____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Волгоградской области от 29.12.2021 N 136-ОД, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 29.12.2021).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 февраля 2018 года)
(в ред. Законов Волгоградской области от 20.03.2012 N 28-ОД, от 22.11.2013 N 158-ОД, от 16.02.2018 N 24-ОД)
Принят
Волгоградской
областной Думой
30 октября 2008 года
Статья 1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия) (прилагается).
Статья 2. Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне Волгоградской области на долгосрочный период и является основой для разработки государственных программ Волгоградской области, формирования и корректировки перечня государственных программ Волгоградской области, схемы территориального планирования Волгоградской области, плана мероприятий по реализации Стратегии.
(статья 2 в ред. Закона Волгоградской области от 16.02.2018 N 24-ОД)
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
21 ноября 2008 года
N 1778-ОД
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
(в ред. Законов Волгоградской области от 20.03.2012 N 28-ОД, от 22.11.2013 N 158-ОД, от 16.02.2018 N 24-ОД)
Настоящая Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия) должна выступить основой реализации эффективной политики администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития.
Стратегия сформулирована в соответствии с целями и задачами проекта концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, отраслевых стратегий (транспортного, оборонного, энергетического комплексов и др.), долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа, а также близлежащих регионов: Астраханской, Ростовской, Саратовской областей, а также Республики Калмыкия. Стратегия составлена в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации. При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие социально-экономическое положение Волгоградской области, данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа (ЮФО), федеральная целевая программа "Юг России", опыт разработки стратегий других регионов (Омской, Ростовской, Нижегородской, Астраханской и других областей).
Стратегия включает в себя три основных блока: демографическая и социальная политика, экономический потенциал, экологическая обстановка (см. рис. 1).
┌═══════════════════════════════════════‰
┌═════┤ Демографическая и социальная политика │
┌═══════════════════‰ │ └═══════════════════════════════════════…
│ │ │ ┌══════════════════════════════════════‰
│ Стратегия ├═══════┼═════┤ Экономический потенциал │
│ │ │ └══════════════════════════════════════…
└═══════════════════… │ ┌══════════════════════════════════════‰
└═════┤ Экологическая обстановка │
└══════════════════════════════════════…
Рис. 1. Основные блоки Стратегии
Первый блок включает в себя анализ демографической ситуации, естественного прироста населения, миграционных тенденций, системы расселения, человеческих ресурсов и рынка труда; уровня жизни населения, развития здравоохранения и образования.
Второй блок содержит анализ развития промышленного производства, производства и передачи электроэнергии, агропромышленного комплекса, инновационного потенциала области, инвестиционной деятельности, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Третий блок включает в себя анализ уровня загрязнения окружающей среды и его воздействия на здоровье населения; оценку рационального использования природных ресурсов.
По этим основным блокам, составляющим основу долгосрочного социально-экономического развития Волгоградской области, строятся сценарии, а также определяются основные приоритетные направления развития. По этим блокам также определяются ожидаемые результаты, формируются индикаторы развития.
Разработка Стратегии производилась в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 г. N 14 "Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации". В соответствии с указанным приказом выделены основные цели Стратегии, разработана ее структура, определены стратегические блоки и приоритетные направления. Выбор приоритетных стратегических направлений производился на основании критерия первостепенной значимости круга задач, выполняемых в рамках данного направления. В целом их реализация должна быть направлена на обеспечение безопасности региона (энергетической, продовольственной и др.) и обеспечение его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Различие долгосрочной стратегии от средне- и краткосрочных стратегий состоит в том, что она направлена на решение проблем, которые не могут быть решены в краткосрочном или среднесрочном периодах. В то же время от решения этих проблем зависит дальнейшее развитие региона, самосохранение его человеческого, культурного и хозяйственного потенциалов. Например, решение демографической проблемы, восстановление животноводства и обеспечение продовольственной безопасности региона являются прерогативами долгосрочных мер.
