УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 956
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЯКУТИИ НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 04.12.2017 N 2263.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 19.03.2013 N 1941, от 29.11.2013 N 2344, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 09.06.2015 N 527, от 30.09.2015 N 688, от 21.07.2016 N 1323)
В целях реализации государственной политики в области культуры и искусства постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2019 годы".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 30.09.2015 N 688)
2. Опубликовать настоящий Указ в республиканских средствах массовой информации.
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 956
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЯКУТИИ НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 19.03.2013 N 1941, от 29.11.2013 N 2344, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 09.06.2015 N 527, от 30.09.2015 N 688, от 21.07.2016 N 1323)
N | Базовый вариант | Интенсивный вариант | |
1. | Наименование государственной программы | "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2019 годы" | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 30.09.2015 N 688) | |||
2. | Статус | Государственная программа | |
3. | Основание для разработки государственной программы | ||
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 N 1323) | |||
4. | Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители государственной программы | Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия; Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия); Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) | Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия; Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия); Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) |
(п. 5 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 N 1323) | |||
6. | Цель и задачи государственной программы | Цель Программы: - обеспечение в Республике Саха (Якутия) единого культурного пространства, включающего в себя гарантии устойчивого развития культурной среды, свободный доступ граждан к культурным благам, инновационное освоение существующих творческих ресурсов, динамичная интеграция в мировое культурное сообщество. Задачи Программы: - повышение значимости и обеспечение сохранности национальных, культурных, духовных ценностей; - концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и искусств республики; - создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося творческого потенциала; - активное внедрение современных технологий, инновационных проектов в сферу культуры | |
7. | Целевые индикаторы государственной программы | 1. Повышение заработной платы работников учреждений культуры. 2. Увеличение численности участников мероприятий культурно-досуговых формирований и мероприятий (по сравнению с предыдущим годом). 3. Численность участников студий Олонхо. 4. Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом). 5. Увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, в общем количестве объектов культурного наследия. 6. Охват населения библиотечным обслуживанием. 7. Увеличение посещаемости музейных учреждений. 8. Обеспеченность населения социально значимой, национальной литературой, в т.ч. изданиями классиков литературы и о государственных деятелях Якутии. 9. Количество проведенных мероприятий по повышению квалификации и переподготовки специалистов учреждений культуры и искусства. 10. Количество выставочных проектов по народным художественным промыслам и ремеслам народов Республики Саха (Якутия) | |
(п. 7 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 09.06.2015 N 527) | |||
8. | Сроки реализации (этапы) государственной программы | 2012 - 2019 годы | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 30.09.2015 N 688) | |||
9. | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) | Наименование подпрограмм на 2012 - 2013 годы: Управление Программой. 1. Создание условий для сохранения и развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности. 2. Адресная поддержка в культуре и искусстве. 11. Обеспечение пожарной безопасности на объектах культуры и искусства Республики Саха (Якутия). 12. Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия). Наименование подпрограмм на 2014 - 2019 годы: Управление Программой. 1. Обеспечение развития культурно-досуговой деятельности. 2. Поддержка Олонхо. 7. Укрепление ресурсов учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия). 8. Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия) | |
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29.11.2013 N 2344, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 09.06.2015 N 527, от 30.09.2015 N 688) | |||
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Всего: 18 301 059,3 тыс. руб., в т.ч.: | Всего: 21 764 103,0 тыс. руб., в т.ч.: |
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 N 1323) |
В Республике Саха (Якутия) развитие отрасли "Культура" происходит на основе равных прав и свобод в области культуры всех народов республики, создания условий для сохранения и развития их культур, обеспечения и укрепления единого культурного пространства страны посредством регулирования проводимой в республике государственной культурной политики и данной государственной программы.
В последние годы в республике активно развиваются и достигают высоких результатов такие направления отрасли, как театральное искусство, библиотечное дело, сохранение нематериального культурного наследия, цирковое искусство, кинопроизводство. Формируется нормативно-правовая база развития культуры. На качественно новый статус переходят учреждения художественного образования. Республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене.
На 1 января 2011 года в отрасли культуры республики существует разветвленная сеть республиканских и муниципальных учреждений культуры. В сфере театрально-зрелищного искусства действуют 16 учреждений. Культурно-досуговую деятельность населения обеспечивают 544 общедоступных клубных учреждений и 177 народных коллективов. В библиотечной системе функционируют 526 общедоступных библиотек, в том числе 3 государственные и 525 муниципальных библиотек, объединенные в 35 централизованных библиотечных систем (ЦБС). Также действуют 86 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 79 музеев, 13 киноустановок, 1 высшее учебное заведение, 4 учреждения среднего профессионального образования. В учреждениях культуры и искусства работают 11,5 тыс. человек.
Первостепенными задачами на данном этапе развития сферы культуры становятся повышение значимости и обеспечение сохранности национальных, культурных, духовных ценностей; концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и искусств республики; создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося творческого потенциала; активное внедрение современных технологий, инновационных проектов в сферу культуры. Одним из приоритетных направлений является сохранение якутского героического эпоса Олонхо - шедевра устного нематериального наследия человечества для будущих поколений.
