АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 сентября 2010 года N 506-па
О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 15 января 2009 г. N 3-па
{Фактически недействующий}
Администрация Магаданской области постановляет:
1. Внести изменения в постановление администрации Магаданской области от 15 января 2009 г. N 3-па "Об утверждении областной целевой программы "Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа), изложив Программу в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
Н. Дудов
Приложение | |
"Утверждена |
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на 2009-2013 годы"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на 2009-2013 годы"
Наименование | областная целевая программа "Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - Федеральный закон от 04 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"; |
Государственный Заказчик Программы | администрация Магаданской области |
Разработчик | комитет экономики администрации Магаданской области |
Исполнитель | комитет экономики администрации Магаданской области |
Цель | интеграция региона в систему международного разделения труда и развитие внешнеэкономически х связей для оживления экономики региона, создание системы мер по организационной и информационной поддержке предприятий и организаций Магаданской области, ориентированных на выпуск экспортной продукции |
Задачи Программы | - создание благоприятных условий для доступа товаров и услуг, производимых в области, на мировой рынок; |
Объемы и источники финансирования | объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 9900 тыс. рублей, в том числе: |
Сроки реализации Программы | 2009-2013 годы |
Ожидаемые | - активизация внешнеторговых контактов с целью расширения гарантированных рынков сбыта продукции, что позитивно отразится не только на производстве, но также и на других секторах экономики (сельском хозяйстве, сфере услуг); |
Система организации контроля за исполнением | контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" |
Индикаторы Программы | - увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности на 10%; |
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразность ее финансирования за счет средств областного бюджета
Участие предприятий и организаций во внешнеэкономической деятельности вносит большой вклад в развитие экономики, дает возможность приобретать для проведения реконструкции и модернизации производства технику, машины и оборудование мирового уровня. В результате развития внешнеэкономической деятельности пополняется бюджет, создаются новые рабочие места, повышается обеспеченность населения потребительского товарами.
Осуществление внешнеэкономических связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, на совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.
Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства или региона, что вызывает потребность в развитии производительных сил и способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.
Либерализация внешнеэкономических отношений предусматривает расширение доступа в страну зарубежных инвестиций, устранение государственного контроля внешнеэкономических связей, снятие ограничений для импорта, экспорта, обеспечение конвертируемости национальной валюты.
В условиях открытой экономики внешние факторы - экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятости, а, следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие.
К числу основных элементов внешнеэкономической деятельности Магаданской области можно отнести внешнюю торговлю товарами и услугами, поступление иностранных инвестиций, деятельность совместных и иностранных предприятий.
Анализ основных показателей внешнеэкономической деятельности Магаданской области за последнее десятилетие выявляет негативные тенденции.
Степень интеграции экономики Магаданской области в мировую экономику характеризуется динамикой и характером экспортно-импортных операций. За последние 3 года отмечается отсутствие роста областного экспорта товаров и услуг, так, экспорт товаров достиг своей максимальной величины в 2004 году - 72 млн. долларов США, в 2005 году уменьшился на 2%. Из года в год наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса, т.е. объем импортных закупок ежегодно превышает величину экспортных поставок (таблица N 1).
Таблица N 1
Основные показатели внешней торговли Магаданской области в 2000-2008 годах (тыс. долларов США)
Год | Импорт | Экспорт | Сальдо торгового баланса | Коэффициент покрытия импорта | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2000 | 50 204 | 39 799 | -10 405 | 79,3 | 90003 |
2001 | 61174 | 50 010 | -17 161 | 74,4 | 117184 |
2002 | 58 721 | 66 834 | 8 100 | 113,8 | 125 555 |
2003 | 61 192 | 40 512 | -20 680 | 66,2 | 101 705 |
2004 | 89 215 | 72 151 | -17 063 | 80,9 | 161 367 |
2005 | 96 089 | 70 800 | -25 289 | 73,7 | 166 889 |
2006 | 100 051 | 71 134 | -28 917 | 71,1 | 171 186 |
2007 | 119 422 | 170 319 | 50 896 | 142 | 289 742 |
2008 | 152 301 | 207 960 | 55 659 | 136 | 360 261 |
С точки зрения динамики развития внешнеэкономической деятельности можно отметить, что достаточно благоприятным сложился для Магаданской области 2002 год. Увеличение внешнеторгового оборота в 2002 году было обусловлено в большей степени ростом на 34% объема экспорта. Кроме того, в 2002 году сложилось положительное сальдо торгового баланса, которое составило 8,1 млн. долларов США.
Коэффициент покрытия импорта экспортом возрос за период 1997-2002 годы с 24% до 114%.
Однако, начиная с 2002 года, наблюдается ежегодное повышение отрицательного сальдо торгового баланса. Коэффициент покрытия импорта экспортом снизился к 2006 году до 71%. С 2004 года сокращались импортные закупки зарубежных технологических машин и оборудования для обновления производственной базы.
