Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Северная Осетия-Алания | 12,4 | 11,4 | 12,7 | 12,4 |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания в 2013 году 6055 человек (или 27,53% от всей численности обследуемых работников) имели хотя бы один вид компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, что на 1583 человека меньше, чем в 2010 году.
В 2013 году в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности работало 2718 человек, что на 73 человека меньше, чем в 2010 году.
С целью обеспечения безопасности каждого работника, занятого на рабочем месте с тяжелыми и вредными условиями труда, на предприятиях и в организациях выдается бесплатно спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. По данным формы "1-Т условия труда" за 2013 год расходы на приобретение средств индивидуальной защиты в расчете на одного работника составили 4327 рублей, что на 1813 рублей больше, чем в 2010 году.
Фактические расходы на средства индивидуальной защиты в 2013 году составили 58546,8 тысячи рублей (35488,3 тысячи рублей в 2010 году), т.е. на 60,6% больше.
Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составили 184 млн. рублей.
В 2013 году уменьшилось количество пострадавших от несчастных случаев на производстве и составило 66 человек, что на 18 человек меньше, чем в 2010 году, сократилось количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего и составило 54,53 дня против 58,24 дня в 2010 году.
По данным Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, в 2013 году не зафиксировано ни одного случая профессионального заболевания по результатам обязательных периодических медицинских осмотров.
Анализ работы в области условий охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя оправдывает.
Если снижение уровня производственного травматизма раньше связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходит в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых результатов. Главная задача ближайших лет заключается в сохранении и повышении достигнутых показателей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в 2013 году выявлено 2084 нарушений трудового законодательства (в 2012 году - 1990); в том числе нарушений, не связанных с охраной труда, - 206, нарушений, связанных с охраной труда, - 1878.
Из общего количества нарушений в 2013 года выявлено по вопросам: коллективных договоров и соглашений - 1, трудового договора - 205, рабочего времени и времени отдыха - 115, оплаты и нормирования труда - 222, гарантий и компенсаций - 8, дисциплины труда и трудового распорядка - 41, регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями - 1, регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет - 0, проведения медицинских осмотров работников - 97, обучения и инструктирования работников по охране труда - 775, обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 147, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - 165, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников - 8, соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 15.
Основными причинами возникновения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются недостаточная правовая грамотность работодателей, слабая информированность о происходящих изменениях законодательства, несвоевременные расчеты за выполненную работу, снижение объемов производства, в том числе вследствие экономического кризиса.
Характерными нарушениями законодательства об охране труда являются отсутствие обучения и проверки знаний работников предприятий и самих руководителей по охране труда (ст. 225 ТК РФ, п. 5.2 ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда"), допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, проверку знаний и инструктажи по безопасности труда, непроведение предварительных и периодических медицинских осмотров (ст. 212, 213 ТК РФ); отсутствие служб охраны труда (ст. 217 ТК РФ и постоянно действующих комиссий по охране труда (ст. 218 ТК РФ), необеспеченность работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), допускаются нарушения "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ", предприятия не обеспечены необходимой нормативно-технической документацией по обеспечению работников специальной одеждой.
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда.
В Республике Северная Осетия-Алания приняты:
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания" (в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2006 года N 28-РЗ, от 12 марта 2013 года N 9-РЗ);
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 августа 1998 года N 243 "Об образовании Республиканской межведомственной комиссии по охране труда" (в ред. от 26 декабря 2012 года N 380);
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 июля 1999 года "О государственной системе управления охраной труда Республики Северная Осетия-Алания";
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 ноября 2012 года N 40 "О Республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций и работодателей из числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания";
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 августа 2011 года N 213-р "О проведении аттестации рабочих мест по условиям на предприятиях и в организациях республики";
подготовлен проект распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания "О специальной оценке условий труда".
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать изменения в указанной сфере (см. таблицу "Целевые индикаторы").