарского края, руководителями органов исполнительной власти Краснодарского края, органами и должностными лицами местного самоуправления своих нормативных актов в соответствие с принятым законом Краснодарского края.
Разработка проектов нормативных правовых актов осуществляется на принципах координации, согласования и планирования действий субъектов права законодательной инициативы. Подготовка этих проектов ведется с учетом разграничения компетенции между органами государственной власти Краснодарского края. При этом следует избегать искусственного расширения законодательной компетенции за счет предметов ведения органов исполнительной власти края, с одной стороны, а с другой - издания актов органами исполнительной власти края по вопросам, требующим законодательного регулирования.
Обязательными условиями эффективности нормативных правовых актов Краснодарского края являются требования согласованности проектируемых норм с системой действующего законодательства, устранения всех противоречий между новым актом и действующим законодательством. Нормативный правовой акт Краснодарского края не должен текстуально повторять положения федерального нормативного правового акта.
В случае отсутствия федерального закона или неполного урегулирования вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Законодательное Собрание края может осуществлять собственное правовое регулирование. Если же такой федеральный закон принят, то закон края подлежит незамедлительной отмене либо приведению в соответствие с вновь принятым федеральным законом.
Рекомендуется больше внимания обращать на регулирование вопросов, находящихся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом объективной потребности заполнения на краевом уровне возникающих пробелов в законодательстве. Такие законопроекты должны готовиться на основе и в соответствии с Уставом Краснодарского края.
При подготовке того или иного документа важно правильно выбрать форму акта, которая адекватно отражала бы предмет правового регулирования. При подготовке проектов новых документов должна быть устранена множественность актов, регламентирующих одни и те же вопросы, ликвидированы имеющиеся в них противоречия и неувязки.
Согласно статье 6 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" Законодательное Собрание Краснодарского края принимает Устав Краснодарского края, законы края, постановления, регламент, положения.
При определении предмета закона необходимо учитывать соотношение законов и подзаконных актов и критерии, характеризующие закон как акт высшей юридической силы. К таким критериям следует отнести:
значимость и стабильность регулируемых общественных отношений. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения;
соответствие содержания закона предметам ведения Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
первичность нормативного регулирования отношений, составляющих предмет отрасли права.
Законами Краснодарского края:
утверждается бюджет Краснодарского края и отчет о его исполнении, представленные главой администрации (губернатором) Краснодарского края;
устанавливаются в соответствии с Уставом Краснодарского края основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти края;
устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории края, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти края определяется порядок деятельности органов местного самоуправления в крае;
утверждаются программы социально - экономического развития края, представленные главой администрации (губернатором) Краснодарского края;
устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению края, а также порядок их взимания;
устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Краснодарского края, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
утверждаются заключение и расторжение договоров Краснодарского края;
устанавливается порядок назначения и проведения референдума Краснодарского края;
устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти края, а также выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
устанавливается административно - территориальное устройство Краснодарского края и порядок его изменения;
утверждается схема управления краем, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти края;
регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края и законами края к ведению и полномочиям Краснодарского края.
Постановлениями Законодательного Собрания Краснодарского края:
определяется порядок деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края;
назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица края, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Краснодарского края;
назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти края, а также дата выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края;
назначается референдум Краснодарского края в случаях, предусмотренных законом Краснодарского края;
оформляется решение о недоверии (доверии) главе администрации (губернатору) Краснодарского края, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти края, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти края принимал участие в соответствии с Уставом Краснодарского края;
утверждается соглашение об изменении границ Краснодарского края;
оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти края.
По вопросам установления порядка деятельности и организации работы Законодательного Собрания Краснодарского края принимаются Регламент Законодательного Собрания Краснодарского края и Положение о комитетах Законодательного Собрания.
Приступая к работе над законопроектом, важно всесторонне оценить необходимость издания закона, для чего следует:
убедиться в наличии действительной потребности в урегулировании тех или иных отношений на законодательном уровне, избегая разработки законопроектов там, где целесообразнее принятие подзаконных актов;
изучить результаты опроса общественного мнения в крае и статистические данные;
четко уяснить существо предполагаемого правового регулирования и цели, которые имеется в виду достигнуть изданием нового закона;
изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты края (если они имеются) по теме проекта либо близким по содержанию вопросам; ознакомиться с практикой применения действующих нормативных правовых актов;
проанализировать предложения ученых;
определить возможные последствия действия будущего закона: экономические, политические, социальные, правовые, экологические, демографические и другие;
определить затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации положений будущего закона, а также оценить целесообразность таких затрат с точки зрения ожидаемых результатов.
Разработка законопроекта осуществляется в следующих формах:
а) проекта нового закона Краснодарского края (если требуется новое решение какого - либо самостоятельного вопроса или если по одному и тому же вопросу имеется несколько нормативных правовых актов);
б) проекта закона о внесении изменений и дополнений в действующий закон Краснодарского края;
в) проекта закона с новой редакцией (новым текстом) действующего закона Краснодарского края, улучшающей содержание принятых ранее законодательных норм.
Проект нормативного правового акта состоит, как правило, из названия, преамбулы, нормативных предписаний, изложенных в тексте закона, и заключительных положений.