ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2011 года N 1214
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 4 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА N 1135
Утратил силу в ред. Постановления Правительства области от 22.10.2012 N 1228.
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1135 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2013 годы" (с последующими изменениями) следующие изменения:
в названии постановления цифры "2013" заменить цифрами "2015";
в абзаце втором цифры "2013" заменить цифрами "2015";
долгосрочную целевую программу "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2013 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор области В.Е. Позгалев
Приложение к постановлению Правительства области от | |
"Утверждена постановлением Правительства области от 04.10.2010 N 1135 |
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011- 2015 годы"
(далее – Программа)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | долгосрочная целевая программа "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы" |
Основания для разработки Программы | закон области от 2 декабря 2008 года N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" |
Государственный заказчик- координатор Программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области |
Разработчики Программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области при участии органов местного самоуправления муниципальных образований |
Основные цели и задачи Программы | Цели: предотвращение загрязнения окружающей среды области отходами производства и потребления, обеспечение экологической безопасности: задачи: - создание эффективной системы сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях области; - безопасная утилизация отходов за счет строительства новых отвечающих современным требованиям объектов размещения отходов; - внедрение современных технологий переработки промышленных и бытовых отходов с постепенным отказом от существующих способов их захоронения, в том числе увеличение объемов переработки вторичного сырья |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
Исполнители Программы | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, органы местного самоуправления муниципальных образований, субъекты инвестиционной деятельности |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 5649,3877 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета – 128,1457 млн. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований области из регионального фонда софинансирования расходов – 123,4457 млн. рублей*, внебюджетные источники – 5521,242 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы (показатели результативности и эффективности) | рост экологически безопасной утилизации бытовых отходов со 102,784 тыс.т. в 2011 году до 603,528 тыс.т. в 2015 году; увеличение доли экологически безопасной утилизации бытовых отходов к 2015 году до 81,2 %; строительство 10 полигонов ТБО; строительство 3 мусороперерабатывающих заводов |
Система контроля за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и вице-губернатором области. |
* объем средств областного бюджета ежегодно корректируется исходя из возможностей доходной базы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа
Загрязнение территории области отходами производства и потребления является одной из наиболее серьезных региональных экологических проблем.
На территории области за последние 5 лет образуется около 17 млн.т отходов производства и потребления, в том числе 600 тыс. т бытовых отходов. Причем наблюдается опережающая тенденция роста объема бытовых отходов и мусора (в 2010 году по сравнению с 2000 годом – в 2,3 раза). От деятельности предприятий на территории области накоплено более 144 млн. т различных промышленных отходов.
В общем объеме образовавшихся отходов по области доля предприятий г. Череповца составляет 8589,98 тыс. т (52,2 %), предприятий Вологодского района – 611,637 тыс. т (3,7%), г. Сокола и Сокольского района – 428,656 тыс. т (2,6 %), Череповецкого района – 4338,93 тыс. т (26,3 %), Вытегорского района – 645,677 тыс. т (3,9 %), Грязовецкого района – 250,645 тыс. т (1,5 %), Великоустюгского района – 302,33 тыс. т (1,8%). На долю остальных муниципальных образований приходится 8 % от объема образовавшихся отходов.
Третья часть всех образовавшихся отходов, или 6,2 млн. т размещается и захоранивается на полигонах ТБО и иных объектах размещения отходов. В региональном кадастре отходов зарегистрировано 394 объекта для захоронения бытовых отходов, из них 37 полигонов, 357 свалок. Свалки существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем атмосферного воздуха (метан, сернистый газ и др.), почвы и грунтовых вод (тяжелые металлы, растворители, диоксины). Площадь, занимаемая объектами захоронения бытовых отходов, составляет 687,541 га, из них полигоны – 127,681 га.
За последние 9 лет на территории области ежегодно вводится в действие от 1 до 5 полигонов ТБО. Без увеличения темпов строительства полигонов ТБО и новых мусороперерабатывающих предприятий область сможет перейти на экологически безопасную утилизацию отходов только через 70 лет. В городах Вологде, Череповце и 8 районных центрах области не имеется полигонов ТБО.
Утилизация ТБО промышленными методами производится только в г. Череповце на мусоросжигательном заводе. Однако количество утилизируемых отходов остается недостаточным, что способствует росту объемов отходов, размещаемых на свалках ТБО. В связи с этим необходимо строительство мусоросортировочных комплексов в наиболее крупных городах области (г. Череповец, г. Вологда, г. Сокол).
Кроме того, по результатам инвентаризации объектов размещения отходов, проведенной в 2009 году, на территории области выявлено 12 свалок ТБО, находящихся в водоохранной и подтопляемой зоне водных объектов, из них 2 свалки рекультивированы в 2010 году. Ряд свалок находится в черте населенных пунктов (г. Вологда, г. Бабаево, п. Туровец), что также противоречит природоохранным требованиям.
Существующее количество объектов захоронения отходов (394) для области превышает потребность, необходима оптимизация сети объектов, что позволит уменьшить площади земель, изымаемых под захоронение отходов, и сэкономить финансовые ресурсы. Экономически обоснованные схемы размещения объектов захоронения отходов, предусматривающие их сокращение, разработаны на территории всех муниципальных районов, утверждены в - 15 районах.
