АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2012 года N 305-п
Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Ненецком автономном округе на 2012-2015 годы"
(В редакции постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 25.07.2013 N 296-п, от 03.10.2013 N 358-п)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 13 апреля 2015 года N 106-п
____________________________________________________________________
В соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 01.11.2002 N 372-оз "Об охране труда в Ненецком автономном округе" Администрация Ненецкого автономного округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Ненецком автономном округе на 2012-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель
главы Администрации
Ненецкого автономного округа
А.Ю. Шаньгин
постановлением Администрации
Ненецкого автономного округа
от 17.10.2012 N 305-п
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Улучшение условий и охраны труда в Ненецком автономном округе на 2012-2015 годы"
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Ненецком автономном округе на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Р аспоряжение Администрации Ненецкого автономного округа от 28.03.2012N 15-р "О разработке ведомственной целевой программы " Улучшение условий и охраны труда в Ненецком автономном округе на 2012-2015 годы " |
Сроки реализации Программы | 2012-2015 годы |
Государственный заказчик | Управление труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа |
Цель Программы | Снижение рисков несчастных случаев и профессиональной заболеваемости работников на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа (далее - организации) от предотвратимых причин |
Задачи Программы | 1. Обеспечение безопасных условий труда в организациях . |
Перечень основных мероприятий Программы | 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа. |
Объемы и источники | Общий объем финансирования - 3302,8 тыс. рублей, в том числе: средства окружного бюджета –3302,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих до 1,6 в 2015 году; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Текущий контроль заходом реализации Программы осуществляет Управление труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа. Мониторинг, контроль и оценку эффективности реализации Программы осуществляет Управление финансов Ненецкого автономного округа |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Охрана труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, неразрывно связана с социально-экономическим положением организаций, в которых они трудятся, современным состоянием экономики, окружающей среды, основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, а также с качеством образования и обучения.
Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания были и остаются огромной человеческой трагедией, являются причиной наиболее серьёзных экономических потерь, которые несет наше общество.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу в 2008 году в организациях Ненецкого автономного округа произошло 52 несчастных случая, из них - 5 со смертельным исходом, в 2009 году – 27 несчастных случаев на производстве, в 2010 году – 24 несчастных случая, из них 3 – сосмертельным исходом, в 2011 году – 30 несчастных случаев на производстве. По данным полученным от обособленного структурного подразделения в Ненецком автономном округе Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе только за 1 квартал 2012 года в организациях округа произошло 11 несчастных случаев на производстве, из них – 6со смертельным исходом. Более подробные данные отражены в таблице 1.
Таблица 1
Количество несчастных случаев на производстве, по категориям
N п/п | Наименование | Годы | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 3 мес. | ||
1 | Число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом | 5* | 5** | 3* | 1* | 6** |
2 | Числотяжелыхнесчастных случаев на производстве | 13** | 5** | 5** | 3** | 5** |
3 | Число групповых несчастных случаев на производстве | 2** | нет данных | 1** | нет данных | 1** |
4 | Всего несчастных случаев на производстве | 52* | 27* | 24* | 30* | 11** |
* Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу.
** Данные обособленного структурного подразделения в Ненецком автономном округе Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
Анализ производственного травматизма свидетельствует о том, что наибольшее число несчастных случаев на производстве и высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности как сельское хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых.
Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возрастают показатели производственного травматизма и количество несчастных случаев на производстве.
Статистические наблюдениявыявили, что в течение последних 5 лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Ненецком автономном округе характеризуется данными, представленными в таблице2.
Таблица 2
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах (по данным Росстата)
Территория | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 2,9 | 2,7 | 2,5 | 2,1 | 2,2 |
Северо-Западный федеральный округ | 3,9 | 3,6 | 3,3 | 2,7 | 2,9 |
Ненецкий автономный округ | 3,9 | 3,1 | 3,0 | 1,7 | 1,5 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ненецком автономном округе показывает, что основной причиной их возникновения являются:
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
- нарушение правил дорожного движения;
- неудовлетворительная организация производства работ;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
К другим причинам относятся:
- несовершенство технологических процессов;
- ликвидация и отказ от создания в организациях служб охраны труда;
- правовая неграмотность в области охраны труда;
- слабое, а порой полное неиспользование средств индивидуальной защиты;
- низкая трудовая и производственная дисциплина.
Таблица 3
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)
Территория | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 23,4 | 24,9 | 26,2 | 27,5 | 29,0 |
Северо-Западный федеральный округ | нет данных | 25,1 | нет данных | 27,9 | нет данных |
Таблица 4
Удельный вес численности работников отдельных организаций в Ненецком автономном округе, занятых во вредных, опасных и не отвечающих гигиеническим нормативам условиях труда
(по данным Росстата)
(на конец отчетного года, в процентах от общей численности работников организаций)
Наименование показателя | Работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда | Заняты на тяжелых работах | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Удельный вес численности работников организаций обрабатывающих производств | 15,7 | 14,1 | 12,9 | 5,0 | 13,5 | 13,5 |
Удельный вес численности работников организаций по добыче полезных ископаемых | 26,7 | 23,8 | 31,2 | 11,2 | 10,0 | 12,0 |
Удельный вес численности работников организаций транспорта | 28,4 | 53,8 | 54,8 | 6,3 | 26,8 | 16,1 |
Удельный вес численности работников организаций связи | 3,1 | 5,1 | 6,4 | нет данных | ||
Удельный вес численности работников организаций строительства | 34,9 | 23,1 | 26,8 | нет данных |
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы.
В 2011 году по результатам мониторинга состояния условий и охраны труда, проведённого в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 91, в 111 организациях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, выявлено следующее:
- в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает 31,5 % работников, тем не менее проведена аттестация по условиям труда лишь 730 рабочих мест, что составляет всего 18,38% от общего числа проанализированных рабочих мест (3970) при требуемом значении 100%.
- прошли обучение и проверку знаний по охране труда 38,6% работников от общего числа работающих, тем не менее согласно трудовому законодательству этот процент должен составлять 100%.
- количество работников службы охраны труда составляет 39 человек, что свидетельствует о том, что в 71 организациях из 111не имеется специалистов в области охраны труда;
- подготовка работодателей в области охраны труда находится на ненадлежащем уровне, особенно в этом плане выделяются работодатели бюджетной сферы, потребительской кооперации, сельского хозяйства;
- ни в одной организации округа не проведена сертификация работ по охране труда.
В большинстве случаев отсутствие должной организации работы по управлению охраной труда в бюджетных учреждениях вызвано отсутствием специалиста по охране труда, в некоторых случаях это обусловлено объективными причинами (в основном это малаячисленность работников и недостаток финансирования).
Особая ситуация с безопасностью труда складывается на предприятиях малого и среднего бизнеса. В большинстве из них отсутствуют службы и специалисты по охране труда, работа по аттестации рабочих мест не ведется, не проводятся медосмотры, работники не обеспечиваются спецодеждой и т.д.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Ненецкого автономного округа с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в России, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, является социальная значимость данной проблемы в части сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации работников и работодателей для улучшения последними условий труда.