Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2014 года N 202

О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 595

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 15.10.2018 N 638, вступающего в силу со дня официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________

В целях приведения объемов финансирования государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" в соответствие с Областным законом от 16.12.2013 N 75-ЗС "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и оптимизации бюджетных расходов Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в приложение N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 595 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" изменение, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра промышленности и энергетики Гребенщикова А.А.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

комитет по охране окружающей

среды и природных ресурсов

Ростовской области


Приложение к постановлению Правительства Ростовской области
от 27.03.2014 N 202

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование"

ПАСПОРТ государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование"


Наименование государственной программы

-

государственная программа Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель  государственной программы

-

комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области (далее - Ростоблкомприрода)

Соисполнитель государственной программы

-

департамент лесного хозяйства Ростовской области (далее - ДЛХ РО);

 министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - министерство ЖКХ области)

Участники государственной программы

-

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее - министерство строительства РО);

 департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области (далее - Депохотрыбхоз РО);

 государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Дирекция государственных природных заказников областного значения"
 (далее - ГБУ РО "Дирекция");

 государственные автономные учреждения Ростовской области, подведомственные департаменту лесного хозяйства Ростовской области (далее - ГАУ РО);

 администрации муниципальных образований в случае принятия их представительными органами соответствующих решений;

 ООО "Экострой-Дон"

Подпрограммы государственной программы

-

1. Охрана окружающей среды в Ростовской области;

 2. Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области;

 3. Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области;

 4. Развитие лесного хозяйства Ростовской области;

 5. Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Цель  государственной программы

-

повышение защищенности окружающей среды от антропогенного воздействия для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, рациональное использование и охрана природных ресурсов

Задачи государственной программы

-

снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду и сохранение природных экосистем;

 устойчивое обеспечение потребностей экономики области в общераспространенных полезных ископаемых и обеспечение геологической информацией о недрах;

 устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

 повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении экологического потенциала лесов;

 создание  комплексной системы управления твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников;

 доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления;

 доля площади Ростовской области, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения;

 индекс численности ценных видов охотничьих ресурсов на территории Ростовской области;

 количество выданных лицензий на право пользования участками недр местного значения;

 ущерб, предотвращенный в результате реализации мероприятий по расчистке паводкоопасных участков рек;

 доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;

 лесистость территории Ростовской области;

 количество действующих санкционированных и законсервированных объектов размещения твердых бытовых отходов

Этапы и сроки реализации государственной  программы

-

2014 - 2020 годы.
 Э тапы реализации государственной программы не выделяются

Ресурсное обеспечение государственной программы

-

Объем финансирования государственной программы в 2014 - 2020 годах за счет всех источников составит 12 210 432,6 тыс. рублей,
 в том числе:
 в 2014 году - 4 273 530,7 тыс. рублей;

 в 2015 году - 1 345 907,3 тыс. рублей;

 в 2016 году - 1 799 064,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 1 691 548,7 тыс. рублей;

 в 2018 году - 1 689 960,2 тыс. рублей;

 в 2019 году - 703 479,4 тыс. рублей;

 в 2020 году - 706 942,3 тыс. рублей.
 Объем финансирования за счет средств областного бюджета  - 5 468 128,9 тыс. рублей, в том числе:
 в 2014 году - 842 817,4 тыс. рублей;

 в 2015 году - 839 041,9 тыс. рублей;

 в 2016 году - 715 954,7 тыс. рублей;

 в 2017 году - 837 741,8 тыс. рублей;

 в 2018 году - 836 154,6 тыс. рублей;

 в 2019 году - 696 477,8 тыс. рублей;

 в 2020 году - 699 940,7 тыс. рублей.
 Объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 685 285,6 тыс. рублей,
 в том числе:
 в 2014 году - 227 907,2 тыс. рублей;

 в 2015 году - 228 210,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 229 168,4 тыс. рублей;

 средства федерального бюджета включаются в государственную программу при условии отражения их в федеральном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах.
 Объем финансирования за счет средств местных бюджетов  - 92 056,5 тыс. рублей, в том числе:
 в 2014 году - 13 977,7 тыс. рублей;

 в 2015 году - 16 294,2 тыс. рублей;

 в 2016 году -  16 016,9 тыс. рублей;

 в 2017 году -  15 882,9 тыс. рублей;

 в 2018 году -  15 881,6 тыс. рублей;

 в 2019 году -  7 001,6 тыс. рублей;

 в 2020 году -  7 001,6 тыс. рублей.
 Объем финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 456 248,2 тыс. рублей,
 в том числе:
 в 2014 году - 202 777,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 253 471,2 тыс. рублей.
 Объем финансирования за счет средств внебюджетных источников - 5 508 713,4 тыс. рублей, в том числе:
 в 2014 году - 2 986 051,4 тыс. рублей;

 в 2015 году - 8 890,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 837 924,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 837 924,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 837 924,0 тыс. рублей.
 Объемы финансирования государственной программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке

Ожидаемые  результаты реализации государственной программы

-

по итогам реализации государственной программы планируется достижение следующих результатов:
 снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

 снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха;

 сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира Ростовской области;

 увеличение доли площади Ростовской области, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения;

 создание условий для разработки недропользователями месторождений общераспро-страненных полезных ископаемых;

 создание надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых на территории Ростовской области;

 повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод;

 сохранение лесистости территории Ростовской области;

 сокращение количества действующих санкционированных и законсервированных объектов размещения твердых бытовых отходов

Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального природопользования Ростовской области


В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Ростовская область относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.

Однако обратной стороной высокого уровня развития промышленности и сельского хозяйства в области является усиление негативного воздействия на окружающую среду.