Учет принимаемых отходов организован только на каждом третьем объекте размещения отходов (77,4% полигонов ТБО, 54,3% санкционированных свалок и только на 22,1% несанкционированных свалок). Акты выбора земельных участков оформлены для 224 объектов, эксплуатирующие организации определены для 86 объектов захоронения отходов. Эксплуатация свалок в большинстве случаев осуществляется с нарушением экологических требований, ряд свалок остаются бесхозяйными, отсутствует спецтехника для их эксплуатации.
Из всего объема образовавшихся за 2010 год промышленных и бытовых отходов около 70% используется. Утилизация твердых бытовых отходов промышленными методами производится в незначительном объеме только в г. Череповце.
С целью увеличения объема перерабатываемых отходов законом области от 2 декабря 2008 года N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" введен запрет передачи и приема отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, для захоронения на полигоны и свалки твердых бытовых отходов по перечню, утверждаемому уполномоченным органом.
Для обезвреживания или переработки вторичных ресурсов на территории области принимаются ртутьсодержащие, нефтесодержащие отходы, отработанные покрышки и резинотехнические изделия, стеклобой, макулатура, отходы пластмассы и оргтехники. Несмотря на некоторое увеличение объемов переработки вторичного сырья, развитие сети организаций, принимающих такие отходы от населения недостаточно.
На территории области существует проблема использования золошлаковых отходов. Данные отходы размещаются на отвалах и не используются как вторичное сырье. Золоотвал занимает площадь 431,5 га, в нем накоплено более 12,6 млн. тонн золошлаковых отходов.
Целесообразность решения перечисленных проблем программно-целевым методом объясняется:
ресурсоемкостью и значимостью проблем на областном уровне;
потребностью в комплексной увязке экологических мероприятий с текущими и перспективными задачами развития территорий и секторов экономики области;
необходимостью учета экономических, производственных и социальных факторов, так как проблема обращения с отходами тесно связана практически со всеми сферами жизнедеятельности;
необходимостью создания инструментов для реализации региональной политики по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами, обеспечивающих согласованность органов власти всех уровней и бизнеса.
Возможные риски реализации Программы обуславливаются следующими факторами:
увеличением загрязнения окружающей среды отходами в связи с ростом экономики и благосостояния населения;
недостатком ресурсов, необходимых для решения задач Программы.
Снижение рисков в значительной мере связано с полнотой реализации программных мероприятий.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основными целями Программы являются предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, обеспечение экологической безопасности на территории области.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
создание эффективной системы сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях области;
безопасная утилизация отходов за счет строительства новых отвечающих современным требованиям объектов размещения и переработки отходов;
внедрение современных технологий переработки промышленных и бытовых отходов с постепенным отказом от существующих способов их захоронения, в том числе увеличение объемов переработки вторичного сырья.
Сроки реализации Программы – 2011-2015 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия представляют собой комплекс работ, направленных на предотвращение и снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления (Приложение 1 к Программе).
Организационные мероприятия предусматривают организацию и проведение конкурса на лучшую организацию работ по сбору, вывозу, переработке и утилизации ТБО на территории муниципальных образований области.
Основные мероприятия:
Предоставление субсидий органам местного самоуправления на софинансирование мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов: предусматривается строительство и обустройство 7 контейнерных площадок для сбора бытовых отходов и мусора на территории Туровецкого сельского поселения Междуреченского района, включенного в пилотный проект "Развитие социального потенциала сельских поселений".
Предоставление субсидий органам местного самоуправления на софинансирование мероприятий по строительству полигонов ТБО: предусматривается строительство 10 полигонов ТБО, начало строительства 6 полигонов ТБО.
Инвестиционные мероприятия по переработке и обезвреживанию промышленных и бытовых отходов направлены на внедрение современных технологий переработки промышленных и бытовых отходов с постепенным отказом от существующих способов их захоронения, в том числе увеличение объемов переработки вторичного сырья.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 5649,3877 млн. руб. (приложение 2 к Программе), из них:
средства областного бюджета – 128,1457 млн. руб.:
на 2011 год – 93,8 млн. руб.;
на 2012 год – 7,8556 млн. руб.;
на 2013 год- 8,2798 млн. руб.;
на 2014 год – 0,0 млн. руб.;
на 2015 год – 18,2103 млн. руб.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей доходной базы областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Субсидии органам местного самоуправления выделяются в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы" (приложение 3 к Программе).
Объемы финансирования мероприятий Программы сформированы с учетом требований к уровню софинансирования за счет средств областного бюджета расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Предотвращение загрязнения окружающей среды Вологодской области отходами на 2011-2015 годы".
5. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты реализации Программы.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области осуществляет управление исполнителями Программы, обеспечивает подготовку предложений по объемам и условиям предоставления муниципальным образованиям средств областного бюджета для реализации Программы (приложение 3 к Программе).
Реализация мероприятий Программы, предусматривающих закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств областного бюджета, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области и вице-губернатором области, курирующим соответствующую сферу.