Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2016)


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Система профессионального образования Волгоградской области представлена образовательными организациями различных типов, видов и организационно-правовых форм собственности, реализующими программы профессионального образования (среднего, высшего, программы подготовки научно-педагогических кадров и дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки), обеспечивающими населению широкий выбор профессий (специальностей) для удовлетворения потребности в профессиональной самореализации.

По состоянию на 01 марта 2013 г. общее количество учреждений профессионального образования в Волгоградской области составляет 101 учреждение и 53 филиала, в том числе учреждения начального профессионального образования - 35 и 3 филиала, учреждения среднего профессионального образования - 50 и 11 филиалов, учреждения высшего профессионального образования - 15 и 39 филиалов, из них:

1 учреждение среднего профессионального образования, 8 учреждений высшего профессионального образования и 15 филиалов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

35 учреждений начального профессионального образования и 3 филиала, 48 учреждений среднего профессионального образования и 11 филиалов, 1 учреждение высшего профессионального образования, финансируемых за счет областного бюджета;

2 учреждения высшего профессионального образования, финансируемые за счет средств местного бюджета;

1 негосударственное учреждение среднего профессионального образования, 4 негосударственных учреждения высшего профессионального образования и 24 филиала негосударственных учреждений высшего профессионального образования.

В Волгоградской области функционируют 9 автономных образовательных учреждений, в том числе 2 учреждения начального профессионального образования, 7 учреждений среднего профессионального образования. Особенностью системы высшего образования Волгоградской области является наличие одного образовательного учреждения регионального подчинения и двух - муниципального подчинения при достаточно разветвленной сети вузов федерального подчинения.

В Волгоградской области реализуются 22 из 28 укрупненных групп специальностей. Наиболее востребованными являются "гуманитарные науки", "образование и педагогика", "сфера обслуживания", "металлургия", "машиностроение и материалообработка", "экономика и управление", "архитектура и строительство".

В течение ряда последних лет модернизация региональной системы профессионального образования осуществлялась в следующих направлениях: разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих большую гибкость образовательных программ, диверсификация структуры сети профессионального образования, включая выделение ведущих профессиональных образовательных организаций, поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы, апробация новых финансово-экономических механизмов и организационных форм. Существенная часть учреждений начального профессионального образования была присоединена к учреждениям среднего профессионального образования. Это позволило создать условия для формирования вертикально-интегрированных образовательных кластеров, которые призваны обеспечить гибкость программ и мобильность талантливых и активных молодых людей.

Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования в соответствии с новыми экономическими условиями и перспективами. Однако в сфере профессионального образования Волгоградской области остаются нерешенные проблемы, связанные как с незавершенностью начатых преобразований, так и со стремлением приспособить устаревшие содержательные и организационные характеристики организаций профессионального образования к новой экономической, социальной и культурной реальности.

Одна из острейших проблем - несоответствие структуры профессионального образования потребностям регионального рынка труда. Более 2/3 обучающихся в профессиональных образовательных организациях - студенты образовательных организаций высшего образования, вместе с тем остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и служащих, способных работать с современными технологиями, о чем свидетельствуют результаты опросов работодателей.

С этой проблемой также связаны недостаточный масштаб и снижающееся качество подготовки квалифицированных рабочих и служащих, низкий престиж соответствующих образовательных программ. Регион отстает по распространению образовательных программ, обеспечивающих получение прикладных квалификаций (обучение на рабочем месте продолжительностью от нескольких месяцев до года; бакалавриат, обеспечивающий наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацию для работы со сложными технологиями; совместные программы образовательных организаций). Не решена проблема недостаточно высокого качества обучения, получаемого в заочной и очно-заочной (вечерней) формах.

Необходимо принятие дополнительных мер по повышению квалификации работников всех уровней системы профессионального образования. В системе среднего профессионального образования мастера производственного обучения недостаточно хорошо владеют современными технологиями и неконкурентоспособны на профессиональном рынке труда. Разрушена система мобильности и повышения квалификации научно-педагогических кадров внутри региональной системы профессионального образования, не работают конкурсные механизмы академического найма.

Инфраструктура организаций высшего, среднего профессионального образования, в том числе переданных на региональный уровень, нуждается в серьезной модернизации.

Не решена проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей. Не реализуется роль профессионального образования как социального лифта. Вместе с тем в обществе сформировалось понимание важности профессионального образования: около 2/3 семей, имеющих детей в возрасте 4 - 22 лет, выражают в этой связи готовность нести определенную финансовую нагрузку (от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей в год). Однако в Волгоградской области, как и в России в целом, не развита система образовательных кредитов, которая расширяла бы возможность софинансирования обучения.

К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы среднего профессионального образования, модели взаимодействия образовательных организаций высшего образования федерального подчинения и региональной сети образовательных организаций профессионального образования, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этих систем. Остается глубоким разрыв между задачами образовательных организаций высшего образования федерального подчинения, находящихся на территории Волгоградской области, и задачами социально-экономического развития Волгоградской области.

В Волгоградской области наблюдается достаточно низкий уровень участия взрослого населения в дополнительном профессиональном образовании и отсутствие целостной системы непрерывного образования. Внедрение современных наукоемких технологий диктует повышенные требования к квалификации персонала, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Эта система только складывается и нуждается в поддержке растущего корпоративного сектора.

С целью решения указанных проблем, а также выполнения мероприятий, определенных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" (далее именуется - государственная программа Российской Федерации), Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, в целях эффективного развития системы профессионального образования, создания в Волгоградской области современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций разработана государственная программа Волгоградской области "Комплексная региональная программа развития профессионального образования" на 2014 - 2016 годы.

(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 11.07.2016 N 378-п)

В ходе реализации государственной программы могут возникнуть финансово-экономические, нормативные, организационно-управленческие и социальные риски.

(введено постановлением Правительства Волгоградской области от 13.01.2014 N 9-п)

Финансово-экономические риски связаны с недофинансированием ряда мероприятий на федеральном и региональном уровнях. Минимизация этих рисков возможна через своевременное заключение договоров о реализации запланированных мероприятий, обеспечение правильного расчета планируемых объемов средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных средств, а также их своевременной корректировки.

(введено постановлением Правительства Волгоградской области от 13.01.2014 N 9-п)

Нормативные риски связаны с непринятием или несвоевременным принятием правовых актов, сопровождающих реализацию мероприятий государственной программы, необходимостью внесения изменений в существующие правовые акты, влияющие на их проведение. Устранение этих рисков возможно за счет обеспечения оперативного контроля над процессами разработки, согласования и утверждения правовых актов, своевременного внесения требуемых изменений.

(введено постановлением Правительства Волгоградской области от 13.01.2014 N 9-п)

Организационно-управленческие риски связаны с несоблюдением сроков реализации мероприятий, недостаточной проработкой механизма взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников мероприятий государственной программы, недостаточной подготовкой управленческого персонала. Риск несоблюдения сроков преодолевается за счет обеспечения резервных сроков исполнения мероприятий и организации операционального пошагового сопровождения процесса их реализации. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной программы, несогласованности действий ответственного исполнителя и соисполнителей, низкому качеству реализации мероприятий на уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет реализации единого механизма, обеспечивающего проведение постоянного и оперативного контроля реализации государственной программы, а также за счет своевременной корректировки мероприятий.

(введено постановлением Правительства Волгоградской области от 13.01.2014 N 9-п)

Социальные риски могут выразиться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и достигаемых в рамках государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий государственной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названных рисков возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития профессионального образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы. Необходимо также демонстрировать достижения реализации государственной программы и формировать группы лидеров региональной системы профессионального образования.