Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2014 года N 69

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РМ от 09.08.2021 N 369.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 583 "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" изменения, изложив её в новой редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 23 декабря 2013 г. N 583
(изложена в редакции постановления
Правительства Республики Мордовия
от 17 февраля 2014 г. N 69)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ



ПАСПОРТ государственной программы Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы (далее – Государственная программа)


Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия

Соисполнители Государственной программы

Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерств о культуры и туризма Республики Мордовия, Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерство печати и информации Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Цель Государственной программы

снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта путем их наиболее полного и рационального использования во всех секторах экономики Республики Мордовия за счет внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий и проектов

Задачи Государственной программы

выявление потенциала энергосбережения на основании обязательных энергетических обследований;

 обеспечение устойчивых темпов снижения энергопотребления в секторах экономики республики;

 сохранение и расширение потенциала доходной части бюджета за счет сокращения нерационального потребления энергии

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 24 % на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 29 % на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 обеспечение экономии первичной энергии в размере не менее 299 тыс. тонн условного топлива к 2016 году, не менее 697 тыс. тонн условного топлива к 2020 году

Этапы и сроки реализации Государственной программы

Государственная программа реализуется в два этапа:
 I этап - 2014 - 2016 годы,
 II этап - 2017- 2020 годы

Объемы финансирования Государственной программы

общий объем финансирования на реализацию Государственной программы составляет 5253638,39 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2014 год - 1060699,41 тыс. рублей,
 2015 год - 603464,90 тыс. рублей,
 2016 год - 733050,10 тыс. рублей,
 2017 год - 757449,00 тыс. рублей,
 2018 год - 754451,07 тыс. рублей,
 2019 год - 703150,64 тыс. рублей,
 2020 год - 641373,27 тыс. рублей,
 в том числе:
 средства федерального бюджета - 197000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2014 год - 150000,00 тыс. рублей,
 2015 год - 12000,00 тыс. рублей,
 2016 год - 7000,00 тыс. рублей,
 2017 год - 7000,00 тыс. рублей,
 2018 год - 7000,00 тыс. рублей,
 2019 год - 7000,00 тыс. рублей,
 2020 год - 7000,00 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 419788,48 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2014 год - 150000,00 тыс. рублей,
 2015 год - 56700,90 тыс. рублей,
 2016 год - 31235,10 тыс. рублей,
 2017 год - 52138,79 тыс. рублей,
 2018 год - 50226,10 тыс. рублей,
 2019 год - 43669,98 тыс. рублей,
 2020 год - 35817,62 тыс. рублей;

  внебюджетные источники - 4636849,91 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2014 год - 760699,41 тыс. рублей,
 2015 год - 534764,00 тыс. рублей,
 2016 год - 694815,00 тыс. рублей,
 2017 год - 698310,21 тыс. рублей,
 2018 год - 697224,97 тыс. рублей,
 2019 год - 652480,67 тыс. рублей,
 2020 год - 598555,65 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

обеспечение достижения за счет реализации мероприятий и проектов Государственной программы по повышению энергоэффективности:
 снижения энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 24 % на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 29 % на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 снижения энергоемкости сельского хозяйства на 9 % на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 21 % на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 снижения энергоемкости коммунального хозяйства на одного жителя на 9 % на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 21 % на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 экономии первичной энергии в объеме не менее 299 тыс. тонн условного топлива на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 697,7 тыс. тонн условного топлива на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 экономии природного газа в объеме не менее 234 млн. м3 на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 546 млн. м3 на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 экономии электроэнергии в объеме не менее 243 млн. кВт-ч на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 567 млн. кВт-ч на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

 экономии тепловой энергии в объеме не менее 216 тыс. Гкал на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 504 тыс. Гкал на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом).

Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Государственная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 512-р, во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380 - р, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия", Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 18-З "О полномочиях органов государственной власти Республики Мордовия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", направлена на повышение энергоэффективности экономики Республики Мордовия и, как следствие, рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности Республики Мордовия.

