ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 года N 753
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства РТ от 17.11.2016 N 479.
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений Правительства РТ от 04.03.2015 N 87, от 23.03.2015 N 136, от 07.09.2016 N 380, от 28.06.2017 N 291)
В целях улучшения уровня жизни населения республики Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Труд и занятость на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Республики Тыва обеспечить своевременное и полное исполнение мероприятий Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Тыва принять участие в реализации Программы, разработать муниципальные программы за счет средств собственных бюджетов.
Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
Ш.ИРГИТ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства РТ от 04.03.2015 N 87, от 23.03.2015 N 136, от 07.09.2016 N 380, от 28.06.2017 N 291)
Наименование Программы | - | Государственная программа Республики Тыва "Труд и занятость на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | - | Министерство труда и социальной политики Республики Тыва |
Соисполнители Программы | - | исполнительные органы государственной власти Республики Тыва |
Участники Программы | - | подведомственные Министерству труда и социальной политики Республики Тыва государственные казенные учреждения - центры занятости населения кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака |
Подпрограммы Программы | - | Подпрограмма 1 "Улучшение условий и охраны труда в Республике Тыва"; |
(абзац введен Постановлением Правительства РТ от 04.03.2015 N 87) | ||
Программно-целевые инструменты Программы | - | программно-целевые инструменты в Программе не применяются |
Цель Программы | - | повышение уровня жизни населения, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение напряженности на рынке труда и оказание мер социальной поддержки граждан |
Задачи Программы | - | создание условий для повышения уровня жизни населения республики, обеспечение роста доходов населения; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Тыва, процентов; |
(в ред. Постановления Правительства РТ от 07.09.2016 N 380) | ||
Сроки реализации Программы | - | 2014 - 2016 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем финансирования Программы с учетом внебюджетных средств составляет 767605,9 тыс. рублей, в том числе: |
(позиция в ред. Постановления Правительства РТ от 07.09.2016 N 380) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации Программы ожидается: |
(в ред. Постановления Правительства РТ от 07.09.2016 N 380) |
Социально-трудовая сфера - составная часть социальной рыночной экономики государства. Основу социально-трудовой сферы составляют отношения между трудом и капиталом. Ключевая роль в формировании структуры и развитии социально-трудовой сферы принадлежит социальной политике государства. В центре социально-трудовой сферы находится человек, который взаимодействует с рыночной средой по поводу организации процесса труда, условий роста его производительности, формирования доходов работника, обеспечения социальной защиты и т.д.
Основными элементами социально-трудовой сферы являются:
доходы и уровень жизни населения;
рынок рабочей силы, профориентация и переподготовка кадров, занятость и безработица;
социально-трудовые процессы и отношения на предприятиях, в учреждениях и организациях;
условия и охрана труда;
социальная защита, социальное страхование, пенсионная система;
социально-демографические и миграционные процессы.
Таким образом, социально-трудовая сфера в полной мере отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. И от того, насколько эффективна политика государства в этом направлении, в конечном итоге зависит уровень и качество жизни населения.
Положительная направленность процессов, происходивших в реальном секторе экономики, бюджетной и социальной сферах Республики Тыва в 2012 году, способствовала улучшению показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2012 году увеличились по сравнению с 2011 годом на 5,4 процента и составили 11647,5 рубля.
Увеличение денежных доходов населения в данном периоде в значительной мере было обусловлено положительной динамикой среднемесячной заработной платы, которая составила в январе-декабре 2012 года 22571,8 рубля и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 18,4 процента.
Согласно прогнозу, при условии сохранения существующего позитивного тренда, в 2014 - 2016 годах среднемесячные денежные доходы населения вырастут в 1,3 раза по отношению к 2012 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 году составят 103,0 процента. Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника возрастет не менее чем в 1,2 раза по сравнению с 2012 годом.
Важными социальными индикаторами, определяющими достигнутый уровень жизни, также являются величина прожиточного минимума населения и доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Республики Тыва.
Величина прожиточного минимума характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Иными словами, прожиточный минимум служит показателем черты бедности населения.
Для определения черты бедности в республике и оказания социальной помощи малообеспеченным категориям граждан Правительством Республики Тыва ежеквартально утверждается величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
В 2012 году величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 6322 рубля и возросла на 1,8 процента против уровня предыдущего года.
В прогнозируемом периоде ожидается более существенный рост величины прожиточного минимума как в расчете на душу населения, так и по каждой социально-демографической группе населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети).
Рост величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в соответствии с прогнозом составит в 2014 году 32,3 процента, в 2015 году - 5,1 процента, в 2016 году - 5,7 процента.
Следует отметить, что рост прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2013 году в сравнении с итогом 2012 года обусловлен изменившимся подходом к определению величины прожиточного минимума в результате применения новых Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 года N 56, и новых Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 года N 54, Законом Республики Тыва от 11 июня 2013 года N 2003 ВХ-1 "О потребительской корзине в Республике Тыва".
