Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 17.07.2017)


Таблица 1


 Таблица стратегического (SWOT) анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия)

Сильные стороны

Слабые стороны

- Развитие водохозяйственного комплекса является одним из приоритетных направлений развития экологической политики Республики Саха (Якутия);

- Наличие реестра водопользователей, на которых распространяется приобретение прав пользования водными ресурсами;

- Имеется стратегия действий Правительства Республики Саха (Якутия), отраженная в Концепции защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 года N 253; - Утвержден План мероприятий по повышению эффективности государственного экологического контроля и мониторинга на объектах крупных промышленных проектов и хвостохранилищах;

- Участие в федеральных целевых программах: "Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012 - 2020 годах", "Чистая вода";

- Проведена полная инвентаризация мелиоративных систем и отдельно стоящих гидротехнических систем в большинстве улусов Республики Саха (Якутия) и в г. Якутске

- Экстремальные природно - климатические условия;

- Износ гидротехнических сооружений (ГТС) и инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия;

- Отсутствие договоров и решений на пользование значительной части водных объектов;

- Отсутствует нормативный документ, регламентирующий понуждение водопользователей оформлять права пользования водными объектами, а также усиление работы со стороны контролирующих органов исполнительной власти;

- Недостаточность финансирования, мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, наносимых водными ресурсами;

- Высока часть бесхозяйных гидротехнических сооружений - 143 из 269 проверенных;

- В городах и крупных населенных пунктах нерешенной проблемой остается отсутствие канализационно-очистных сооружений. Сброс сточных вод в поверхностные водотоки в основном осуществляется без нормативной очистки, в результате происходит загрязнение водных объектов;

- Работы по очистке и реабилитации водных объектов требуют вложения и освоения значительных средств;

- Имеются некоторые противоречия по вопросам обеспечения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос между Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации;

- Отсутствуют научно обоснованные подходы к проектированию защитных мероприятий;

- Сложность прогнозирования чрезвычайных ситуаций и низкий уровень организации упреждающих и профилактических работ;

- Существующий уровень мероприятий не позволяет ликвидировать хвостохранилища, что позволило бы полностью устранить данную проблему

Возможности

Угрозы

- Увеличение доли водопользователей, оформивших договора и решения на водопользование;

- Строительство и реконструкция защитных дамб, гидротехнических сооружений;

- Сохранение и восстановление водных объектов

- Техногенные и экологические риски, обусловленные высокой степенью износа ГТС и инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия, а также стихийными природными явлениями;

- Угроза возникновения экологических аварий на территориях хвостохранилищ; - Необратимый процесс загрязнения и истощения водных ресурсов


На основании анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) определены основные проблемы:

1. Не полностью сформировалась культура рационального водопользования среди потребителей. Основными факторами нерационального использования водных ресурсов предприятиями являются:

- применение устаревших водоемких производственных технологий;

- недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений и очистных сооружений системами учета;

- отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Основным положением устранения проблемы является исполнение положений и решений, установленных Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".

2. Охрана водных объектов в целях поддержания их в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения поверхностных вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, слежения за изменением состояния, показателей качества всего комплекса природной среды водных объектов является постоянной и насущной проблемой.

Согласно статьям 25 и 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и переданным полномочиям Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление мер по охране водных объектов. Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В целях реализации полномочий в области водных отношений в 2012 - 2020 годах запланирована реализация подпрограммы N 2 "Охрана водных объектов", включающая в себя следующие мероприятия:

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801, от 25.12.2014 N 249)

1) Организация проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов.

Основанием проведения работ являются:

- статья 30 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 "Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" с изменениями от 17 октября 2009 года N 830 "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов".

2) Определение и установка границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. Основанием проведения работ служат:

- статья 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов";

- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 августа 2009 года N 249 "Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов".

3) Научно-экспедиционное обследование водных объектов. Обследование водных объектов Республики Саха (Якутия) начато при реализации республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы". Основанием проведения обследований послужили Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 года N 836, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2008 года N 62.

Целью проведения исследований является оценка состояния гидроэкологических и эколого-лимнологических условий водных объектов при реализации мегапроектов по освоению и разработке природных ресурсов Республики Саха (Якутия), а также при разведке и добыче полезных ископаемых.

4) Расчистка озер. В соответствии со статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2801)

Расчистка озер проводится в целях улучшения экологического и санитарно-гигиенического состояния водных объектов, восстановления водного режима озер, повышения пропускной способности проточности городских озер г. Якутска, восстановления рыбохозяйственного и рекреационного значения озер, повышения качества озерных вод.

3. Негативное воздействие вод. В Республике Саха (Якутия) такая угроза проявляется в период весеннего ледохода, сопровождаясь паводками и обрушением береговой линии.