УКАЗ
от 31 декабря 2013 года N 2443
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2282.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847, от 31.03.2015 N 388, от 19.10.2015 N 723, от 20.06.2016 N 1218, от 22.11.2016 N 1525)
В целях повышения эффективности и качества предоставляемых государственных услуг в сфере профессионального образования и дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить государственную программу "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы" согласно приложению к настоящему Указу.
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847, от 19.10.2015 N 723)
2. Признать утратившими силу следующие указы Президента Республики Саха (Якутия):
3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2014 года.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
31 декабря 2013 года
N 2443
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2014 - 2019 ГОДЫ"
(в редакции Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847, от 31.03.2015 N 388, от 19.10.2015 N 723, от 20.06.2016 N 1218, от 22.11.2016 N 1525)
N | Базовый вариант | Интенсивный вариант | |
1. | Наименование программы | Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847, от 19.10.2015 N 723) | |||
2. | Статус программы | Государственная программа | |
3. | Основание для разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; приказ Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений"; приказ Рособразования от 1 сентября 2008 г. N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования"; постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 722-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"; Закон Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2014 г. N 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)"; Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2011 г. 1011-З N 917-IV "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847, от 31.03.2015 N 388) | |||
4. | Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители государственной программы | Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство охраны природы республики Саха (Якутия); Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство экономики Республики Саха (Якутия); | Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия); Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство экономики Республики Саха (Якутия); |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1218) | |||
6. | Цель государственной программы | Цель - увеличение вклада профессионального образования в инновационное развитие экономики и социальной сферы региона через модернизацию системы подготовки квалифицированных кадров Республики Саха (Якутия), обеспечивающей формирование конкурентоспособного человеческого капитала | |
(п. 6 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1218) | |||
7. | Целевые индикаторы государственной программы | Удельный вес численности выпускников образовательных организаций очной формы обучения, обучившихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда | |
Удельный вес численности выпускников образовательных организаций по программам среднего и высшего профессионального образования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на условиях целевого обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученному направлению подготовки (специальности), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда | |||
Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников | |||
Доля объектов государственных профессиональных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), отвечающих требованиям пожарной, антитеррористической и электротехнической безопасности, в общем количестве объектов государственных профессиональных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) | |||
Доля обучающихся, являющихся победителями, дипломантами, номинантами российских и республиканских конкурсных мероприятий по стандартам WorldSkills, олимпиад профессионального мастерства, отличившихся в научной и внеурочной деятельности | |||
(п. 7 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1218) | |||
8. | Сроки реализации государственной программы | 2014 - 2019 годы | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847, от 19.10.2015 N 723) | |||
9. | Наименование подпрограмм (стратегические направления) государственной программы | 1. Построение эффективной системы доступного качественного профессионального образования в Республике Саха (Якутия). 5. Комплекс мер по стимулированию инновационной деятельности профессиональных образовательных учреждений и талантливой обучающейся молодежи | |
(п. 9 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1218) | |||
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Всего - 29 671 326 тыс. рублей, в том числе государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 28 500 224 тыс. рублей, федеральный бюджет - 30 654 тыс. рублей, внебюджетные источники - 1 140 448 тыс. рублей. В 2014 г. - 4 461 517 тыс. руб.; в 2015 г. - 4 791 764 тыс. руб.; в 2016 г. - 5 368 569 тыс. руб.; в 2017 г. - 5 073 022 тыс. руб.; в 2018 г. - 4 988 227 тыс. руб.; в 2019 г. - 4 988 227 тыс. руб. Объем финансирования на реализацию Программы уточняется ежегодно при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год | Всего - 34 349 953 тыс. рублей, в том числе государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 33 178 851 тыс. рублей, федеральный бюджет - 30 654 тыс. рублей, внебюджетные источники - 1 140 448 тыс. рублей. В 2014 г. - 4 461 517 тыс. руб.; в 2015 г. - 4 791 764 тыс. руб.; в 2016 г. - 5 918 391 тыс. руб.; в 2017 г. - 5 937 622 тыс. руб.; в 2018 г. - 6 773 239 тыс. руб.; в 2019 г. - 6 467 419 тыс. руб. Объем финансирования на реализацию Программы уточняется ежегодно при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год |
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2016 N 1525) |
Наличие совокупности уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки (профессионального обучения) позволяет реализовывать гражданам различные траектории получения профессионального образования и повышения квалификации. Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования - комплексного, всестороннего обновления всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современности с сохранением и приумножением лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы образования.
