1.1. На территории Республики Хакасия возможны чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) как природного, так и техногенного характера, которые могут привести к значительному материальному и социальному ущербу.
Опасные природные явления включают в себя гидрометеорологические явления (подтопления, связанные с весенним половодьем и дождевыми паводками, сильные ветры, сильный мороз, сильные метели, град, засуха), опасные геологические процессы (землетрясения, оползни, сели), природные пожары (лесные, лесостепные, степные). Из всех перечисленных стихийных бедствий наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют подтопления, природные пожары и землетрясения.
Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населенных пунктов, расположенных по руслу реки Абакан и ее притоках, где проживает значительная часть населения, в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние 10 лет в Республике Хакасия зарегистрированы две ЧС регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социально-экономический ущерб. Так, в 2003 году были подтоплены город Абаза, населенные пункты Аскизского и Таштыпского районов. В результате подтопления пострадало 50 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 18 объектов социальной сферы, 853 дома (2641 человек). Общий ущерб составил около 40 млн рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 км(2). В 2004 году были подтоплены город Абаза, ряд населенных пунктов Аскизского района. В результате подтопления пострадало 60 объектов жилищно-коммунального хозяйства, шесть объектов социальной сферы, 1077 домов (3296 человек), погибли 10 человек. Общий ущерб составил около 30 млн рублей, общая площадь подтопления - 20,5 км(2.)
Значительный ущерб приносят лесные и степные пожары. В зависимости от метеорологических факторов и степеней пожарной опасности лесов в лесных массивах республики может возникнуть напряженная обстановка в пожароопасный период. На территории лесного фонда республики ежегодно регистрируется от 100 до 300 пожаров на общей площади 1,5 - 5 тыс. га. Наиболее подвержены пожарам лесные массивы Аскизского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского и Усть-Абаканского районов. Так, в 2007 году в результате сухой погоды и сильного ветра с порывами 25 - 28 м/сек. была зарегистрирована ЧС, связанная с массовыми пожарами в жилом секторе, в результате которой в восьми населенных пунктах республики огнем было уничтожено 47 жилых домов, без крова остались 68 семей, общий ущерб от пожаров составил более 46 млн рублей.
Территория республики относится к 6 - 8-балльной зоне сейсмической активности (по карте сейсмического районирования ОСР-97-А). В 8-балльной зоне находятся южные части Таштыпского и Бейского районов. К 7-балльной зоне относятся Аскизский, Усть-Абаканский, Боградский районы, основная часть Бейского района, южная часть Ширинского района, северная часть Таштыпского района. Орджоникидзевский район и основная часть Ширинского района относятся к 6-балльной зоне. За последние годы непосредственно на территории Республики Хакасия сильных землетрясений силой 5 и более баллов не отмечалось. Вместе с тем последние события показали, что в республике имеется вероятность возникновения сейсмособытий силой 3 - 4 балла, источниками которых могут стать землетрясения в соседних субъектах Российской Федерации - юг Красноярского Края, республики Тыва и Алтай. Также возможны сильные землетрясения непосредственно и на территории Республики Хакасия.
Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств, объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о возможности возникновения ЧС техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Произошедшая в 2009 году техногенная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек, показала, что нельзя полностью исключать возможность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. При этом ущерб и затраты на ликвидацию последствий ЧС могут быть значительными. Кроме того, объекты жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Хакасия имеют достаточно высокую степень износа; из-за дефицита финансовых средств продолжительное время не проводятся или проводятся в недостаточном объеме их капитальный ремонт и модернизация. В связи с этим постоянно в отопительный период существует вероятность возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения и значительному материальному ущербу.
Таким образом, достаточно высокий уровень природной и техногенной опасности на территории республики требует проведения предупредительных мероприятий по снижению рисков возникновения ЧС, а также мероприятий по смягчению их последствий.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с последующими изменениями) органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
За последние годы финансовый резервный фонд Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляет 2,5 млн рублей, который при необходимости пополняется. Порядок предоставления финансовых средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определен постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 525 "О порядке предоставления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Хакасия".
Созданный резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, приходящийся на душу населения Республики Хакасия, составляет 4,69 рубля. Значение аналогичного показателя в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации соответственно составляет 106 рублей и 369,57 рубля.
Практика показывает, что при оперативном реагировании на ЧС часто существует необходимость использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, который в основном используется для организации первоочередного жизнеобеспечения населения. В республике резерв материальных ресурсов создан постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.06.2006 N 177 "О порядке создания и использования резерва материальных ресурсов Республики Хакасия для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера". Вместе с тем проведенный анализ показал, что имеется необходимость пополнения резерва материальных ресурсов, прежде всего пневмокаркасными модулями, электростанциями, тепловыми пушками, осветительными установками и другим имуществом. Созданный резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, приходящийся на душу населения Республики Хакасия, составляет 44,74 рубля. Это значение находится на одном уровне с показателем Сибирского федерального округа (44,61 рубля) и практически в два раза ниже общероссийского показателя (88,63 рубля).