Приоритетные направления являются базовыми для развития других сфер жизнедеятельности в области. В частности, развитие энергетики и транспортной инфраструктуры становится основой развития малого бизнеса, торговли, туризма и др.
Структура Стратегии формируется на основании концепции, опыта разработки стратегий других регионов, рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации. Как показано на рис. 2, в структуру Стратегии входят цели и задачи, анализ внешних условий и стратегических региональных тенденций, возможности и угрозы, ключевые сценарии и индикаторы развития, приоритетные направления развития и механизмы реализации. Структура обеспечивает логическую взаимосвязь аналитического блока и блока основных направлений и мероприятий. Основные направления аналитического блока отражаются в сценариях развития и определении приоритетных направлений.
┌════════════════‰
│ Цели и задачи │
└═══════┬════════…
┌══════════════════════┴════════════════════════‰
┌══════┴════════‰ ┌════════════┴═════════‰
│ Анализ │ │Анализ стратегических │
│внешних условий│ │региональных тенденций│
└══════┬════════… └════════════┬═════════…
└══════════════════════┬════════════════════════…
┌══════════════════════════════════┼══════════════════════════════════════‰
│ ┌══════════════════════┼════════════════════════‰ │
│ ┌══════┴════════‰ ┌════════┴═════‰ ┌══════════════┴═════════‰ │
│ │ Возможности │ │ Ключевые │ │ Индикаторы │ │
│ │ и угрозы │ │ сценарии │ │стратегического развития│ │
│ └══════┬════════… └════════┬═════… └══════════════┬═════════… │
│ └══════════════════════┼════════════════════════… │
│ ┌════════════┴═════════════‰ │
│ │ Приоритетные направления │ │
│ │ стратегического развития │ │
│ └════════════┬═════════════… │
│ │ Ядро стратегии │
└══════════════════════════════════┼══════════════════════════════════════…
┌════════════┴═════════════‰
│ Механизмы реализации │
│ стратегии │
└══════════════════════════…
Рис. 2. Структура Стратегии
Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности;
повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение систем здравоохранения и образования, обеспечение населения доступным жильем (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);
увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности; развитие агропромышленного и строительного комплексов; обеспечение экономического роста;
развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности региона;
расширение транспортной инфраструктуры: строительство крупных объектов и дорог с твердым покрытием;
снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности региона.
Демографическая ситуация. Численность населения Волгоградской области по переписи (на 9 октября 2002 года) составила 2699,2 тыс. человек. Численность населения по наиболее крупным городам области: Волгоград - 1044356 человек; Волжский - 324224 человека; Камышин - 127891 человек; Михайловка - 60034 человека; Урюпинск - 41960 человек; Фролово - 41132 человека. Численность населения области в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) составила 1620,8 тыс. человек (или 60 процентов общей численности населения), моложе трудоспособного - 473 тыс. человек (17,5 процента), старше трудоспособного возраста - 605,4 тыс. человек (22,4 процента). Общий процент численности мужского населения незначительно колеблется по годам - около 46,6 - 46,5 процента. При этом доля мужчин составляет примерно половину в молодой и средней возрастных группах, а в старшей группе она снижается до 27,3 процента в 1989 году и 32,3 процента в 2002 году.
Распределение населения по муниципальным районам области позволяет произвести группировку по численности и выделить три группы районов: с численностью населения (а) - более 40 тыс. человек, (б) - от 20 до 40 тыс. человек, (в) - менее 20 тыс. человек.
В первую группу (а) попадают следующие муниципальные районы: Городищенский, Жирновский, Калачевский, Камышинский, Новоаннинский, Палласовский, Среднеахтубинский.
Ко второй группе (б) относятся Быковский, Дубовский, Еланский, Иловлинский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Николаевский, Новониколаевский, Октябрьский, Светлоярский, Серафимовичский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский муниципальные районы.