Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2013 года N 573

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 г. N 214

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27.12.2018 N 416.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 года N 214 "О Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" следующие изменения:

1) в пункте 2 слова "Министерство образования, культуры и науки" заменить словами "Министерство образования и науки";

2) пункт 3 признать утратившим силу;

3) Государственную программу "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившим силу с 1 января 2014 года постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2013 г. N 207 "О республиканской целевой программе "О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013 - 2017 годы".

Председатель Правительства

Республики Калмыкия И. Зотов

Приложение

к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 17 декабря 2013 г. N 573

"Утверждена

постановлением Правительства

Республики Калмыкия от 7 мая 2013 г. N 214

Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы"

Паспорт Государственной программы Республики Калмыкия


Наименование
 программы

Государственная программ а "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Соисполнители программы

Подпрограммы
 программы

подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования";

 подпрограмма "Развитие системы общего образования";

 подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования и воспитания детей";

 подпрограмма "Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования";

 подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";

 подпрограмма "Безопасность образовательного  учреждения";

 подпрограмма "Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

 подпрограмма "Развитие науки Республики Калмыкия";

 подпрограмма "Профил актика правонарушений в Республике Калмыкия";

 подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы"

Программно-целевые инструменты программы

Республиканские целевые программы (до 1 января 2014 г .):
 "Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2010 г. N 430 ;

 "О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013-2017 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2013 г. N 207;

 Ведомственные целевые программы:
 "Развитие системы дошкольного образования  Республики Калмыкия на 2012-2014 гг.", утвержденная приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 14 мая 2012 г. N 491;

 "Государственная поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2012-2014 гг." в рамках реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденная приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 30 декабря 2011 г. N 1132;

 "Развитие технологии укрупнения дидактических единиц в Республике Калмыкия на 2012-2014 г.г.", утвержденная приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 7 сентября 2012 г. N 862.

Цели программы

повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

 создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи

Задачи программы

развитие инфраструктуры системы образования;

 развитие системы дошкольного образования;

 развитие системы поддержки талантливых детей;

 обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;

 развитие новых организационно-финансовых механизмов через внедрение методов и процедур управления по результатам, расширение самостоятельности школ;

 совершенствование учительского корпуса;

 развитие региональной системы оценки качества образования;

 расширение мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 развитие кадрового потенциала науки, эффективное восполнение и повышение квалификации научно-исследовательских кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации талантливой молодежи в научной сфере.

Целевые индикаторы и показатели программы

- доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, от общего количества обучающихся;

 - доля педагогов, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и  адресным моделям повышения квалификации, в общей численности педагогов;

 - доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, охваченных различными формами дошкольного образования, в общей численности детей, нуждающихся в дошкольном образовании;

 - доля детей школьного возраста, охваченных  дополнительным образованием, от общего  числа детей школьного возраста;

 - доля обучающихся в учреждениях среднего (начального) профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся в учреждениях среднего (начального) профессионального образования

Этапы и сроки реализации программы

I этап: 2013-2014 гг.
 II этап: 2015-2017 гг.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общая сумма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, составляет 13 626 345,7 тыс. рублей,
 в том числе по годам:
 2013 год - 3 215 219,7 тыс. рублей;

 2014 год - 2 734 644,3 тыс. рублей;

 2015 год - 2 619 651,9 тыс. рублей;

 2016 год - 2 579 581,4 тыс. рублей;

 2017 год - 2 477 248,4 тыс. рублей,
   в том числе по источникам финансирования:
 федеральный бюджет - 407 568,5 тыс. рублей;

 республиканский бюджет - 10 649 016,2 тыс. рублей;

 местные бюджеты - 2 569 761,0 тыс. рублей,
   в том числе по подпрограммам:
 подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" - 2 853 940,28 тыс. рублей;

 подпрограмма "Развитие системы общего образования" - 8 363 113,6 тыс. рублей;

 подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования и воспитания детей" - 211 838,2 тыс. рублей;

 подпрограмма "Развитие системы профессионального и дополнительного профессионального образования" - 1 323 136,1 тыс. рублей;

 подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" - 101 991,5 тыс. рублей;

 подпрограмма "Безопасность образовательного  учреждения" - 63 309,62 тыс. рублей;

 подпрограмма "Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 455 334,4 тыс. рублей;

 подпрограмма "Развитие науки Республики Калмыкия" - 74 784,3 тыс. рублей;

 подпрограмма "Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия" - 25 510,0 тыс. рублей;

 подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы" - 153 387,7 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации Программы будет обеспечено достижение следующих результатов:
   - доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, от общего количества обучающихся, будет увеличена до 73%;

   - доля педагогов, прошедших повышение квалификации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и  адресным моделям повышения квалификации, в общей численности  педагогов будет увеличена до 70%;

   - доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, охваченных различными формами дошкольного образования, в общей численности детей, нуждающихся в дошкольном образовании, составит 65%;

   - доля детей школьного возраста, охваченных дополнительным образованием, в общей численности  детей школьного возраста, будет увеличена до 70%;

   - доля обучающихся в учреждениях среднего (начального) профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности обучающихся в учрежд ениях среднего (начального) профессионального образования, составит 100%.

I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз развития сферы образования на период до 2017 года


Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы" (далее - Государственная программа) разработана на основе положений, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года. Важными аспектами являются реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования.

Основными положительными фактами, обеспечивающими функционирование и развитие системы образования в республике, являются:

развитие образовательных интересов личности, сохранение и поддержка национальных культур, традиций и особенностей многонациональной Республики Калмыкия;

совершенствование качественного разнообразия сети образовательных учреждений (различных организационно-правовых форм, типов и видов), укрепление их материально-технической базы;

обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими кадрами, организация подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования, совершенствование системы их аттестации;

расширение опытно-экспериментальной, инновационной деятельности образовательных учреждений как центров модернизации образования, оказание им научно-методической поддержки и приоритетного материально-технического оснащения;

внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения и воспитания.