Основной проблемой, решению которой способствует Государственная программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в т.ч. за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

Мероприятия Государственной программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики республики, являются инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики и базовым элементом технологического перевооружения региона.

Вопросы повышения энергетической эффективности сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94 - З.

Реализация политики энергосбережения в республике осуществлялась на комплексной основе в рамках республиканских целевых программ "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы", "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 - 2010 годы", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011-2020 годы, действовавшей до принятия данной Государственной программы.

Всего за время действия перечисленных выше программ было выполнено 365 комплексных программных мероприятий, в том числе 208 - в реальном секторе экономики, 157 - в социальной сфере. В июне 2010 года в Республике Мордовия начала функционировать первая сельская мини-ГЭС мощностью 0,4 МВт, построенная на плотине Токмовского гидроузла. Было освоено по Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 - 2010 годы" более 14 млрд. рублей, в том числе 93 млн. рублей средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

В результате республике удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере на 22-24 %, обеспечить снижение энергоемкости производства на 21 % (по сравнению с 2001 годом).

Достигнуто 100-процентное оснащение приборами учета энергоресурсов зданий, в которых размещены органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления.

В учреждениях бюджетной сферы осуществлен перевод отопления с твердого топлива на газ, модернизированы котельные, проведена наладка гидравлических режимов систем теплоснабжения, внедрена система автономного отопления. Практически повсеместно установлены приборы учета энергоресурсов. Уровень обеспеченности приборами учета энергоресурсов в социальной сфере составляет:

по воде - до 90%;

по теплу - до 80%;

по электроэнергии и газу - 100%.

На предприятиях реального сектора экономики реализовались мероприятия по повышению энергетической эффективности на основе технического и технологического совершенствования производств, выявлению потерь и нерационального расходования энергоресурсов по результатам энергетических обследований предприятий, разработке и реализации соответствующих энергосберегающих проектов, что обеспечило общее снижение энергоемкости промышленной продукции на 34 процента.

Жилищный фонд республики характеризуется следующими значениями по оснащению приборами учета. Из почти 18 тысяч многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета:

холодной воды - 99% (3105 домов из 3138, подлежащих оснащению);

горячей воды - 98% (1707 дом из 1738, подлежащих оснащению);

тепловой энергии - 99%(2558 домов из 2573, подлежащих оснащению);

электроэнергии - 100% (4463 дома из 4463, подлежащих оснащению).

Из более 184 тысяч жилых квартир в МКД и домах блокированной застройки оснащены индивидуальными приборами учета:

холодной воды - 68% (121,4 тыс. из 176,8 тыс., подлежащих оснащению);

горячей воды - 69% (86,6 тыс. из 124,6 тыс., подлежащих оснащению);

природного газа - 54% (84,5 тыс. из 155,8 тыс.);

электроэнергии - 94%.

Положения Федерального закона требуют полного обеспечения приборами учета, в т.ч. в жилищном фонде не только общедомовыми, но и, где позволяет техническая возможность, поквартирными. Предъявляется еще целый ряд жестких требований повышения энергоэффективности, включая проведение энергетических обследований, заключение энергосервисных контрактов, замену неэффективного оборудования.

Решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, в связи с чем необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, научное обеспечение, технические и технологические меры, тарифное регулирование, производство энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров.

Текущее состояние энергетического комплекса характеризуется повышенным износом основных фондов, что является угрозой его энергобезопасности. Так, филиал ОАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" имеет трансформаторное оборудование со сроком службы 35 лет (износ - 86 %), коммутационные аппараты - 34 года (износ - 85 %) и высоковольтные линии - 30 лет (износ 77 %).

Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008 - 2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге, доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.

Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные, республиканский и федеральный бюджеты и снижает финансовую стабильность. Более 15 % расходов как республиканского бюджета Республики Мордовия, так и местных бюджетов приходится на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг.

Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют разную природу: ценовые и финансовые барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности в Республике Мордовия потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, республиканских органов власти, местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.

Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики с учетом создаваемой единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в Российской Федерации. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.

Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков.

Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к снижению, а увеличению энергоемкости ВРП республики.

Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Государственной программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования. Разработка и внедрение энергосберегающих мероприятий должны основываться на целевых республиканских, ведомственных, муниципальных и инвестиционных программах.

Реализация второго варианта решения проблемы позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Государственной программы.

Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на финансовом рынке Российской Федерации, остаются тяжелыми условия привлечения в реальный сектор экономики финансовых средств кредитных организаций. В этой связи могут возникнуть определенные трудности по реализации программных направлений на инвестиционной стадии проектов. Инструментами, снижающими (исключающими) риски в данном направлении работы, могут выступать институты государственной и (или) муниципальной поддержки (предоставление на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, а также меры по стимулированию проведения подготовительных работ (энергоменеджмент, подготовка технико-экономических обоснований, энергетические обследования предприятий и объектов ЖКХ, зданий и сооружений). Принимая во внимание необходимый объем инвестиций в бюджетных составляющих софинансирования, следует учитывать возможное отклонение от сроков наполнения бюджетов, что приведет к соразмерному сдвигу сроков реализации программных направлений.

Из двух вариантов решения проблемы наиболее целесообразным является второй вариант, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям.

Государственная программа преемственна в отношении главных методологических и содержательных основ, заложенных в программах "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001 - 2005 годы" и "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006 – 2010 годы", Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 – 2018 годы.

Решение основных задач Государственной программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на многих рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы


Одним из основных целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года обозначена безопасность общества. В качестве одного из направлений системного достижения поставленной цели выбран переход экономики республики на инновационный социально ориентированный тип развития. Необходимым условием для этого является создание инновационного и эффективного производственного сектора, вносящего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие экономики муниципальных образований и республики в целом.

Для устранения энергетических барьеров (нехватка энергомощностей, высокий износ основных фондов и т.п.) социально-экономического развития Республики Мордовия и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта.

Основной целью Государственной программы является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта путем их наиболее полного и рационального использования во всех секторах экономики Республики Мордовия за счет внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий и проектов.

Снижение энергоемкости валового регионального продукта достигается комбинацией целого ряда факторов: структурные сдвиги в экономике, сдвиги в продуктовой структуре промышленности, рост цен на энергоносители, автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессе нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Следствием реализации мероприятий Программы должно стать значительное ускорение темпов повышения энергетической эффективности Республики Мордовия с выходом на темпы развития, предусмотренные в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-3.

Основные задачи Государственной программы, направленные на достижение цели:

выявление потенциала энергосбережения на основании обязательных энергетических обследований;

обеспечение устойчивых темпов снижения энергопотребления в секторах экономики республики;

сохранение и расширение потенциала доходной части республиканского бюджета Республики Мордовия за счет сокращения нерационального потребления энергии.

Основными индикаторами и показателями выполнения Государственной программы, позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели Государственной программы, являются:

снижения энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 24 % на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 29 % на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

экономии первичной энергии в объеме не менее 299 тыс. тонн условного топлива на сумму 1714,2 млн. рублей на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее чем на 697,7 тыс. тонн условного топлива на сумму 3999,8 млн. рублей на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом), в том числе:

экономии природного газа в объеме не менее 234 млн. м3 на сумму 819 млн. рублей на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее 546 млн. м3 на сумму 1911 млн. рублей на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

экономии электроэнергии в объеме не менее 243 млн. кВт-ч на сумму 644,1 млн. рублей на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее 567 млн. кВт-ч на сумму 1502,89 млн. рублей на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом);

экономии тепловой энергии в объеме не менее 216 тыс. Гкал на сумму 249,0 млн. рублей на I этапе (2014 - 2016 годы), не менее 504 тыс. Гкал на сумму 580,9 млн. рублей на II этапе (2017 - 2020 годы) (по сравнению с 2013 годом).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»