ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 июля 2012 года N 776
О внесении изменения в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1135
Утратил силу в ред. Постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1228.
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1135 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы", (с последующими изменениями) изменение, изложив долгосрочную целевую программу "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы", утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
О.А. Кувшинников
Приложение
к постановлению Правительства области
от 09.07.2012 N 776
"Утверждена
постановлением Правительства области
от 04.10.2010 N 1135
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011- 2015 годы"
(далее – Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | - долгосрочная целевая программа "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы" |
Основания для разработки Программы | - закон области от 2 декабря 2008 года N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" (с последующими изменениями) |
Основные цели и задачи Программы | - цели: предотвращение загрязнения окружающей среды области отходами производства и потребления; обеспечение экологической безопасности; - задачи: создание эффективной системы сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях области; безопасное размещение отходов за счет строительства новых отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов |
Сроки реализации Программы | - 2011-2015 годы |
Ответственный исполнитель Программы | - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области |
Объемы и источники финансирования Программы | - объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 120094,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - рост экологически безопасной утилизации бытовых отходов с 102,784 тыс.т в 2011 году до 595,494 тыс.т в 2015 году; - увеличение доли экологически безопасной утилизации бытовых отходов к 2015 году до 80,3%; - строительство 8 полигонов ТБО; - строительство 3 мусороперерабатывающих заводов; - привлечение средств внебюджетных источников на реализацию мероприятий по переработке и обезвреживанию бытовых и промышленных отходов в сумме 2173242,0 тыс. рублей. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы
Загрязнение территории области отходами производства и потребления является одной из наиболее серьезных региональных экологических проблем.
За последние 5 лет на территории области образовалось около 17 млн. т отходов производства и потребления, в том числе 600 тыс. т бытовых отходов. Причем наблюдается опережающая тенденция роста объема бытовых отходов и мусора (в 2010 году по сравнению с 2000 годом – в 2,3 раза). От деятельности предприятий на территории области накоплено более 144 млн. т различных промышленных отходов.
В общем объеме образовавшихся отходов по области доля предприятий г. Череповца составляет 8589,98 тыс. т (52,2%), предприятий Вологодского района - 611,637 тыс. т (3,7%), Сокольского района – 428,656 тыс. т (2,6%), Череповецкого района – 4338,93 тыс. т (26,3%), Вытегорского района – 645,677 тыс. т (3,9%), Грязовецкого района – 250,645 тыс. т (1,5%), Великоустюгского района – 302,33 тыс. т (1,8%). На долю остальных муниципальных образований приходится 8% от объема образовавшихся отходов.
Третья часть всех образовавшихся отходов, или 6,2 млн. т, размещается и захоранивается на полигонах ТБО и иных объектах размещения отходов. В региональном кадастре отходов зарегистрировано 394 объекта для захоронения бытовых отходов, из них 37 полигонов, 357 свалок. Свалки существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем атмосферного воздуха (метан, сернистый газ и др.), почвы и грунтовых вод (тяжелые металлы, растворители, диоксины). Площадь, занимаемая объектами захоронения бытовых отходов, составляет 687,541 га, из них полигоны – 127,681 га.
За последние 9 лет на территории области ежегодно вводится в действие от 1 до 5 полигонов ТБО. Без увеличения темпов строительства полигонов ТБО и новых мусороперерабатывающих предприятий область сможет перейти на экологически безопасную утилизацию отходов только через 70 лет. В городах Вологде, Череповце и 8 районных центрах области не имеется полигонов ТБО.
Утилизация ТБО промышленными методами производится только в г. Череповце на мусоросжигательном заводе. Однако безопасно утилизируется недостаточное количество отходов, что способствует росту объемов отходов, размещаемых на свалках ТБО. В связи с этим необходимо строительство мусоросортировочных комплексов в наиболее крупных городах области (г. Череповец, г. Вологда, г. Сокол).
Кроме того, по результатам инвентаризации объектов размещения отходов, проведенной в 2009 году, на территории области выявлено 12 свалок ТБО, находящихся в водоохранной и подтопляемой зоне водных объектов, из них 2 свалки в 2010 году рекультивированы. Ряд свалок находится в черте населенных пунктов (г. Вологда, г. Бабаево, п. Туровец), что также противоречит природоохранным требованиям.
Существующее количество объектов захоронения отходов (394) для области превышает потребность, необходима оптимизация сети объектов, что позволит уменьшить площади земель, изымаемых под захоронение отходов, и сэкономить финансовые ресурсы. Экономически обоснованные схемы размещения объектов захоронения отходов, предусматривающие их сокращение, разработаны на территории всех муниципальных районов и утверждены в 15 районах.
Учет принимаемых отходов организован только на каждом третьем объекте размещения отходов (77,4% полигонов ТБО, 54,3% санкционированных свалок и только на 22,1% несанкционированных свалок). Акты выбора земельных участков оформлены для 224 объектов, эксплуатирующие организации определены для 86 объектов захоронения отходов. Эксплуатация свалок в большинстве случаев осуществляется с нарушением экологических требований, ряд свалок остаются бесхозяйными, отсутствует спецтехника для их эксплуатации.
