Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОДДЕРЖКА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы


На 01 января 2013 г. в регионе действует 641 учреждение культурно-досугового типа, размещенное в 1022 зданиях, из них основная часть (625) размещена в 1000 зданиях, расположенных в сельской местности. Вместе с тем актуальным остается вопрос повышения уровня удовлетворенности социальных и духовных потребностей населения региона, повышения уровня и качества услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы.

Анализ статистических данных в динамике позволяет выявить главную тенденцию - число учреждений культуры сокращается. За последние пять лет на территории Волгоградской области сеть учреждений культуры клубного типа сократилась на 16 единиц, из них 15 - в сельской местности.

Основная причина сокращения отраслевой сети - недостаток финансовых средств на содержание и капитальный ремонт объектов культуры. Значительная часть клубов располагается в ветхих помещениях и закрывается ввиду их аварийного состояния.

Из общего числа зданий клубных учреждений муниципальных районов Волгоградской области 198 единиц (19,4 процента) требуют капитального ремонта и 19 зданий (1,9 процента) находятся в аварийном состоянии. 66 зданий муниципальных учреждений культуры (6,5 процента) не отапливалось в зимний период 2012 - 2013 годов.

Большинству учреждений культурно-досугового типа требуется замена и обновление технического и сценического оборудования, ремонт и реконструкция зданий, ремонт кровли, зрительных залов и досуговых помещений.

Насущной потребностью сегодняшнего дня стала информатизация и компьютеризация учреждений культуры.

Износ основных средств отрасли культуры в значительной степени затрудняет использование культурного потенциала Волгоградской области в полном объеме.

Неудовлетворительная ситуация сложилась с обеспечением автотранспортом учреждений культуры в муниципальных районах Волгоградской области. Больше половины автобусов и автоклубов находятся в эксплуатации более 13 лет. В 14 районах вообще отсутствуют автобусы (автоклубы).

Сведения о сроках эксплуатации автобусов (автоклубов) по состоянию на 01 января 2013 г. указаны в таблице.

N п/п

Наименование муниципального района Волгоградской области

Количество имеющихся в наличии пассажирских автобусов (автоклубов) в учреждениях культурно-досугово го типа (единиц) по срокам эксплуатации

до 2 лет

2 - 5 лет

5 - 8 лет

8 - 10 лет

10 - 13 лет

более 13 лет

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Алексеевский район

-

-

-

-

-

-

2.

Быковский район

-

1

-

-

-

1

3.

Городищенский район

1

-

-

-

-

-

4.

Даниловский район

-

-

1

-

-

-

5.

Дубовский район

-

-

-

-

-

1

6.

Еланский район

-

1

-

-

-

2

7.

Жирновский район

-

1

-

1

-

1

8.

Иловлинский район

-

-

1

-

-

-

9.

Калачевский район

-

-

-

-

-

-

10.

Камышинский район

-

-

-

-

-

-

11.

Киквидзенский район

-

-

-

-

-

-

12.

Клетский район

-

-

-

-

-

-

13.

Котельниковский район

-

-

-

-

-

2

14.

Котовский район

-

-

-

-

-

-

15.

Кумылженский район

-

-

-

-

-

-

16.

Ленинский район

-

-

-

-

-

-

17.

Нехаевский район

-

-

-

-

-

1

18.

Николаевский район

-

-

-

-

-

-

19.

Новоаннинский район

1

-

-

-

-

1

20.

Новониколаевский район

-

-

-

-

-

-

21.

Октябрьский район

-

-

1

-

-

-

22.

Ольховский район

-

-

-

-

1

-

23.

Палласовский район

-

-

-

-

-

1

24.

Руднянский район

-

-

-

-

-

1

25.

Светлоярский район

-

-

-

1

-

-

26.

Серафимовичский район

-

-

-

-

-

3

27.

Среднеахтубинский район

-

-

1

-

-

5

28.

Старополтавский район

-

-

-

-

-

-

29.

Суровикинский район

-

-

1

-

-

-

30.

Урюпинский район

-

-

-

1

-

-

31.

Фроловский район

-

-

-

-

-

-

32.

Чернышковский район

-

-

-

-

-

1

Итого

2

3

5

3

1

20

В настоящее время неоднородность обеспечения населения Волгоградской области услугами учреждений культуры свидетельствуют о том, что города и сельские территории имеют неодинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии сельского и городского населения.

Формирование социальной стабильности, гарантированность для населения Волгоградской области конституционного права доступа к культурным ценностям, повышение общего уровня культуры как ресурса социально-экономического развития региона напрямую зависят от обеспеченности населения качественными, отвечающими современным требованиям услугами в сфере культуры.

Основной причиной неудовлетворительного состояния материально-технической базы муниципальных учреждений культуры является недостаток средств в бюджетах муниципальных образований.

Уровень финансирования учреждений культуры Волгоградской области в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это не позволяет в полном объеме использовать культурный потенциал региона.

Необходима государственная поддержка муниципальных учреждений культуры, которая должна быть направлена на обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, сохранение национальной самобытности, развитие народного творчества.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей населения региона.

Необходимость принятия подпрограммы на 2015 - 2020 годы обусловлена устойчивой потребностью формирования базовых условий социального комфорта, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач сферы культуры с учетом современной социокультурной ситуации, целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач.

Основанием для разработки подпрограммы стала следующая нормативная правовая база:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)";

Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года";

Закон Волгоградской области от 14 июля 2008 г. N 1737-ОД "О культуре и искусстве в Волгоградской области";

постановление Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 г. N 115-п "Об утверждении концепции развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года".

Основное внимание при разработке подпрограммы уделено поддержке муниципальных образований Волгоградской области в сфере культуры путем:

сохранения существующей сети муниципальных домов культуры и клубов, проведения капитальных ремонтов зданий;

укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры и клубов, приобретения необходимого оборудования;