ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 декабря 2013 года N 606-пп
О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 622-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 14.10.2014 N 510-пп.
____________________________________________________________________
Правительство Тверской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тверской области "Градостроительное развитие Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 622-пп "О государственной программе Тверской области "Градостроительное развитие Тверской области" на 2013 - 2018 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Губернатор области А.В. Шевелев
Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 03.12.2013 N 606-пп
"Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
Государственная программа Тверской области "Градостроительное развитие Тверской области" на 2013 - 2018 годы
г. Тверь 2013
Паспорт государственной программы Тверской области
Наименование программы | "Градостроительное развитие Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее – государственная программа) |
Администратор программы | Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области (далее - Главное управление) |
Срок реализации программы | 2013 - 2018 гг. |
Цели программы | Обеспечение градостроительными средствами благоприятных условий жизнедеятельности человека и развития территории Тверской области |
Подпрограммы | Подпрограмма "Обеспечение разработки документов территориального планирования и оказание методического содействия субъектам градостроительной деятельности в разработке иных видов градостроительной документации на территории Тверской области" (далее - подпрограмма). |
Ожидаемые результаты реализации программы | Доля органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (далее - ОМСУ МО), обеспеченных документами территориального планирования, - 100%. |
Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм | Общий объем финансирования государственной программы на 2013 - 2018 годы - 210 793,2 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области 210 793,2 тыс. руб. |
Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Подраздел 1 Общая характеристика сферы реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, обеспечивающих устойчивое развитие путем сбалансированного учета сложившихся экологических, экономических, социальных, инженерно-технических и иных факторов.
2. На территории Тверской области существует ряд проблем, на решение которых направлено создание системы документов территориального планирования Тверской области.
3. Система документов территориального планирования Тверской области должна включать: схему территориального планирования Тверской области, 36 схем территориального планирования муниципальных районов, 7 генеральных планов городских округов, 44 генеральных плана городских поселений и 312 генеральных планов сельских поселений. Отсутствие утвержденных документов территориального планирования негативно отражается на инвестиционной привлекательности и развитии территории Тверской области в целом.
4. Территориальное планирование осуществляется в виде подготовки, согласования и утверждения градостроительной документации на различных территориальных уровнях:
а) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;
б) схемы территориального планирования муниципальных районов;
в) генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений.
5. Схема территориального планирования Тверской области утверждена постановлением Правительства Тверской области от 25.12.2012 N 806-пп "Об утверждении схемы территориального планирования Тверской области".
6. Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений) относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учитывая высокую стоимость таких работ, их сложность и большой объем, было принято решение о софинансировании данных работ из областного бюджета Тверской области в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009 - 2013 годы", реализация которой была начата в 2008 году (в настоящее время постановление Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 306-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009 – 2013 годы" признано утратившим силу).
По состоянию на 01.01.2013:
а) разработаны схемы территориального планирования 32 муниципальных районов, что составляет 89% от общего количества;
б) утверждены генеральные планы в 3 городских округах, что составляет 43% от общего количества городских округов;
в) утверждены генеральные планы в 3 городских поселениях, что составляет 7% от общего количества городских поселений;
г) утверждены генеральные планы в 61 сельском поселении, что составляет 20% от общего количества сельских поселений.
7. В последние годы в Тверской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на повышение качества градостроительной деятельности.
8. В целях исполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения единых параметров градостроительного проектирования в Тверской области утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования постановлением Администрации Тверской области от 14.06.2011 N 283-па "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области".
9. Также следует отметить, что утверждение документов градостроительного зонирования относится к полномочиям ОМСУ МО. Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами ОМСУ МО и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
По состоянию на 01.01.2013:
а) утверждены ПЗЗ в 4 городских округах, что составляет 57% от общего количества городских округов;
б) утверждены ПЗЗ 12 городских поселений, что составляет 27% от общего количества городских поселений;
в) утверждены ПЗЗ в 48 сельских поселениях, что составляет 15% от общего количества сельских поселений.
10. В ходе реализации государственной программы планируется достичь:
а) 100% обеспечения документами территориального планирования муниципальных образований Тверской области;
б) 100% обеспечения правилами землепользования и застройки муниципальных образований Тверской области;
в) 100% ОМСУ МО, утвердивших местные нормативы градостроительного проектирования городских округов и поселений.
Подраздел 2
Результаты анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации государственной программы
11. Анализ влияния внешней и внутренней среды на сферу реализации государственной программы выявил положительные и отрицательные факторы.