Из всего объема образовавшихся за 2011 год промышленных и бытовых отходов более 80% используется. Утилизация твердых бытовых отходов промышленными методами производится в незначительном объеме только в г. Череповце.
С целью увеличения объема перерабатываемых отходов законом области от 2 декабря 2008 года N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" (с последующими изменениями) введен запрет передачи и приема отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, для захоронения на полигоны и свалки твердых бытовых отходов по перечню, утверждаемому уполномоченным органом.
Для обезвреживания или переработки вторичных ресурсов на территории области принимаются ртутьсодержащие, нефтесодержащие отходы, отработанные покрышки и резинотехнические изделия, стеклобой, макулатура, отходы пластмассы и оргтехники.
На территории области существует проблема использования золошлаковых отходов. Данные отходы размещаются на отвалах и не используются как вторичное сырье. Золоотвал занимает площадь 431,5 га, в нем накоплено более 12,6 млн. тонн золошлаковых отходов.
Целесообразность решения перечисленных проблем программно-целевым методом объясняется:
ресурсоемкостью и значимостью проблем на областном уровне;
потребностью в комплексной увязке экологических мероприятий с текущими и перспективными задачами развития территорий и секторов экономики области;
необходимостью учета экономических, производственных и социальных факторов, так как проблема обращения с отходами тесно связана практически со всеми сферами жизнедеятельности;
необходимостью создания инструментов для реализации региональной политики по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами, обеспечивающих согласованность органов власти всех уровней и бизнеса.
Возможные риски реализации Программы обусловлены увеличением загрязнения окружающей среды отходами в связи с ростом экономики и благосостояния населения и недостатком ресурсов, необходимых для решения задач Программы.
Снижение рисков в значительной мере связано с полнотой реализации программных мероприятий.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основными целями Программы являются предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, обеспечение экологической безопасности на территории области.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
создание эффективной системы сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях области;
безопасное размещение отходов за счет строительства новых отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов.
Сроки реализации Программы – 2011-2015 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Программные мероприятия представляют собой комплекс работ, направленных на предотвращение и снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления. Перечень программных мероприятий представлен в приложении 1 к Программе. Перечень мероприятий по переработке и обезвреживанию бытовых и промышленных отходов, финансируемых за счет внебюджетных источников, представлен в приложении 2 к Программе.
Справочно приводится информация с участием средств внебюджетных источников.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы представлено в приложении 3 к Программе. Получателем бюджетных средств Программы является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (приложение 4 к Программе).
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 120094,7 тыс. рублей, из них:
на 2011 год – 82128,9 тыс. рублей;
на 2012 год – 11475,7 тыс. рублей;
на 2013 год- 8279,8 тыс. рублей;
на 2014 год – 0,0 тыс. рублей;
на 2015 год – 18210,3 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Допускается софинансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.
5. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты реализации Программы.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области обеспечивает подготовку предложений по объемам и условиям предоставления муниципальным образованиям средств областного бюджета для реализации Программы. Правила предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы" представлены в приложении 5 к Программе. Субсидии органам местного самоуправления выделяются с учетом возможностей областного бюджета на очередной финансовый год.
Реализация мероприятий Программы, предусматривающих закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств областного бюджета, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и заместителем Губернатора области, курирующим соответствующую сферу.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы ответственный исполнитель Программы:
- два раза в год (20 июля и 20 января) представляет заместителю Губернатора области, курирующему соответствующую сферу, а в копии – в департамент экономики Правительства области (с 24 июля 2012 года – Департамент экономики области) и контрольно-аналитическое управление Правительства области справку о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем;
- ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, готовит и направляет в департамент экономики Правительства области (с 24 июля 2012 года – Департамент экономики области), а также в Департамент финансов области годовой отчет о ходе реализации Программы.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области осуществляет внутриведомственный контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств, а также проведение комплексных проверок с участием представителей Департамента финансов области.
Информация об итогах выполнения Программы размещается на сайте Правительства области и включается в ежегодные доклады Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
7. Оценка результатов реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий планируется:
рост экологически безопасной утилизации бытовых отходов с 87,7 тыс. т в 2010 году до 595,494 тыс. т в 2015 году;
увеличение доли экологически безопасной утилизации бытовых отходов к 2015 году до 80,3%;
строительство 8 полигонов ТБО;
строительство 3 мусороперерабатывающих заводов;
привлечение средств внебюджетных источников на реализацию мероприятий по переработке и обезвреживанию бытовых и промышленных отходов в сумме 2173242,0 тыс.рублей.
Реализация Программы в целом существенно снизит уровень загрязнения окружающей среды твердыми бытовыми отходами, позволит улучшить санитарно-эпидемиологическое состояние населенных пунктов и условия жизнедеятельности людей.
Оценка результатов реализации Программы производится на основе качественных и количественных показателей, непосредственно характеризующих изменение исходного состояния окружающей среды, путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.