В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов Южного федерального округа (далее - ЮФО). К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, деградацию почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель, неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, а также проблемы, возникшие в результате реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.

В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью, такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 126,2 кг/год, в Краснодарском крае - 142,7 кг/год, в Волгоградской области – 163,2 кг/год.

Одним из ключевых направлений развития Ростовской области является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие области могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Для решения данной проблемы была разработана и успешно реализована Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 - 2010 годы. Но в силу объективных финансово-экономических причин перечень мероприятий данной программы и объемы их финансирования были значительно сокращены.

Поскольку перспективное решение проблем экологии и природопользования на территории области требует обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода, была разработана и с 2011 по 2013 год успешно реализуется областная долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2010 N 143. В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах" в Ростовской области была разработана и с 2013 года реализуется областная долгосрочная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 N 779. Мероприятия из указанных программ составили основу для настоящей государственной программы.

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ростовской области, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области, повышения лесистости территории области. Выбор мероприятий Программы основан на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Обеспечение экологической безопасности на территории области является одним из важных факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также необходимым условием улучшения качества жизни и здоровья населения.

Одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в области увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.

Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет 37,1 процента от общего объема выбросов, тогда как доля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств в Ростовской области достигла 62,9 процента от общего объема выбросов.

Эксплуатация автотранспорта представляет реальную угрозу обеспечению экологической безопасности в области. Так, по результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями практически во всех крупных городах области (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Миллерово, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране показателями уровня загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха диоксидом серы в городах Волгодонске и Новочеркасске превысил средний уровень по стране в 1,4 и 1,8 раз соответственно. Загрязнение атмосферного воздуха формальдегидом в городах Волгодонске, Новочеркасске и Миллерово выше среднего по стране в 1,6—1,9 раз. Практически во всех городах уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает средние показатели по Российской Федерации. Уровень загрязнения воздуха бенз(а)пиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах области ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества и остается приоритетной примесью.

Практически все водоисточники Ростовской области, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений области.

Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон, малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды в бассейне реки Дон колеблется от "умеренно загрязненной" до "очень грязной". Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди.

Причинами загрязнения водных объектов является сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, неудовлетворительное состояние прибрежных зон.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами, загрязнение тяжелыми металлами.

Региональный государственный экологический надзор как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, является одним из основных элементов обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с целями и задачами регионального государственного экологического надзора государственными инспекторами Ростовской области по охране природы при проведении контрольных мероприятий выявляются нарушения и принимаются меры по принуждению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к обеспечению требований законодательства при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности, что, как следствие, способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).

На территории Ростовской области в настоящее время расположены следующие ООПТ: государственный природный биосферный заповедник "Ростовский" (9,46 тыс. га), государственный природный заказник федерального значения "Цимлянский" (45 тыс. га), природный парк "Донской" областного значения (40,96 тыс. га), 70 памятников природы областного значения (общая площадь - 20,47 тыс. га), 7 особо охраняемых природных территорий местного значения (общая площадь – 106,65 тыс. га).

По рекомендациям Международного союза охраны природы площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Данный показатель является одним из признаков цивилизованности региона.

Общая площадь ООПТ Ростовской области составляет 222,54 тыс. га, или 2,2 процента площади Ростовской области. Этот показатель по России равен 9,8 процента от общей площади суши, в ЮФО - 10,6 процента (в Астраханской области - 4,5 процента, в Волгоградской области – 8,6 процента, в Республике Калмыкия - 14,3 процента, в Республике Адыгея – 14,8 процента, в Краснодарском крае – 23,3 процента).

Увеличение общей площади территорий природно-заповедного фонда области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ, что потребует направления на указанные цели финансовых средств областного бюджета.

Уровень антропогенного воздействия на объекты животного мира в области достаточно высок. Это вызвано как причинами общего характера, такими, как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного мира - высокой химизацией сельского хозяйства и промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов.

В связи с указанными причинами основной задачей в сфере сохранения объектов животного мира является их искусственное воспроизводство с последующим выпуском, а также повышение защитных, кормовых, гнездовых свойств угодий за счет проведения комплекса биотехнических мероприятий.

Кроме того, в связи с регистрацией очагов африканской чумы свиней и снижением численности кабана в области требуется проводить работы по замещению данного массового вида копытных на другие, такие, как лань, косуля, европейский и пятнистый олень.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.

На территории Ростовской области ведущими научными организациями осуществляется комплекс природоохранных мероприятий, осуществляемых в рамках ведения Красной книги Ростовской области. Данные мероприятия являются наиболее эффективными в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, а также тех природных комплексов, на которых они обитают (произрастают). Комплексный подход указанных мероприятий обеспечивает:

выявление ареалов произрастания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;

определение факторов, оказывающих негативное влияние на рассматриваемые виды;

проведение оценки экологического состояния природных комплексов;

разработку рекомендаций для улучшения условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, в том числе обитающих (произрастающих) на территориях с особым режимом охраны.

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области - реки Дон и ее притоков. Сельские населенные пункты 25 районов области (Боковский, Верхнедонской, Веселовский, Егорлыкский, Заветинский, Зимовниковский, Кагальницкий, Кашарский, Куйбышевский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Милютинский, Морозовский, Миллеровский, Сальский, Обливский, Октябрьский, Песчанокопский, Ремонтненский, Родионово-Несветайский, Советский, Тарасовский, Целинский, Чертковский, Шолоховский), города Восточного Донбасса (г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево, г. Миллерово, г. Красный Сулин, г. Белая Калитва) и г. Сальск обеспечиваются в основном за счет источников подземных вод. Вместе с тем в ряде районов области, испытывающих дефицит в водных ресурсах, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»