За последние годы повысился уровень профессионального образования населения Якутии. Так, если по итогам переписи 2002 года на 1000 населения в возрасте 15 лет и более приходилось 587 чел. с профессиональным образованием, то в 2010 году - 637 чел. Увеличилась доля лиц, имеющих начальное профессиональное образование с 9,5% до 19,6%. Сократилась доля граждан, не имеющих профессионального образования с 37% до 29%. При этом в сравнении с Россией и Дальневосточным ФО Республика Саха (Якутия) несколько отстает по уровню высшего профессионального (211 против 228 по Российской Федерации и 215 по ДВФО), среднего профессионального (313 против 327 по ВФО) и начального профессионального образования (52 против 56 по Российской Федерации и 55 по ДВФО). Эти тенденции имели место и в 2002 году, когда наблюдалось отставание по всем уровням профессионального образования.
Система профессионального образования в Республике Саха (Якутия) формируется государственными и негосударственными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования республиканского и федерального ведения, учебными центрами/центрами подготовки кадров предприятий, в которых реализуются программы соответствующего уровня, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Ядром системы является государственный сектор, который включает 63 учреждений начального и среднего профобразования и 5 - высшего образования с общим контингентом более 62 тысяч обучающихся.
В последние годы в сфере профессионального образования основными направлениями государственной политики являлись разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих гибкость образовательных программ; диверсификация структуры сети профессионального образования, включая выделение ведущих вузов, поддержка региональных программ развития систем профессионального образования; поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы; внедрение новых финансово-экономических механизмов и организационных форм.
В новых образовательных стандартах для описания требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы использовались дескрипторы квалификационных уровней Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, разработанной в соответствии с соглашением между Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Согласно новым стандартам образовательные учреждения могут отводить до половины общего объема подготовки (НПО-СПО-ВПО (20%-30%-50% - соответственно, а на уровне магистратуры - до 70%) на изучение вопросов, связанных с региональными производственными и технологическими процессами. Это позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с заинтересованными предприятиями постоянно обновлять содержание и технологии образования.
Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования разработана и утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) Программа модернизации начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2015 годы. Данная программа при поддержке АК "АЛРОСА" по итогам федерального конкурса вошла в список победителей по направлению подготовки рабочих кадров для горнодобывающей отрасли.
За последние годы усилена работа по развитию стратегического партнерства в сфере профессионального образования, привлечения предприятий - заказчиков рабочих кадров и специалистов к образовательному процессу. В связи с внедрением ФГОС все образовательные учреждения в республике согласовали свои основные профессиональные образовательные программы со своими предприятиями - работодателями, в том числе с ОАО АК "АЛРОСА", ОАО "Селигдар", ОАО "Алданзолото", ОАО "ДСК", ГУП "ЖКХ", ОАО АК "Железные дороги Якутии", УГРС ОАО "Сахатранснефтегаз", ООО "Ленагаз", ФГУ Упрдор "Лена", ОАО "Якутдорстрой", ОАО "Сахаэнерго", ОАО "Теплоэнергосервис", с отраслевыми министерствами и ведомствами, муниципальными образованиями республики, производственными предприятиями и предприятиями малого и среднего бизнеса.
Для развития дальнейшего стратегического партнерства в сфере профессионального образования, привлечения предприятий - заказчиков к образовательному процессу, содействия в трудоустройстве выпускников и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений Президент и Правительство Республики Саха (Якутия) ведут целенаправленную работу по обеспечению механизма государственно-частного партнерства в системе высшего, среднего и начального профессионального образования. Деятельность с хозяйствующими субъектами осуществляется в рамках действующих документов о договоренностях. Между Правительством Республики Саха (Якутия) и компаниями действуют: Договор с ОАО "Сургутнефтегаз" от 8 декабря 2004 года, Соглашение с ОАО "Газпром" от 17 июля 2007 года, Соглашение с ООО "Колмар" от 14 ноября 2008 года, Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством и ОАО "Полюс Золото" от 1 июня 2011 года, Договор о взаимодействии с АК "АЛРОСА" (ОАО) от 30 июня 2011 года и др. Действуют Соглашения между органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в области профессионального образования, подготовки и расстановки кадров на территории Республики Саха (Якутия) и ОАО ХК "Якутуголь" от 3 апреля 2008 года, ОАО "Якутскэнерго" от 22 июня 2008 года, ОАО "Алмазы Анабара" от 2008 года, ОАО "Нижне-Ленское" от 26 февраля 2009 года, ОАО "Железные дороги Якутии" от 17 марта 2011 года, ОАО "Алданзолото ГРК" от 17 марта 2011 года и др. В 2012 году Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) достигнуты договоренности о сотрудничестве (с привлечением Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова) с 4 хозяйствующими субъектами: ОАО "Алмазы Анабара", ОАО "Горно-металлургическая компания "Тимир", ОАО "Водоканал", ЗАО "Зырянский угольный разрез".
