ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 октября 2010 года N 1135
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТХОДАМИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
Утратил силу в ред. Постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1228.
(Наименование в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1214)
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства области от 30.05.2011 N 598;
Постановление Правительства области от 25.07.2011 N 871;
Постановление Правительства области от 08.08.2011 N 966;
Постановление Правительства области от 26.09.2011 N 1214;
Постановление Правительства области от 21.11.2011 N 1463;
Постановление Правительства области от 27.12.2011 N 1667;
Постановление Правительства области от 16.01.2012 N 8;
Постановление Правительства области от 09.07.2012 N 776;
Постановление Правительства области от 22.10.2012 N 1227;
Постановление Правительства области от 29.10.2012 N 1255;
Постановление Правительства области от 24.12.2012 N 1580}
В целях предотвращения загрязнения окружающей среды области отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы".
(Наименование в ред. Постановления Правительства области от 26.09.2011 N 1214)
Губернатор области В.Е. Позгалев
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011- 2015 годы"
(далее - Программа)
(Программа в ред. Постановления Правительства области от 09.07.2012 N 776)
Наименование Программы | - долгосрочная целевая программа "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы" |
Основания для разработки Программы | - закон области от 2 декабря 2008 года N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" (с последующими изменениями) |
Основные цели и задачи Программы | - цели: предотвращение загрязнения окружающей среды области отходами производства и потребления; обеспечение экологической безопасности и санитарно-эпидемиологической; (в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227 ) - задачи: создание эффективной системы сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях области; безопасное размещение отходов за счет строительства новых отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов; обустройство скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил (в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227 ) |
Сроки реализации Программы | - 2011-2015 годы |
Ответственный исполнитель Программы Соисполнитель Программы (позиция введена в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227 ) | - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области - Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Объемы и источники финансирования Программы | - об ъем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 135612,4 тыс. рублей (в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227 ) (в ред. Постановления Правительства области от 29.10.2012 N 1255 ) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - рост экологически безопасной утилизации бытовых отходов с 102,784 тыс.т в 2011 году до 595,494 тыс.т в 2015 году; - увеличение доли экологически безопасной утилизации бытовых отходов к 2015 году до 80,3%; - строительство 8 полигонов ТБО; - строительство 3 мусороперерабатывающих заводов; - обустройство 13 скотомогильников. (в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227 ) |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы
Загрязнение территории области отходами производства и потребления является одной из наиболее серьезных региональных экологических проблем.
За последние 5 лет на территории области образовалось около 17 млн. т отходов производства и потребления, в том числе 600 тыс. т бытовых отходов. Причем наблюдается опережающая тенденция роста объема бытовых отходов и мусора (в 2010 году по сравнению с 2000 годом - в 2,3 раза). От деятельности предприятий на территории области накоплено более 144 млн. т различных промышленных отходов.
В общем объеме образовавшихся отходов по области доля предприятий г. Череповца составляет 8589,98 тыс. т (52,2%), предприятий Вологодского района - 611,637 тыс. т (3,7%), Сокольского района - 428,656 тыс. т (2,6%), Череповецкого района – 4338,93 тыс. т (26,3%), Вытегорского района – 645,677 тыс. т (3,9%), Грязовецкого района – 250,645 тыс. т (1,5%), Великоустюгского района – 302,33 тыс. т (1,8%). На долю остальных муниципальных образований приходится 8% от объема образовавшихся отходов.
Третья часть всех образовавшихся отходов, или 6,2 млн. т, размещается и захоранивается на полигонах ТБО и иных объектах размещения отходов. В региональном кадастре отходов зарегистрировано 394 объекта для захоронения бытовых отходов, из них 37 полигонов, 357 свалок. Свалки существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем атмосферного воздуха (метан, сернистый газ и др.), почвы и грунтовых вод (тяжелые металлы, растворители, диоксины). Площадь, занимаемая объектами захоронения бытовых отходов, составляет 687,541 га, из них полигоны - 127,681 га.
За последние 9 лет на территории области ежегодно вводится в действие от 1 до 5 полигонов ТБО. Без увеличения темпов строительства полигонов ТБО и новых мусороперерабатывающих предприятий область сможет перейти на экологически безопасную утилизацию отходов только через 70 лет. В городах Вологде, Череповце и 8 районных центрах области не имеется полигонов ТБО.
Утилизация ТБО промышленными методами производится только в г. Череповце на мусоросжигательном заводе. Однако безопасно утилизируется недостаточное количество отходов, что способствует росту объемов отходов, размещаемых на свалках ТБО. В связи с этим необходимо строительство мусоросортировочных комплексов в наиболее крупных городах области (г. Череповец, г. Вологда, г. Сокол).