При отсутствии роста регионального экспорта, он имеет сырьевую направленность - в общем объеме экспорта фактически отсутствует продукция с высокой степенью обработки, при одновременном увеличении импорта продовольственных товаров.
С 2002 года по экспорту началось снижение по таким позициям, как алкогольные и безалкогольные напитки, готовые продукты из мяса, рыбы, ракообразных моллюсков, продукты переработки овощей, плодов и др. В настоящее время этих показателей вообще нет в общем объеме структуры областного экспорта. В течение последних лет ведущие места в общем объеме экспорта Магаданской области занимают следующие позиции: черные металлы, рыба и ракообразные, руды, шлак, зола и др.
Сокращается количество предприятий Магаданской области, участвующих во внешнеторговой деятельности (таблица N 2).
По данным Дальневосточного таможенного управления количество участников внешнеэкономических связей Магаданской области год от года менялось. За последнее десятилетие их число уменьшилось с 281 до 136. В последние годы наблюдается незначительный рост числа участников внешнеэкономической деятельности (2005 год - 109; 2006 год – 121; 2007 год – 136), однако, этот рост достигается за счет участников, импортирующих товары, количество же участников, осуществляющих экспортную деятельность, с 2000 года снизилось на 40% и в последние 3 года держится на одном уровне – 17 участников.
В 2007 году это составляло около 12% общего количества участников внешнеэкономической деятельности Магаданской области. Доля участников внешнеэкономических связей Магаданской области в общем объеме Дальневосточного федерального округа в 2005 году составляла 0,7%.
Таблица N 2
Количество участников внешнеэкономической деятельности Магаданской области в 1997-2007 годах (ед.)
Год | Импорт | Экспорт | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 |
1997 | 271 | 25 | 281 |
1998 | 197 | 26 | 207 |
1999 | 126 | 27 | 137 |
2000 | 112 | 29 | 130 |
2001 | 132 | 22 | 142 |
2002 | 104 | 24 | 121 |
2003 | 86 | 20 | 100 |
2004 | 104 | 23 | 118 |
2005 | 100 | 17 | 109 |
2006 | 112 | 17 | 121 |
2007 | 126 | 17 | 136 |
2008 | 159 | ||
2009 | 128 |
Кроме этого, следует отметить и такой фактор, как снижение торговой активности со странами дальнего зарубежья - последние 2 года наблюдается сокращение объемов внешнеторговых контактов с партнерами из стран Европы (Австрия, Германия, Великобритания) и др.
Развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности является необходимым условием повышения внешнеторговой активности. Международная статистика свидетельствует, что мировая торговля услугами является сегодня наиболее динамичным и быстро прогрессирующим сектором мирового хозяйства. Во всем мире внешнеторговый оборот услугами растет быстрее, чем экспортно-импортные операции торговли товарной продукцией.
Однако в Магаданской области ситуация на рынке услуг продолжает оставаться нестабильной, отличается сокращением их доли во внешнеторговом обороте. Географическое местоположение Магаданской области предопределило доминирующую роль транспортных услуг в общем объеме экспорта. В последние годы на их долю приходилось от 78% до 91%. В течение последних лет экспорт всех видов услуг развивался неравномерно. Крайне слабо развита инфраструктура транспортно-логистических фирм и складская инфраструктура (транспортно-логистические фирмы - организации, осуществляющие весь спектр транспортно-экспедиторских услуг, услуг по таможенному оформлению товаров, информационных услуг в области экспортно-импортных операций).
Как результат такого положения - остается существенное превышение импорта услуг над экспортом, что является фактором, тормозящим нормальное развитие региона. Все чаще магаданские предприятия вынуждены пользоваться комплексом услуг, предоставляемых иностранными перевозчиками. Кроме того, в Магаданской области сегодня не существует ни одной специализированной организации по информационному обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности.
Современная рыночная экономика характеризуется приходом на российский рынок отечественных и иностранных инвесторов. Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из важнейших условий экономического роста региона.
Приток зарубежных капиталовложений, как части инвестиционной активности, жизненно важен для подъема экономики. При этом, естественно, наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются регионы с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также обладающие значительными запасами сырья.
Однако в последние годы приток инвестиций в область существенно снизился. Доля Магаданской области последние годы не превышает 0,5% от общего объема инвестиций по Дальнему Востоку.
При этом Магаданская область является одним из потенциально перспективных регионов России для размещения иностранного капитала. На ее территории сосредоточено около 11% запасов россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России.
Прогнозные ресурсы благородных металлов в 3-6 раз превышают их разведанные запасы, в том числе прогнозируемые ресурсы рудного золота в 2 раза превышают суммарный объем золотодобычи за предшествующие 70 лет при положительной рентабельности вновь открываемых месторождений. Кроме того, наличие запасов пресной воды, лесов, экологически чистых растительных продуктов и, прежде всего, выгодное географическое положение Магаданской области - близость к рынкам Азии, все эти факторы создают для Магаданской области широкие перспективы развития.