В образовательных учреждениях выплачиваются обучающимся именные стипендии от работодателей и меценатов - ежемесячные и единовременные денежные поощрения.
Формирование плана приема, открытие новых специальностей и профессий осуществляется на основании прогнозных данных в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, а также потребности работодателей, уточняемым ежегодно опросным методом.
Учитывается, что общей тенденцией в период до 2030 года, характерной для экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия), станет усиление индустриальной профессиональной ориентации трудовых ресурсов и специализация малого и среднего бизнеса на сфере услуг. При этом прогнозируется неравномерное увеличение спроса на трудовые ресурсы вследствие реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики. По прогнозным оценкам, дополнительная суммарная потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с учетом направлений до 2030 года ориентировочно будет составлять к 2020 году около 100 тысяч человек.
В соответствии с прогнозной динамикой предполагаемый рост численности трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) к 2022 году составит 103,4% по отношению к 2011 году. Общая численность трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) увеличится на 21,9 тыс. чел. с 646,7 тыс. чел. в 2011 году до 668,6 тыс. чел. в 2022 году при условии сохранения темпов роста, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2017 годы.
Согласно прогнозу баланса трудовых ресурсов по итогам 2011 года, выполненному Департаментом занятости Республики Саха (Якутия), к 2022 году наиболее высокие темпы роста численности занятых предполагаются по следующим видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 122,8%, "Обрабатывающие производства" - 129,2%, "Строительство" - 137,4%. Предполагается ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу со стороны экономики на 8,6% (41,6 тыс. чел.), при этом рост предложения рабочей силы составит 3,4% (21,9 тыс. чел.). Относительно низкие темпы роста численности учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от работы, в сравнении с темпами роста на рабочую силу по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Строительство", формируют другой структурный дисбаланс предложения и спроса на рабочую силу.
В условиях конкуренции за рабочие места ожидается дополнительный рост спроса на образовательные услуги, предоставляемые учреждениями профессионального образования соответствующего профиля.
Для осуществления системного контроля и взаимодействия уровней власти и хозяйствующих субъектов функционируют Межведомственная комиссия по содействию в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 09.11.2011 N 815-РП), Координационный совет содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 июня 1999 года N 308) с участием субъектов - органов исполнительной власти, образовательных учреждений высшего образования, профессиональных образовательных учреждений, работодателей (юридических лиц), где рассматриваются и принимаются решения по регулированию рынка труда по подготовке востребованных специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847)
В результате совместной работы за последние годы улучшились показатели трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования: за период 2002 - 2012 годов возросло число трудоустраиваемых выпускников с 53,9% до 70,8% (с доведением доли трудоустройства по линиям занятости до 100%).
Анализ по выпускникам 2009 - 2012 г.г. в разрезе крупных предприятий показал относительно низкий уровень закрепляемости на угледобывающих предприятиях и достаточно высокий ее уровень на предприятиях транспортной и нефтегазовой отраслях. В целом уровень закрепляемости выпускников на предприятиях составляет более 70%.
Усовершенствована нормативно-правовая база. Так, для обучающихся начального и среднего профессионального образования из категории малообеспеченных семей производятся выплаты проезда один раз в год до места учебы и обратно.
Начиная с 2012 года, учреждаются стипендии Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (по программам начального профессионального образования - по 2 тыс. рублей ежемесячно и среднего профессионального образования по 4 тыс. рублей ежемесячно).
В соответствии с Указами Президента Республики Саха (Якутия) от 11.07.2008 N 1049 и от 20.05.2010 N 1940, начиная с 2008 года, единовременных денежных поощрений удостоены 80 педагогов, 100 обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования и 8 учреждений начального и среднего профессионального образования стали обладателями грантов Президента Республики Саха (Якутия).
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 25.11.2011 N 1071 установлены 100 стипендий Президента Республики Саха (Якутия) отличникам учебы учреждений начального и среднего профессионального образования в размере 3 000 рублей ежемесячно и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2012 года N 1304 учреждены 100 стипендий Президента Республики Саха (Якутия) в размере 3 000 рублей ежемесячно для студентов и аспирантов, обучающихся за пределами Республики Саха (Якутия) по техническим и технологическим направлениям по контрактам о целевой подготовке специалистов.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.08.2014 N 2847)
В республике продолжается работа по открытию новых востребованных на рынке труда направлений подготовки. Только за последние пять лет в ВУЗах, ССУЗах и профучилищах республики открыто около 80 новых специальностей и профессий, из которых около 70% - технического профиля.