При анализе развития промышленности Воронежской области необходимо учитывать не только структуру промышленного комплекса, но и размещение производственных объектов на территории Воронежской области.
Крупными центрами промышленного производства на территории Воронежской области в сфере обрабатывающих производств, кроме городского округа г. Воронеж, являются:
- Борисоглебский городской округ (ОАО "БКМЗ" (котельное оборудование, оборудование для фильтрации газов); ОАО "Ирбис" (котлы); ОАО "БКМЗ-лит" (литье); ОАО "Борхиммаш" (теплообменники); ОАО "Борисоглебский трикотаж" (чулочно-носочные изделия); ОАО "БПСЗ" (электроприборы));
- Россошанский муниципальный район (ОАО "Минудобрения" (минеральные удобрения, аммиак); ООО "Дельта-пак" (гибкая полимерная упаковка));
- Лискинский муниципальный район (ЗАО "Лискимонтажконструкция" (фитинги и другие детали трубопроводов); ОАО "Лиски-Металлист" (металлоконструкции для коммунального хозяйства)).
Кроме того, необходимо выделить Павловский муниципальный район, где расположено одно из крупнейших предприятий добывающей промышленности ЦЧР ОАО "Павловскгранит", и городской округ г. Нововоронеж с Нововоронежской атомной электростанцией (далее - НВАЭС).
Наличие монопроизводств в таких городах, как Россошь, Семилуки, Павловск, Нововоронеж, с одной стороны, делает местный бюджет легко наполняемым, с другой - муниципальное образование становится зависимым от экономической ситуации на предприятии. Необходимы усилия органов местного самоуправления для диверсификации промышленного производства, создания малых предприятий.
В разрезе муниципальных образований в 2012 году наиболее динамично росла отгрузка промышленной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в следующих муниципальных районах и городских округах: Новоусманский (в 2,2 раза); Воробьевский (в 2,0 раза); Новохоперский (в 1,5 раза); Поворинский (142,1%); Бутурлиновский (141,7%); Грибановский (141,6%). Наибольший удельный вес отгрузки промышленной продукции по организациям обрабатывающих производств в 2012 году приходится на городской округ город Воронеж (46,5%), Россошанский (15,3%), Лискинский (8%), Каширский (4,5%) и Верхнехавский (3,8%) муниципальные районы.
В 2012 году Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" заданы тренды развития всей экономики России, в том числе и промышленности. Успешное развитие промышленного комплекса на территории Воронежской области - одна из важных составляющих обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года.
В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года департаментом промышленности Воронежской области проводилась целенаправленная работа по модернизации промышленного комплекса, повышению его конкурентоспособности. В целях совершенствования нормативной правовой базы регулирования процессов промышленного развития приняты следующие Законы Воронежской области от 17.10.2012 N 113-ОЗ "О промышленных парках в Воронежской области" и от 17.10.2012 N 103-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций резидентов промышленных парков на территории Воронежской области".
(в ред. постановлений правительства Воронежской области от 15.08.2014 N 739, от 24.07.2015 N 621)
В рамках механизма государственно-частного партнерства продолжилась реализация более 30 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии по развитию производственного потенциала с собственниками и руководством промышленных предприятий, направленных на модернизацию производства, повышение социальной ответственности бизнеса, включая создание высокопроизводительных новых рабочих мест, развитие персонала.
Реализация инвестиционной составляющей данного механизма в 2012 году и первом полугодии 2013 года содействовала открытию двух заводов компании Сименс, Подгоренского цементного завода ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ групп", нового производства элеваторного оборудования и зерноочистительной техники ООО "Воронежсельмаш", завода по выпуску стеновых и кровельных панелей ООО "Армакс Групп", производственной линии "Воронеж-2" ЗАО "Воронежский шинный завод" при участии итальянской компании Пирелли, нового производства современных полимерных материалов для дорожного строительства и кровельных покрытий - бутадиен-стирольных термоэластопластов на ОАО "Воронежсинтезкаучук" (ОАО "СИБУР Холдинг").
