На 01 января 2013 г. в регионе действует 641 учреждение культурно-досугового типа, размещенное в 1022 зданиях, из них основная часть (625) размещена в 1000 зданиях, расположенных в сельской местности. Вместе с тем актуальным остается вопрос повышения уровня удовлетворенности социальных и духовных потребностей населения региона, повышения уровня и качества услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы.
Анализ статистических данных в динамике позволяет выявить главную тенденцию - число учреждений культуры сокращается. За последние пять лет на территории Волгоградской области сеть учреждений культуры клубного типа сократилась на 16 единиц, из них 15 - в сельской местности.
Основная причина сокращения отраслевой сети - недостаток финансовых средств на содержание и капитальный ремонт объектов культуры. Значительная часть клубов располагается в ветхих помещениях и закрывается ввиду их аварийного состояния.
Из общего числа зданий клубных учреждений муниципальных районов Волгоградской области 198 единиц (19,4 процента) требуют капитального ремонта и 19 зданий (1,9 процента) находятся в аварийном состоянии. 66 зданий муниципальных учреждений культуры (6,5 процента) не отапливалось в зимний период 2012 - 2013 годов.
Большинству учреждений культурно-досугового типа требуется замена и обновление технического и сценического оборудования, ремонт и реконструкция зданий, ремонт кровли, зрительных залов и досуговых помещений.
Насущной потребностью сегодняшнего дня стала информатизация и компьютеризация учреждений культуры.
Износ основных средств отрасли культуры в значительной степени затрудняет использование культурного потенциала Волгоградской области в полном объеме.
Неудовлетворительная ситуация сложилась с обеспечением автотранспортом учреждений культуры в муниципальных районах Волгоградской области. Больше половины автобусов и автоклубов находятся в эксплуатации более 13 лет. В 14 районах вообще отсутствуют автобусы (автоклубы).
Сведения о сроках эксплуатации автобусов (автоклубов) по состоянию на 01 января 2013 г. указаны в таблице.
N п/п | Наименование муниципального района Волгоградской области | Количество имеющихся в наличии пассажирских автобусов (автоклубов) в учреждениях культурно-досугово го типа (единиц) по срокам эксплуатации | |||||
до 2 лет | 2 - 5 лет | 5 - 8 лет | 8 - 10 лет | 10 - 13 лет | более 13 лет | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Алексеевский район | - | - | - | - | - | - |
2. | Быковский район | - | 1 | - | - | - | 1 |
3. | Городищенский район | 1 | - | - | - | - | - |
4. | Даниловский район | - | - | 1 | - | - | - |
5. | Дубовский район | - | - | - | - | - | 1 |
6. | Еланский район | - | 1 | - | - | - | 2 |
7. | Жирновский район | - | 1 | - | 1 | - | 1 |
8. | Иловлинский район | - | - | 1 | - | - | - |
9. | Калачевский район | - | - | - | - | - | - |
10. | Камышинский район | - | - | - | - | - | - |
11. | Киквидзенский район | - | - | - | - | - | - |
12. | Клетский район | - | - | - | - | - | - |
13. | Котельниковский район | - | - | - | - | - | 2 |
14. | Котовский район | - | - | - | - | - | - |
15. | Кумылженский район | - | - | - | - | - | - |
16. | Ленинский район | - | - | - | - | - | - |
17. | Нехаевский район | - | - | - | - | - | 1 |
18. | Николаевский район | - | - | - | - | - | - |
19. | Новоаннинский район | 1 | - | - | - | - | 1 |
20. | Новониколаевский район | - | - | - | - | - | - |
21. | Октябрьский район | - | - | 1 | - | - | - |
22. | Ольховский район | - | - | - | - | 1 | - |
23. | Палласовский район | - | - | - | - | - | 1 |
24. | Руднянский район | - | - | - | - | - | 1 |
25. | Светлоярский район | - | - | - | 1 | - | - |
26. | Серафимовичский район | - | - | - | - | - | 3 |
27. | Среднеахтубинский район | - | - | 1 | - | - | 5 |
28. | Старополтавский район | - | - | - | - | - | - |
29. | Суровикинский район | - | - | 1 | - | - | - |
30. | Урюпинский район | - | - | - | 1 | - | - |
31. | Фроловский район | - | - | - | - | - | - |
32. | Чернышковский район | - | - | - | - | - | 1 |
Итого | 2 | 3 | 5 | 3 | 1 | 20 |
В настоящее время неоднородность обеспечения населения Волгоградской области услугами учреждений культуры свидетельствуют о том, что города и сельские территории имеют неодинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии сельского и городского населения.
Формирование социальной стабильности, гарантированность для населения Волгоградской области конституционного права доступа к культурным ценностям, повышение общего уровня культуры как ресурса социально-экономического развития региона напрямую зависят от обеспеченности населения качественными, отвечающими современным требованиям услугами в сфере культуры.
Основной причиной неудовлетворительного состояния материально-технической базы муниципальных учреждений культуры является недостаток средств в бюджетах муниципальных образований.
Уровень финансирования учреждений культуры Волгоградской области в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это не позволяет в полном объеме использовать культурный потенциал региона.
Необходима государственная поддержка муниципальных учреждений культуры, которая должна быть направлена на обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, сохранение национальной самобытности, развитие народного творчества.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей населения региона.
Необходимость принятия подпрограммы на 2015 - 2020 годы обусловлена устойчивой потребностью формирования базовых условий социального комфорта, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач сферы культуры с учетом современной социокультурной ситуации, целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач.
Основанием для разработки подпрограммы стала следующая нормативная правовая база:
Основное внимание при разработке подпрограммы уделено поддержке муниципальных образований Волгоградской области в сфере культуры путем:
сохранения существующей сети муниципальных домов культуры и клубов, проведения капитальных ремонтов зданий;
укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры и клубов, приобретения необходимого оборудования;