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средствами индивидуальной защиты (средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты) обеспечиваются работники этих органов, работники органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, соответственно. Средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты, прежде всего, должно быть в мирное время обеспечено население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 666)
В настоящее время проживающее в зоне возможного химического загрязнения население республики гражданскими противогазами, камерами защитными детскими не обеспечено, а медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечено в полном объеме.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 666)
С 16.03.2015 вступил в силу приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", согласно которому органами исполнительной власти Республики Хакасия должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (средства защиты органов дыхания, медицинские средства индивидуальной защиты) неработающее население республики, проживающее на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.
В настоящее время часть населенных пунктов, расположенных на территории республики, не прикрыта подразделениями пожарной охраны. Кроме того, наибольшая эффективность тушения пожара достигается на первоначальном этапе, что не всегда возможно в связи с удаленностью сельских поселений от места расположения пожарных частей. В связи с этим большое значение по обеспечению пожарной безопасности имеет создание в муниципальных образованиях подразделений добровольной пожарной охраны. На 01.10.2013 создано 38 подразделений с общей численностью 123 человека и 40 единиц техники. Всего планируется создать 47 подразделений добровольной пожарной охраны. Однако нехватка пожарного оборудования, экипировки и другого имущества снижает эффективность действий подразделений добровольной пожарной охраны. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 N 94-ЗРХ "О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия" (с последующими изменениями) оказание финансовой поддержки общественным объединениям пожарной охраны в Республике Хакасия может осуществляться в форме предоставления бюджетных ассигнований в виде субсидий и налоговых льгот. Поэтому для повышения эффективности функционирования подразделений добровольной пожарной охраны существует необходимость оказания им финансовой поддержки за счет республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для повышения оперативности принятия управленческих решений при угрозе и возникновении ЧС, сокращения времени поиска, обработки, передачи информации для принятия решений требуется создание автоматизированной системы учета рисков возникновения ЧС на потенциально опасных и опасных производственных объектах Республики Хакасия. В связи с выполнением функций по осуществлению в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, указанных в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", необходимо исчерпывающее владение информацией о каждом потенциально опасном и опасном производственном объекте. Необходимая информация фактически имеется, однако при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС практически не используется, так как поиск и представление в требуемом виде данной информации в значительной степени затруднен (информация не систематизирована, находится в разных документах, дублируется и представлена в основном на бумажных носителях). Создание электронной базы данных, в которую будет внесена вся необходимая информация, позволит оперативно ее использовать, в том числе при ликвидации ЧС, с возможностью обмена и передачи данных по сети Интернет. Это приведет к сокращению времени на выработку правильного решения по ликвидации ЧС, что в свою очередь значительно сократит время ликвидации ЧС и, как следствие, приведет к снижению затрат на финансирование мероприятий аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Кроме того, организациями, владеющими потенциально опасными и опасными производственными объектами, должно выполняться большое количество мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Контроль выполнения данных мероприятий осуществляется один раз в три года путем проведения надзорных и контрольных мероприятий. Автоматизированная система позволит осуществлять контроль ежегодно, оказывать соответствующее управляющее воздействие на данные организации и более рационально планировать надзорные и контрольные мероприятия Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия в отношении данных объектов. Выполнение этих мероприятий позволит качественно и полно выполнять организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и опасные производственные объекты, мероприятия по защите населения и территории республики от ЧС, что в свою очередь приведет к снижению рисков возникновения ЧС техногенного характера на территории Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.08.2012 N 523 создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Республиканский информационный центр по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий" (далее - ГКУ РХ "РИЦ") в целях осуществления в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания граждан, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.
Основными задачами ГКУ РХ "РИЦ" являются:
осуществление сбора, обработки, анализа, обмена и представление в установленном порядке оперативной информации о фактах возникновения, предпосылках и угрозах, последствиях ЧС межмуниципального и регионального характера;
своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания граждан об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера;
осуществление оперативного учета сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
поддержание в постоянной готовности и обеспечение функционирования автоматизированных систем управления, централизованного оповещения при приеме и передаче распоряжений (сигналов) на приведение органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в высшие степени готовности;
координация действий элементов автоматизированной информационно-управляющей системы ТП РСЧС Республики Хакасия, связи руководящего состава, должностных лиц и оперативных групп;
направление оперативных групп к месту ЧС;
обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленным порядком;