1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы образования


Система образования Республики Калмыкия по состоянию на 1 декабря 2013 года представлена 158 муниципальными общеобразовательными учреждениями с численностью 31,7 тыс. учащихся, 2 вечерними школами, 110 детскими дошкольными учреждениями (далее - ДОУ) с охватом 13,0 тыс. воспитанников, 36 муниципальными учреждениями дополнительного образования, в которых занимаются 12,2 тыс. школьников. В республике функционируют 2 оздоровительных образовательных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 3 специальных (коррекционных) образовательных школы, 1 специальное (коррекционное) учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5 республиканских учреждений дополнительного образования детей, 2 частных общеобразовательных учреждения и 2 негосударственных учреждения дошкольного образования. В 14 инновационных общеобразовательных учреждениях накоплен позитивный опыт работы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Совершенствуется система социальной и моральной поддержки школьников, проявляющих особые успехи в учебной, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.

Реализация проекта "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" позволила создать условия для организации современной модели успешной социализации детей в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений и реализации индивидуальных образовательных программ для 50 учащихся в 2011 году, дополнительно для 80 учащихся - в 2012 году, в 2013 г. - 10 учащихся. Всего с 2009 по 2013 годы в проект включено 220 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важным аспектом реализации проекта модернизации общего образования является укрепление материально-технической базы образовательной сети, создание безопасных условий осуществления образовательного процесса. На сегодняшний день 100% школ и детских домов обеспечено подключением к Интернету, планомерно проводятся мероприятия по обеспечению мер противопожарной безопасности.

Дошкольное образование республики за последний период обрело системные характеристики целостности, структурности, правовой и нормативной основательности, открытости обществу, повышенного спроса, перспективности развития. Качественные преобразования республиканской системы дошкольного образования подтверждает наличие в республике инновационных дошкольных учреждений, обеспечивающих превышение государственного образовательного стандарта (центры развития). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по увеличению количества мест в ДОУ, обеспечить всех детей, состоящих в очереди в детские сады, местами в дошкольных учреждениях не удается. Существующее видовое разнообразие учреждений в республике все еще не в полной мере отвечает запросам населения. Отсутствует конкурентная среда для развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.

Учреждения дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями составляют в республике разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства.

Государственная политика в сфере науки направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Создаются благоприятные условия для развития научной системы и её поддержки финансовыми, кадровыми, материальными и информационными ресурсами.

Развивается деятельность институтов общественного участия в управлении образованием, введена система профильного обучения на старшей ступени общего образования, организуется предпрофильная подготовка на ступени основного (общего) образования, в целом 64% образовательных учреждений реализуют данные приоритетные направления.

Таким образом, сформирована устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития сферы образования, вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на процессы модернизации республиканской системы образования:

- содержание образования и технологий обучения не всегда соответствует общественным запросам и потребностям социально-экономического развития республики;

- ухудшение здоровья учащихся;

- неравнозначные условия доступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей в реализации способностей и их потенциальном раскрытии;

- утрата традиционных коммуникативных функций родного языка;

- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, проблема доступности дошкольного образования;

- нехватка квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных сельских местностях;

- износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных учреждений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, не соответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;

- недостаточное оснащение образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

- отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых.

Объективные причины возникновения проблем связаны с изменением требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, потребностями информационного общества и инновационной экономики. Существуют противоречия между масштабностью, сжатыми сроками модернизации и низкими темпами внедрения системных изменений в образовательных учреждениях, между обновлением федерального законодательства об образовании и его реализацией.

1.2. Прогноз развития системы образования на период до 2017 года


Обозначенные проблемы требуют эффективных технических и организационных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли. Необходимо обеспечить лидирующие позиции в сфере образования за счет государственных и частных расходов на образование; обновления нормативной правовой базы, подготовки кадров и повышения квалификации руководителей, педагогов и общественных управляющих; электронного мониторинга, обеспечивающего доступность и прозрачность информации, предоставляемой образовательными учреждениями и муниципалитетами.

Реализация Государственной программы обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:

обновление содержания и технологий обучения на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;

расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи - развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, привлечение молодёжи к научной деятельности;

продолжение работы по сетевому взаимодействию, дистанционному обучению и реализации индивидуальных образовательных программ;

поддержка развития негосударственных дошкольных образовательных учреждений и семейных детских садов на основе государственно-частного партнерства;

реконструкция старых и строительство новых дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям;

формирование структуры подготовки кадров, адекватной потребностям экономики и социальной сферы республики, увеличение объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;

формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, создание условий для оздоровления, отдыха, полезной занятости, рационального использования каникулярного времени детей и подростков;

поддержка научных исследований молодых ученых.

Применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать средства на развитие системы образования, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов, контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения Государственной программы.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов ее реализации

2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритетом государственной образовательной политики является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Важным моментом также является укрепление единства образовательного пространства, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от места проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик управления образованием.

2.2. Цели и задачи реализации Государственной программы


Целями реализации Государственной программы являются:

- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

- создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи.

Для достижения указанных целей в Государственной программе определен комплекс задач, направленных на:

развитие инфраструктуры системы образования;

развитие системы дошкольного образования;

развитие системы поддержки талантливых детей;

обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;

развитие новых организационно-финансовых механизмов через внедрение методов и процедур управления по результатам, расширение самостоятельности школ;

совершенствование учительского корпуса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»