12. На реализацию государственной программы в положительном отношении могут повлиять:
а) факторы внешней среды, к которым относятся:
совершенствование нормативной правовой базы сфере архитектуры и градостроительства на федеральном уровне;
обеспечение публичности, открытости и прозрачности реализации мероприятий государственной программы путем обеспечения информационной открытости Главного управления;
организация информационного взаимодействия между органами исполнительной власти Тверской области и ОМСУ МО;
обеспечение свободы участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности на территории Тверской области;
б) факторы внутренней среды, к которым относятся:
обеспеченность Главного управления квалифицированными специалистами;
проведение семинаров, круглых столов, кустовых совещаний, рабочих встреч с ОМСУ МО;
совершенствование нормативной правовой базы сфере архитектуры и градостроительства на региональном уровне;
оказание методического содействия Главным управлением ОМСУ МО по вопросам в сфере архитектуры и градостроительства.
13. На реализацию государственной программы в отрицательном отношении могут повлиять:
а) факторы внешней среды, к которым относятся:
возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция;
отсутствие в полном объеме средств областного бюджета Тверской области на реализацию мероприятий государственной программы;
отсутствие финансовых средств в бюджетах ОМСУ МО и, как следствие, невозможность исполнения полномочий в части разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, местных нормативов градостроительного проектирования, проектов планировки территории; ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД);
низкая активность органов местного самоуправления в вопросах совершенствования механизмов управления градостроительной сферой на фоне низкого профессионального уровня муниципальных кадров;
недостаточное нормативное правовое регулирование ответственности ОМСУ МО за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
технологические риски, определяющиеся общим сложившимся дефицитом мощностей проектных и проектно-изыскательских организаций градостроительного профиля в стране в целом и в Тверской области в частности;
отсутствие на федеральном уровне четких требований к квалификации исполнителей и качеству документации наряду с кадровым дефицитом профессиональных градостроителей могут привести к формальной реализации требований Кодекса;
б) факторы внутренней среды, к которым относятся:
организационные риски - отсутствие в большей части ОМСУ МО квалифицированных архитекторов-градостроителей, способных обеспечить должную организацию работ по разработке градостроительной документации, а также недостаточное внимание глав муниципальных образований и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления к проблемам градостроительства;
длительность процессов проведения проектных работ по подготовке проектов генеральных планов, которая занимает около года, а по городским округам и наиболее крупным городским поселениям - до полутора - двух лет.
Подраздел 3
Перечень основных проблем в сфере реализации государственной программы
14. Основными проблемами в сфере реализации государственной программы являются:
а) несовершенство нормативной правовой базы в сфере градостроительства на федеральном и региональном уровнях;
б) низкие темпы исполнения ОМСУ МО требований Кодекса в части разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, обусловленные отсутствием достаточных финансовых средств и низкой квалификацией управленческих кадров на местах;
в) неэффективное исполнение ОМСУ МО полномочий в сфере разработки местных нормативов градостроительного проектирования (на основе региональных нормативов градостроительного проектирования);
г) неэффективное исполнение ОМСУ МО полномочий в сфере ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности вследствие недостаточности собственных финансовых ресурсов, отсутствия технического и программного оснащения;
д) утрата целостности экономического и социального пространства и обострение региональных проблем расселения на территории Тверской области. Нереализованные предложения по размещению специализированных производств, местной промышленности, объектов отдыха и туризма создают существенное отставание малых городов и поселков городского типа от крупных городов по качеству жилища, уровню благоустройства. Таким образом, большинство муниципальных образований Тверской области по-прежнему остается с неразвитой инфраструктурой, многие поселки и деревни практически вымирают;
е) малая доля территорий ОМСУ МО, обеспеченных документацией по планировке территории;
ж) пассивная гражданская позиция населения в вопросах градостроительного развития территории Тверской области.
15. Возникновение данных проблем обусловлено, во-первых, отсутствием достаточных финансовых средств и низкой квалификацией управленческих кадров на местах, во-вторых, недостаточностью собственных финансовых ресурсов, отсутствием технического и программного оснащения, в-третьих, отсутствием реализованных предложений по размещению специализированных производств, местной промышленности, объектов отдыха и туризма, уровня благоустройства малых городов и поселков городского типа на территории Тверской области.
Подраздел 4 Перечень приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы