ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 года N 573
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 г. N 214
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27.12.2018 N 416.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Калмыкия от 7 мая 2013 года N 214 "О Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы" следующие изменения:
1) в пункте 2 слова "Министерство образования, культуры и науки" заменить словами "Министерство образования и науки";
2) пункт 3 признать утратившим силу;
3) Государственную программу "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2017 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу с 1 января 2014 года постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2013 г. N 207 "О республиканской целевой программе "О профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2013 - 2017 годы".
Председатель Правительства
Республики Калмыкия И. Зотов
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 17 декабря 2013 г. N 573
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия от 7 мая 2013 г. N 214
Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы"
Паспорт Государственной программы Республики Калмыкия
Наименование | Государственная программ а "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы" |
Ответственный исполнитель программы | Министерство образования и науки Республики Калмыкия |
Соисполнители программы | |
Подпрограммы | подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования"; |
Программно-целевые инструменты программы | Республиканские целевые программы (до 1 января 2014 г .): |
Цели программы | повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; |
Задачи программы | развитие инфраструктуры системы образования; |
Целевые индикаторы и показатели программы | - доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, от общего количества обучающихся; |
Этапы и сроки реализации программы | I этап: 2013-2014 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Общая сумма финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, составляет 13 626 345,7 тыс. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации Программы будет обеспечено достижение следующих результатов: |
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз развития сферы образования на период до 2017 года
Государственная программа "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2017 годы" (далее - Государственная программа) разработана на основе положений, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года. Важными аспектами являются реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования.
Основными положительными фактами, обеспечивающими функционирование и развитие системы образования в республике, являются:
развитие образовательных интересов личности, сохранение и поддержка национальных культур, традиций и особенностей многонациональной Республики Калмыкия;
совершенствование качественного разнообразия сети образовательных учреждений (различных организационно-правовых форм, типов и видов), укрепление их материально-технической базы;
обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими кадрами, организация подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования, совершенствование системы их аттестации;
расширение опытно-экспериментальной, инновационной деятельности образовательных учреждений как центров модернизации образования, оказание им научно-методической поддержки и приоритетного материально-технического оснащения;
внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения и воспитания.
1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы образования
Система образования Республики Калмыкия по состоянию на 1 декабря 2013 года представлена 158 муниципальными общеобразовательными учреждениями с численностью 31,7 тыс. учащихся, 2 вечерними школами, 110 детскими дошкольными учреждениями (далее - ДОУ) с охватом 13,0 тыс. воспитанников, 36 муниципальными учреждениями дополнительного образования, в которых занимаются 12,2 тыс. школьников. В республике функционируют 2 оздоровительных образовательных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 3 специальных (коррекционных) образовательных школы, 1 специальное (коррекционное) учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 5 республиканских учреждений дополнительного образования детей, 2 частных общеобразовательных учреждения и 2 негосударственных учреждения дошкольного образования. В 14 инновационных общеобразовательных учреждениях накоплен позитивный опыт работы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Совершенствуется система социальной и моральной поддержки школьников, проявляющих особые успехи в учебной, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.
Реализация проекта "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" позволила создать условия для организации современной модели успешной социализации детей в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений и реализации индивидуальных образовательных программ для 50 учащихся в 2011 году, дополнительно для 80 учащихся - в 2012 году, в 2013 г. - 10 учащихся. Всего с 2009 по 2013 годы в проект включено 220 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важным аспектом реализации проекта модернизации общего образования является укрепление материально-технической базы образовательной сети, создание безопасных условий осуществления образовательного процесса. На сегодняшний день 100% школ и детских домов обеспечено подключением к Интернету, планомерно проводятся мероприятия по обеспечению мер противопожарной безопасности.
Дошкольное образование республики за последний период обрело системные характеристики целостности, структурности, правовой и нормативной основательности, открытости обществу, повышенного спроса, перспективности развития. Качественные преобразования республиканской системы дошкольного образования подтверждает наличие в республике инновационных дошкольных учреждений, обеспечивающих превышение государственного образовательного стандарта (центры развития). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по увеличению количества мест в ДОУ, обеспечить всех детей, состоящих в очереди в детские сады, местами в дошкольных учреждениях не удается. Существующее видовое разнообразие учреждений в республике все еще не в полной мере отвечает запросам населения. Отсутствует конкурентная среда для развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.
Учреждения дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями составляют в республике разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства.
Государственная политика в сфере науки направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Создаются благоприятные условия для развития научной системы и её поддержки финансовыми, кадровыми, материальными и информационными ресурсами.
Развивается деятельность институтов общественного участия в управлении образованием, введена система профильного обучения на старшей ступени общего образования, организуется предпрофильная подготовка на ступени основного (общего) образования, в целом 64% образовательных учреждений реализуют данные приоритетные направления.
Таким образом, сформирована устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития сферы образования, вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на процессы модернизации республиканской системы образования:
- содержание образования и технологий обучения не всегда соответствует общественным запросам и потребностям социально-экономического развития республики;
- ухудшение здоровья учащихся;
- неравнозначные условия доступности информационных, культурных, образовательных ресурсов для разных категорий детей в реализации способностей и их потенциальном раскрытии;
- утрата традиционных коммуникативных функций родного языка;
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, проблема доступности дошкольного образования;
- нехватка квалифицированных специалистов в образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных сельских местностях;
- износ основных фондов, высокая доля зданий образовательных учреждений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, не соответствующих современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим правилам, безопасности;
- недостаточное оснащение образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых.
Объективные причины возникновения проблем связаны с изменением требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, потребностями информационного общества и инновационной экономики. Существуют противоречия между масштабностью, сжатыми сроками модернизации и низкими темпами внедрения системных изменений в образовательных учреждениях, между обновлением федерального законодательства об образовании и его реализацией.
1.2. Прогноз развития системы образования на период до 2017 года
Обозначенные проблемы требуют эффективных технических и организационных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли. Необходимо обеспечить лидирующие позиции в сфере образования за счет государственных и частных расходов на образование; обновления нормативной правовой базы, подготовки кадров и повышения квалификации руководителей, педагогов и общественных управляющих; электронного мониторинга, обеспечивающего доступность и прозрачность информации, предоставляемой образовательными учреждениями и муниципалитетами.
Реализация Государственной программы обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:
обновление содержания и технологий обучения на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи - развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, привлечение молодёжи к научной деятельности;
продолжение работы по сетевому взаимодействию, дистанционному обучению и реализации индивидуальных образовательных программ;
поддержка развития негосударственных дошкольных образовательных учреждений и семейных детских садов на основе государственно-частного партнерства;
реконструкция старых и строительство новых дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным требованиям;
формирование структуры подготовки кадров, адекватной потребностям экономики и социальной сферы республики, увеличение объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;
формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, создание условий для оздоровления, отдыха, полезной занятости, рационального использования каникулярного времени детей и подростков;
поддержка научных исследований молодых ученых.
Применение программно-целевого метода позволит сконцентрировать средства на развитие системы образования, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов, контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения Государственной программы.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритетом государственной образовательной политики является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Важным моментом также является укрепление единства образовательного пространства, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от места проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик управления образованием.
2.2. Цели и задачи реализации Государственной программы
Целями реализации Государственной программы являются:
- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
- создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи.
Для достижения указанных целей в Государственной программе определен комплекс задач, направленных на:
развитие инфраструктуры системы образования;
развитие системы дошкольного образования;
развитие системы поддержки талантливых детей;
обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;
развитие новых организационно-финансовых механизмов через внедрение методов и процедур управления по результатам, расширение самостоятельности школ;
совершенствование учительского корпуса;