Кроме того, по результатам инвентаризации объектов размещения отходов, проведенной в 2009 году, на территории области выявлено 12 свалок ТБО, находящихся в водоохранной и подтопляемой зоне водных объектов, из них 2 свалки в 2010 году рекультивированы. Ряд свалок находится в черте населенных пунктов (г. Вологда, г. Бабаево, п. Туровец), что также противоречит природоохранным требованиям.
Существующее количество объектов захоронения отходов (394) для области превышает потребность, необходима оптимизация сети объектов, что позволит уменьшить площади земель, изымаемых под захоронение отходов, и сэкономить финансовые ресурсы. Экономически обоснованные схемы размещения объектов захоронения отходов, предусматривающие их сокращение, разработаны на территории всех муниципальных районов и утверждены в 15 районах.
Учет принимаемых отходов организован только на каждом третьем объекте размещения отходов (77,4% полигонов ТБО, 54,3% санкционированных свалок и только на 22,1% несанкционированных свалок). Акты выбора земельных участков оформлены для 224 объектов, эксплуатирующие организации определены для 86 объектов захоронения отходов. Эксплуатация свалок в большинстве случаев осуществляется с нарушением экологических требований, ряд свалок остаются бесхозяйными, отсутствует спецтехника для их эксплуатации.
Из всего объема образовавшихся за 2011 год промышленных и бытовых отходов более 80% используется. Утилизация твердых бытовых отходов промышленными методами производится в незначительном объеме только в г. Череповце.
С целью увеличения объема перерабатываемых отходов законом области от 2 декабря 2008 года N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" (с последующими изменениями) введен запрет передачи и приема отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, для захоронения на полигоны и свалки твердых бытовых отходов по перечню, утверждаемому уполномоченным органом.
Для обезвреживания или переработки вторичных ресурсов на территории области принимаются ртутьсодержащие, нефтесодержащие отходы, отработанные покрышки и резинотехнические изделия, стеклобой, макулатура, отходы пластмассы и оргтехники.
На территории области существует проблема использования золошлаковых отходов. Данные отходы размещаются на отвалах и не используются как вторичное сырье. Золоотвал занимает площадь 431,5 га, в нем накоплено более 12,6 млн. тонн золошлаковых отходов.
В настоящее время требует решения вопрос оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил, соблюдения их санитарно-защитных зон. Несоблюдение вышеуказанных требований по содержанию скотомогильников может привести к образованию стойких почвенных очагов и создать реальную угрозу возникновения эпизоотий и эпидемий.
(в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227)
Целесообразность решения перечисленных проблем программно-целевым методом объясняется:
ресурсоемкостью и значимостью проблем на областном уровне;
потребностью в комплексной увязке экологических мероприятий с текущими и перспективными задачами развития территорий и секторов экономики области;
необходимостью учета экономических, производственных и социальных факторов, так как проблема обращения с отходами тесно связана практически со всеми сферами жизнедеятельности;
необходимостью создания инструментов для реализации региональной политики по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами, обеспечивающих согласованность органов власти всех уровней и бизнеса.
Возможные риски реализации Программы обусловлены увеличением загрязнения окружающей среды отходами в связи с ростом экономики и благосостояния населения и недостатком ресурсов, необходимых для решения задач Программы.
Снижение рисков в значительной мере связано с полнотой реализации программных мероприятий.
Основными целями Программы являются предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности на территории области.
(в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227)
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
создание эффективной системы сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях области;
безопасное размещение отходов за счет строительства новых отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов;
обустройство скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил.
(в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227)
Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
Программные мероприятия представляют собой комплекс работ, направленных на предотвращение и снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления. Перечень программных мероприятий представлен в приложении 1 к Программе. Перечень мероприятий по переработке и обезвреживанию бытовых и промышленных отходов, финансируемых за счет внебюджетных источников, представлен в приложении 2 к Программе.
Справочно приводится информация с участием средств внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение Программы представлено в приложении 3 к Программе. Получателем бюджетных средств Программы является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (приложение 4 к Программе).
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 135612,4 тыс. рублей, из них:
(в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227)
(в ред. Постановления Правительства области от 29.10.2012 N 1255)
на 2011 год - 82128,9 тыс. рублей;
на 2012 год - 26993,4 тыс. рублей;
(в ред. постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1227)
(в ред. Постановления Правительства области от 29.10.2012 N 1255)
на 2013 год- 8279,8 тыс. рублей;
на 2014 год - 0,0 тыс. рублей;
на 2015 год - 18210,3 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Допускается софинансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты реализации Программы.