Другой важный индикатор, применяемый для объективной характеристики уровня жизни - доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Этот показатель отражает уровень фактического благосостояния населения, в том числе уровень бедности.
В 2012 году по отношению к 2011 году доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась на 1,7 процентных пункта и составила 28,9 процента.
По прогнозу, к 2016 году доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, сократится на 0,9 процентных пунктов и составит 28,0 процентов.
Приоритетными на ближайшую перспективу определены отрасли социальной сферы: культура, социальная защита населения, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чувствительные и тонкие запросы и вкусы людей. Их социальная значимость исключительно велика.
В организациях бюджетной сферы в Республике Тыва занято более 40 тыс. человек.
Уровень оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений в Республике Тыва по отношению к уровню оплаты труда работников всех организаций в Республике Тыва недостаточно высок. Так, номинальная начисленная средняя заработная плата работников учреждений образования и здравоохранения, составляющих основу бюджетного сектора, в 2012 году находилась в диапазоне от 65 до 75 процентов по отношению к номинальной начисленной средней заработной плате одного работника в республике, работников культуры, социальной защиты населения составляла 43,1 процента и 54,3 процента соответственно.
В целях реализации поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в 2013 году приняты "дорожные карты".
Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство. Социальное партнерство как метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности путем согласования интересов различных групп населения при разрешении возникших противоречий.
Система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.
В целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений в республике осуществляет свою деятельность республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), которой разработано и принято республиканское трехстороннее соглашение на 2012 - 2013 годы. Данное Соглашение является гарантом осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения условий коллективных договоров и соглашений работодателями, осуществляющими деятельность на территории республики, иных обязательств, предусмотренных соглашением.
Одной из гарантий соблюдения трудового законодательства на конкретном предприятии, в учреждении, организации является коллективный договор. По итогам 2012 года на территории республики действуют 550 коллективных договоров.
На сегодняшний день в республике имеет место несвоевременная выплата заработной платы. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, просроченная задолженность по заработной плате в организациях Республики Тыва по состоянию на 1 сентября 2013 г. составила 35,5 млн. рублей перед 1571 работником.
В связи с ростом объемов производства увеличивается спрос на трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов в 2011 году составила 180063 человека, в 2012 году - 177300 человек.
По прогнозным расчетам численность трудовых ресурсов в 2013 году составит 185,1 тыс. человек, 2014 году - 185,6 тыс. человек, 2015 году - 186,8 тыс. человек.
Из общей численности трудовых ресурсов в 2013 году (185,0 тыс. человек) численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составит 173380 человек (данные статистики), работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры) - 9972 человека (прогнозные данные Пенсионного Фонда).
Иностранные трудовые мигранты существенного влияния на численность трудовых ресурсов в республике не оказывают, их удельный вес в общих трудовых ресурсах составит 0,9 процента.
Трудовые ресурсы подразделяются на занятых в экономике и не занятых в экономике. В 2013 году ожидается, что численность занятых в экономике составит 106,7 тыс. человек, или 57,6 процента от общего числа трудовых ресурсов, и 78,3 тыс. человек, или 42,4 процента, - это незанятое население.
К числу незанятого населения в соответствии с методикой расчета баланса трудовых ресурсов относятся численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, и прочие категории населения в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике (военнослужащие граждане Российской Федерации, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ими возраста 3 лет, домохозяйки, неработающие лица, находящиеся в местах лишения свободы, лица, у которых нет необходимости работать).
В 2013 году, по оценке Тывастата, численность учащихся составит 22025 человек, число безработных - 25300 человек и прочее население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике, - 50415 человек.
Численность занятых в экономике по балансу трудовых ресурсов по видам экономической деятельности, с учетом развития отраслей экономики, составит:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (2014 г. - 11,2 тыс. человек, 2015 г. - 11,2 тыс. человек, 2016 г. - 11,3 тыс. человек);
- рыболовство, рыбоводство (2014 г. - 89 человек, 2015 г. - 90 человек, 2016 г. - 91 человек);
- добыча полезных ископаемых (2014 г. - 3,7 тыс. человек, 2015 г. - 3,7 тыс. человек, 2016 г. - 3,8 тыс. человек);
- обрабатывающие производства (2014 г. - 4,0 тыс. человек, 2015 г. - 4,0 тыс. человек, 2016 г. - 4,0 тыс. человек);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (2014 г. - 2,9 тыс. человек, 2015 г. - 2,9 тыс. человек, 2016 г. - 3,0 тыс. человек);
- строительство (2014 г. - 4,2 тыс. человек, 2015 г. - 4,2 тыс. человек, 2016 г. - 4,3 тыс. человек);
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (2014 г. - 12,6 тыс. человек, 2015 г. - 12,7 тыс. человек, 2016 г. - 12,8 тыс. человек);