Основная поддержка развития предприятий промышленного комплекса по проведению модернизации и созданию новых производств осуществлялась департаментом промышленности Воронежской области в рамках Программы социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы, утвержденной Законом Воронежской области от 08.06.2012 N 80-ОЗ, путем поддержки особо значимых для области инвестиционных проектов, ведомственной целевой программы "Поддержка инвестиционных проектов организаций промышленности, транспорта и связи Воронежской области в 2011 - 2013 годах", утвержденной приказом департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 09.08.2010 N 136.
(в ред. постановлений правительства Воронежской области от 15.08.2014 N 739, от 24.07.2015 N 621)
В 2012 году субсидии из областного бюджета для возмещения части процентов по инвестиционным кредитам российских кредитных организаций в сумме 67,651 млн. рублей предоставлены 12 организациям, реализующим инвестиционные проекты в рамках выше обозначенных программ, в том числе: ООО "Грибановский машиностроительный завод"; ОАО "Борхиммаш"; ЗАО "Орбита"; ЗАО "МЭЛ" и др.
Реализация этих инвестиционных проектов в 2012 году позволила привлечь инвестиции в основной капитал на сумму около 1 млрд. рублей, обеспечить объем производства конкурентоспособной продукции на сумму около 3,4 млрд. рублей. Было создано более 200 рабочих мест. Эффективность такой поддержки характеризуется пропорцией - на 1 рубль субсидий привлечено 13,5 рублей инвестиций и 1,7 рублей налогов в бюджет области.
Одним из ключевых звеньев в промышленности области, развитию которого уделяется особое внимание со стороны департамента промышленности Воронежской области, являются предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК). ОПК представлен в основном предприятиями радиоэлектронной, авиастроительной и ракетно-космической отраслями, где занято более 30 тыс. человек. Объем работ, выполненных предприятиями ОПК за 2012 год, составил свыше 40 млрд. рублей. Предприятия ОПК активно участвуют в реализации федеральных программ. Тематика выполняемых работ представлена радиоэлектроникой и ракетостроением. В 2012 году предприятиями ОПК освоен объем федеральных средств в размере около 5,5 млрд. рублей. Разработка новейших технологий и инновационных конструкторских решений позволит существенно повысить в ближайшем будущем конкурентоспособность продукции промпредприятий.
(в ред. постановлений правительства Воронежской области от 15.08.2014 N 739, от 24.07.2015 N 621)
Одним из важных направлений развития промышленности является развитие энергетики области. Три энергоблока Нововоронежской АЭС находятся в рабочем режиме и вырабатывают электроэнергии 13,2 млрд. кВтч в год. В настоящее время ведется строительство двух новых энергоблоков Нововоронежской АЭС-2, рассчитанных на выработку 18,2 млрд. кВт·ч ежегодно. Ввод в эксплуатацию энергоблока N 1 НВАЭС-2 запланирован на 2014 год, энергоблока N 2 - на 2016 год, что обеспечит устойчивое развитие экономик областей Центрального Черноземья.
Анализ состояния и сложившихся тенденций промышленного развития Воронежской области позволяет выделить основные проблемы, сдерживающие поступательное развитие промышленности:
- низкая конкурентоспособность производимой продукции, в том числе вследствие высокого уровня затрат, наличия в структуре активов предприятия неэффективных непроизводственных активов, незагруженных, дублирующих производств, технологических и предметных переделов индустриального типа;
- наличие устаревшего, изношенного оборудования, низкого технологического уровня большинства производств, увеличение разрыва в уровне технологий с развитыми странами, сохранение значительной доли товаров низкого потребительского качества;
- слабые кооперационные связи между предприятиями промышленности области;
- неэффективность кадровой политики, обусловленной дефицитом высококвалифицированных кадров как рабочих, так и инженерных профессий;
- недостаточная инвестиционная активность промышленных предприятий для обеспечения ускоренной модернизации производства.
Функционирование и развитие промышленности Воронежской области, а также повышение ее конкурентоспособности рассматривались на основе модернизационного (оптимистичного) сценария развития, который основывается на прогнозных оценках основных показателей и индикаторов государственной программы.
Этот сценарий предполагает активное участие исполнительных органов государственной власти Воронежской области, в том числе департамента промышленности Воронежской области, в поддержке и развитии обрабатывающей промышленности, предполагает прорыв в развитии высокотехнологичных производств. Данный сценарий выступает в качестве целевого для промышленной политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать ориентиры и достичь индикаторов, установленных Стратегией социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года.