ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 года N 364
Об утверждении государственной программы Рязанской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Рязанской области от 24.03.2015 N 62, вступившего на следующий день после официального опубликования (опубликовано в "Рязанских ведомостях" - 26.03.2015).
____________________________________________________________________
<Изменения: постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2014 N 192; нгр: RU62000201400410>
Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области, министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Д.В.Андреева.
<Пункт 3 в редакции постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2014 N 192; нгр: RU62000201400410>
Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев
<Приложение в редакции постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2014 N 192; нгр: RU62000201400410>
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
<Паспорт в редакции постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2014 N 192; нгр: RU62000201400410>
Наименование | Государственная программа Рязанской области "Устойчивое |
Заказчик | Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
Разработчик | Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
Основание для | Постановление Правительства Российской Федерации от 15 |
Исполнители | Министерство сельского хозяйства и продовольствия |
Цель и задачи | Цель Программы - создание комфортных условий |
Целевые | Целевыми индикаторами Программы являются: |
Сроки и этапы | 2014 - 2020 годы. |
Объемы и | Общий объем финансирования составляет 4095233,0 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые | Решение жилищной проблемы для 840 (19,5%) семей, проживающих в сельской местности и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе обеспечение жильем 630 (24,5%) молодых семей и молодых специалистов; |
Устойчивое развитие сельских территорий является приоритетным направлением реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Для обеспечения продовольственной безопасности страны, повышения роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики на мировом рынке продовольствия необходимо принять адекватные меры по улучшению условий жизни в сельской местности, повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль новых квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, повышению инвестиционной активности в агропромышленном комплексе и росту экономической активности на сельских территориях.
Одним из важнейших факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в той или иной местности, является обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
По состоянию на 1 января 2013 года население Рязанской области составляло 1144,7 тыс. человек, около трети населения области (333,4 тыс. человек) живет в сельской местности. Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 16,9 тыс. человек, в сельской местности - 4,8 тыс. человек.
Сельский жилищный фонд в Рязанской области (по состоянию на 1 января 2012 года) составляет 10,619 тыс. кв. метров общей площади, из них 94% приходится на частное домовладение.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудован 51% сельского жилого фонда, центральным отоплением - 50%, канализацией - 41%, горячим водоснабжением - 25%.
За последнее десятилетие сократилась сеть участковых больниц и число фельдшерско-акушерских пунктов. Обеспеченность сельского населения врачами и амбулаторно-поликлиническими учреждениями в несколько раз ниже, чем в городе.
В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и недостаточной организации доставки к ним детей возникла проблема доступности для сельского населения услуг образования.
За последнее десятилетие число сельских клубов и домов культуры сократилось, значительно уменьшился библиотечный фонд. Слабо функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Природный газ становится неотъемлемой частью деревенского быта, что важно как в экономическом, так и в социальном плане для будущего развития села. Проведенная в Рязанской области за последние годы работа по газификации сельских населенных пунктов позволила снять остроту этой жизненно важной проблемы. В сельской местности эксплуатируется 12,1 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано сетевым газом 144 тыс. домов (квартир). Уровень газификации домов сетевым газом в сельской местности составляет 72,2%.
Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 3,1 тыс. км. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 50% локальных водопроводов нуждается в реконструкции. В результате три четверти сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Реализация областной целевой программы "Жилищное строительство в сельской местности Рязанской области на 2005 - 2010 годы", долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Рязанской области на 2011 - 2014 годы" и других мер государственной поддержки оказали положительное влияние на изменения в социально-трудовой сфере села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда.
В 2008 - 2012 годах на выполнение программных мероприятий из федерального бюджета было выделено 493,89 млн. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 195,78 млн. рублей, развитие газификации - 107,5 млн. рублей, водоснабжения - 116,5 млн. рублей, общеобразовательных учреждений - 53,3 млн. рублей, учреждений первичной медико-санитарной помощи - 4,31 млн. рублей.
Средств областного бюджета было выделено 1092,28 млн. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 326,36 млн. рублей, развитие газификации - 281,6 млн. рублей, водоснабжения - 364,34 млн. рублей, общеобразовательных учреждений - 67,2 млн. рублей, учреждений первичной медико-санитарной помощи - 7,96 млн. рублей.
Средств местного бюджета было выделено 8,04 млн. рублей, из них на развитие газификации - 1,56 млн. рублей, водоснабжения - 5,88 млн. рублей, общеобразовательных учреждений - 0,27 млн. рублей, учреждений первичной медико-санитарной помощи - 0,12 млн. рублей.
Привлечено средств внебюджетных источников в объеме 222,16 млн. рублей.
За период реализации в 2008 - 2012 годах программы развития села до 2013 года для граждан, проживающих в сельской местности, построено (приобретено) жилья 50,18 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 34,1 тыс. кв. метров. В результате 502 семьи, проживающие в сельской местности, улучшили свои жилищные условия, в том числе 373 молодые семьи и молодые специалисты.
В рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры за период 2008 - 2012 годов введено в эксплуатацию 715,84 километров распределительных газовых сетей.
В рамках мероприятий по развитию водоснабжения введено в эксплуатацию 225,73 километров локальных водопроводов.
В рамках мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности построено общеобразовательных учреждений на 240 мест, учреждений культурно-досугового типа - на 80 мест, введен 1 фельдшерско-акушерский пункт.
Наряду с реализацией программы развития села до 2013 года, осуществлялась реализация мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки сельских поселений в рамках пилотных проектов в составе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
За 2008 - 2012 годы реализовано 7 пилотных проектов, в рамках которых обустроены объектами социально-инженерной инфраструктуры площадки под строительство жилых домов для специалистов агропромышленного комплекса.
В 2013 году планируется строительство еще 5 проектов комплексной компактной застройки сельских поселений.
Положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности еще недостаточны для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения и нормализации демографической ситуации.
Разрыв в уровне и качестве жизни в сельской местности в сравнении с городом по-прежнему остается ощутимым.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения граждан пожилого возраста, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Наряду с достаточно низкой заработной платой в сельском хозяйстве совокупное неблагополучие в состоянии сельской социально-территориальной составляющей общества тормозит создание надлежащих условий для здорового образа жизни, повышения позитивной активности, работоспособности и результативной деятельности, а в итоге - для укрепления престижности аграрного труда и сельского места жительства.
В сложившихся условиях сельские поселения области не в состоянии эффективно участвовать в удовлетворении жизненных потребностей проживающего на их территории населения без государственной поддержки.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена социально-политической остротой проблем села и широким спектром задач, решаемых агропромышленным комплексом области, потребностью в приоритетной государственной поддержке развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
На федеральном уровне решение указанных вопросов будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Средства федерального бюджета в рамках указанной программы будут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, и только при наличии государственной программы устойчивого развития сельских территорий, прошедшей конкурсный отбор в соответствии с Порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Рязанской области установлен Постановлением Правительства Рязанской области от 19 ноября 2008 г. N 308 "Об утверждении перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков Рязанской области, входящих в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции".
Целью Программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
- повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса;
- активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов.
<Раздел 3 в новой редакции: постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2014 N 192; нгр: RU62000201400410>
Главные распорядители бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, указаны в приложении N 1 к Программе.
Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают:
результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области - заказчиком Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы.
Исполнители Программы осуществляют следующие функции при реализации Программы:
- исполняют мероприятия, в отношении которых они являются главными распорядителями;
- заключают государственные контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- заключают соглашения с муниципальными образованиями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Программы.