ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 ноября 2009 года N 1670
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2013 ГОДЫ"
{Название постановления в редакции:
Постановление Правительства области от 11.10.2010 N 1143}
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 11.10.2010 N 1143;
Постановление Правительства области от 06.06.2011 N 625;
Постановление Правительства области от 19.09.2011 N 1142;
Постановление Правительства области от 27.12.2011 N 1666;
Постановление Правительства области от 06.08.2012 N 944;
Постановление Правительства области от 31.10.2012 N 1296;
Постановление Правительства области от 09.12.2013 N 1246}
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа).
2. (утр. силу в ред. Постановление Правительства области от 11.10.2010 N 1143)
Справку о выполнении постановления представить к 24 марта 2014 года.
Губернатор области В.Е. Позгалев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 02.11.2009 N 1670
(в ред. Постановления Правительства области от 31.10.2012 N 1296)
Паспорт Программы
Наименование Программы | - долгосрочная целевая программа "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области на 2011-2013 годы" |
Основания для разработки Программы | - Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года |
Основные цели и задачи Программы | - цель - повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере художественного образования области; |
Сроки реализации Программы | - 2011-2013 годы |
Ответственный исполнитель Программы | - Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 7 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей до 10,8% ; |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы
В Вологодской области сеть образовательных учреждений сферы культуры и искусства составляют 45 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств, а также Центр творческого развития и гуманитарного образования "Дом знаний") и 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для работы в сфере культуры.
В образовательных учреждениях дополнительного образования детей сферы культуры и искусства в области обучаются 14,5 тыс. человек, а также 689 человек - в учреждениях среднего профессионального образования. Педагогический состав государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры составляет более 1700 человек. В системе профессионального и дополнительного художественного образования сосредоточена значительная часть творческой интеллигенции, видных деятелей культуры и искусства области.
Проводимые в стране реформы - модернизация российского образования, административная реформа системы государственной власти с разграничением полномочий между федеральными и региональными уровнями власти, установление правовых, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, непосредственно затрагивают сферу образования в области культуры и искусства. Индивидуальный характер обучения в учреждениях художественного образования делает образование в сфере культуры и искусства затратной статьей бюджета, в связи с чем в условиях передачи полномочий по предоставлению услуг по дополнительному образованию детей на уровень муниципальных образований, выделение необходимых объемов финансирования и поддержка такой затратной статьи местного бюджета становится существенной проблемой для органов местного самоуправления.
На основании закона области от 29 ноября 2010 года N 2419-ОЗ "О нормативах расходных потребностей" (с последующими изменениями) установлен единый норматив финансирования общего и дополнительного образования в размере 9 815 рублей на 1 жителя в возрасте от 0 до 18 лет. Объединение вопросов финансирования общего образования и дополнительного образования в сфере культуры и искусства, традиционно решаемых органами местного самоуправления, раздельно курирующими вопросы культуры и образования, и установление для них единого норматива финансирования также создают предпосылки для сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых учреждениям дополнительного образования детей сферы культуры и искусства, вследствие чего детские школы искусств поставлены в условия финансирования по остаточному принципу. Таким образом, отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике.
Снизились темпы обновления школьных библиотек программно-методической и нотной литературой, более 50 процентов учебно-методического фонда не соответствует современным требованиям и нуждается в замене.
В настоящее время наибольшая часть учебного оборудования, музыкальных инструментов и учебных зданий образовательных учреждений находится в неудовлетворительном состоянии. По состоянию на 1 января 2009 года потребность в обновлении музыкальных инструментов образовательных учреждений сферы культуры и искусства в области составляет более 450 наименований. Число детских школ искусств в области, нуждающихся в капитальном ремонте, с 2006 года возросло на 10 процентов и составляет в настоящее время 47,7 процента от общего числа детских школ искусств в области. По данным ФГУП "Главный информационно-вычислительный центр", по числу детских школ искусств, требующих капитального ремонта, Вологодская область занимает 3 место по Северо-Западному федеральному округу после Ленинградской области и Республики Карелия.
Мероприятия Программы призваны способствовать сохранению и развитию существующей сети учреждений дополнительного образования детей и количественного охвата детского населения услугами дополнительного образования в части централизованного методического обеспечения деятельности школ искусств, выполнения ими федеральных государственных требований.
Вопросы развития образования стали важной составляющей Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором особый акцент сделан на необходимости возрождения российской образовательной системы, на достижении лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве.
Интенсивное развитие информационных технологий тесно связано с их проникновением в мир культурного пространства, что, безусловно, оказывает влияние на специальности культуры и искусства. Особое значение приобретает использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и осуществление подготовки кадров для учреждений культуры предполагает использование информационных технологий в таких специальностях, как дизайн, библиотечно-информационное обслуживание, светорежиссура, звуковое и видеотехническое обеспечение. Использование сети Интернет открывает возможности сотрудничества с деятелями культуры и искусства всего мира, стимулирует установление культурного обмена на межрегиональном и международном уровнях.
На этом фоне состояние информатизации детских школ искусств и системы среднего профессионального образования сферы культуры и искусства в области можно оценить как неудовлетворительное. Все достижения национального проекта "Образование", направленные на модернизацию общей образовательной системы и внедрение современных образовательных технологий, не коснулись образования сферы культуры и искусства, в результате чего учреждения художественного образования слабо обеспечены техническими средствами обучения.
В современных условиях особого внимания требует вопрос самореализации и профессионального самоопределения одаренных обучающихся, и в этой связи на государственном уровне необходимо содействовать выявлению и развитию природных задатков у детей и молодежи на всех ступенях их образования, оказывать адресную поддержку талантливым детям.
В Вологодской области разработан комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей. Проведение областных конкурсов и фестивалей по всем специальностям, реализуемым в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства в области, способствует выявлению талантливых детей со всех районов Вологодской области. Стимулирование творческой деятельности обучающихся осуществляется посредством выдвижения одаренных детей на получение грантов и стипендий Министерства культуры Российской Федерации, премий в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Поддержке высокого качества музыкального образования, совершенствованию профессионального мастерства молодых исполнителей, укреплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры способствует проведение в Вологодской области учрежденных совместно Правительством области и Министерством культуры Российской Федерации значимых культурных проектов: Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "Кубок Севера", Губернаторский международный юношеский конкурс имени В.А. Гаврилина.
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, формированию их личностного и профессионального самоопределения. Первоочередными направлениями деятельности в решении указанных задач являются:
организация выставок и концертов одаренных детей, издание и публикация творческих работ обучающихся;
финансирование участия одаренных детей и молодежи в областных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и других мероприятиях;
выделение ежегодных областных премий одаренным обучающимся.
Одной из системных проблем деятельности школ искусств области является кадровая проблема, а именно отсутствие притока молодых специалистов в учебные заведения. Существенным фактором для решения указанной проблемы является взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований области с профессиональными образовательными учреждениями. Необходимы активизация профориентационной работы образовательных учреждений в районах по осуществлению набора абитуриентов на основе целевой контрактной подготовки, повышение качества подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, осуществление работы, направленной на профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников, оказание методической помощи молодым специалистам. Мероприятия Программы направлены на комплексное улучшение ситуации в образовательных учреждениях сферы культуры, что делает названные учреждения более привлекательными для трудоустройства выпускников отраслевых профессиональных учебных заведений.
Настоящая Программа охватывает широкий спектр проблем образовательных учреждений сферы культуры и искусства в Вологодской области. Выполнение программных мероприятий создаст условия для успешного функционирования системы образования в сфере культуры и искусства области, повышения качества предоставляемых образовательных услуг в области культуры и искусства. Реализация Программы позволит сохранить и развить сеть образовательных учреждений, достичь соответствия между потребностями рынка труда, объемами и качеством подготовки специалистов в области культуры.
2. Основные цель и задача Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере художественного образования области.
Программа предусматривает решение следующей задачи модернизации материально-технической базы 100% образовательных учреждений сферы культуры и искусства области.
Развитие системы образования в сфере культуры и искусства области является сложным и трудоемким процессом. Задача по модернизации материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства требует решения на основе программно-целевого метода, рассчитанного на среднесрочный 3-летний период.
Программно-целевой метод позволит сконцентрироваться на решении назревших проблем, что обеспечит повышение качества и доступности услуг, предоставляемых указанными учреждениями, как основы развития и функционирования отрасли культуры в регионе.
В связи с вышеизложенным, определены сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы, реализация которых обеспечит достижение поставленной цели, приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в сумме 7 000,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 5 000,0 тыс. рублей,
2012 год - 0,0 рублей,
2013 год - 2 000,0 тыс. рублей,
субсидии бюджетам муниципальных образований области из регионального фонда софинансирования расходов - в сумме 6 592,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение Программы и объем финансирования мероприятий Программы по получателям бюджетных средств представлены в приложении 2 к Программе.
Субсидии бюджетам муниципальных образований области предоставляются в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства (приложение 3 к Программе).
Прогнозная (справочная) оценка расходов, предусмотренных для достижения целей и решения задач Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований области, составит 351,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 241,7 тыс. рублей,
2012 год - 0,0 рублей,
2013 год - 110,0 тыс. рублей.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с разделом 6 Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 2 сентября 2011 года N 1063.
Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области проводит консультационно-справочную работу и дает разъяснения положений Программы в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации.
В целях эффективной реализации Программы определены следующие меры по координации деятельности органов местного самоуправления:
взаимное информирование о принятых правовых актах органами местного самоуправления и Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия области в рамках Программы;
проведение Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия области консультаций с органами местного самоуправления по вопросам реализации Программы.