В последние годы отмечается несомненный рост показателей деятельности культурных учреждений: стабилизировалось и увеличивается количество обучаемых детей в детских музыкальных школах, повышается посещаемость и книговыдача в библиотеках, растет посещаемость музеев, кинотеатров, театров.
Все более актуальной становится роль библиотек как информационных центров, и это предопределяет разработку и реализацию долгосрочных проектов, которые в значительной мере создают условия для внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере.
Сохранение и развитие культурного и духовного потенциала общества направлено на предоставление равных возможностей доступа к культурным ценностям населению республики. В формировании исторической памяти и обеспечения преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям. Благодаря государственной поддержке в области музейного дела улучшены основные показатели деятельности музеев, укрепляется материально-техническая база музеев, начата работа по включению музейного фонда республики в Государственный каталог Российской Федерации.
Вместе с тем, следует отметить ключевые проблемы отрасли. В особо сложных условиях на сегодня находятся учреждения культуры села, дальнейшее развитие которых в условиях разграничения полномочий напрямую связано с гарантированным финансированием из бюджетов разных уровней и состоянием их материально-технической базы. Муниципальные клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей. Здания, эксплуатируемые с 1960 - 1970 годов, слабо оснащены современным звуковым и световым оборудованием. Экспозиции многих муниципальных музеев, установленные в 1970 - 1980-е годы, морально и технологически устаревают. Особую актуальность приобрел вопрос безопасности музейных собраний. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, 1 музей заключил договор на требуемую охрану отделами вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия).
Анализ состояния материально-технической базы кинотеатров республики показал, что более 90% кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию. Из-за высоких транспортных расходов резко сократилась гастрольная деятельность театров и концертных организаций республики по улусам, что ведет к ущемлению прав граждан на доступ к культурным ценностям. Крайне низка скорость сети Интернет в муниципальных библиотеках республики. Из-за слабой социальной защищенности и низкой заработной платы низок уровень обновления кадрового состава отрасли.
В целях обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям необходимо решение этих и других проблем отрасли. Для этого предстоят принятие мер социальной защиты работников культуры, обеспечение модернизации организаций культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, а также создание кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.
Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры и искусства, совершенствовать творческий потенциал жителей республики, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, дальнейшей интеграции республики и укрепления его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве, а также оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений.
Для разработки стратегии развития программы с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.
Таблица 1
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Высокий уровень потребности населения в культурной деятельности и повышении доступа к культурным благам. 2. Сохраненная разветвленная сеть государственных и муниципальных учреждений культуры республики, включая учреждения художественного образования. 3. Высокий по сравнению с другими регионами уровень компьютеризации общедоступных библиотек (по количеству библиотек, имеющих компьютеры, республика входит в первую десятку регионов России) и развитие перспективных инновационных моделей информационно-библиотечного обслуживания населения (сельские модельные библиотеки и др.) 4. Общепризнанный в Российской Федерации высокий уровень развития профессионального театрального искусства и киноиндустрии республики. 5. Богатейшие музейные собрания республики (около 170 тыс. единиц хранения), значительная часть которых - эксклюзивные экспонаты. 6. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие республики, многообразие культур и традиций, представленных во всех видах искусства, самобытность малочисленных народов Севера и других народов республики. 7. Признание ЮНЕСКО якутского героического эпоса Олонхо Шедевром устного и нематериального наследия человечества | 1. Несоответствие материально - технической базы современным требованиям (высокий износ зданий, автотранспорта и специализированного оборудования клубов, театров, музеев, библиотек, учебных заведений). 2. Кадровые проблемы, связанные с низким уровнем заработной платы, отсутствием перспектив решения жилищных проблем и социальных вопросов: старение кадров, отток молодых специалистов в другие сферы. 3. Незаинтересованность инвесторов и меценатов в поддержке отрасли культуры. 4. Сложность обеспечения равного доступа жителей республики к культурным благам. 5. Недостаточно эффективное использование культурного наследия в сфере развития туризма. 6. Медленный рост количества учреждений культуры, имеющих доступ к Интернету, оснащенных другими современными технологиями |
Возможности (О) | Угрозы (T) |
1. Рост основных показателей деятельности учреждений культуры. 2. Внедрение современных видов услуг, предоставляемых населению, инновационных проектов, основанных на современных технологиях. 3. Модернизация материально - технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры. 4. Эффективное использование движимого и недвижимого культурного наследия с привлечением его в развитие историко-познавательного туризма. 5. Дальнейшее развитие системы непрерывного художественного образования и закрепления кадров. 6. Улучшение социального положения работников культуры. 7. Развитие перспективных форм социального партнерства, укрепление института меценатства в сфере культуры | 1. Снижение вовлеченности каждого жителя в культурную жизнь республики и уровня духовно-культурного развития общества в целом. 2. Нехватка профессиональных кадров в учреждениях культуры. 3. Снижение качества и количества услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры. 4. Аварийное состояние учреждений культуры, угроза сохранности фондов и объектов материального культурного наследия. 5. Резкое отставание от общероссийских темпов развития культуры и искусств |
На сегодня Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1766.
Целью программы были повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:
- развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
- стимулирование художественного творчества;
- развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
- защита и развитие материального и духовного культурного наследия;
- создание единого информационного культурного пространства республики;
- развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
- формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
- обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;
- сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.
В 2009 - 2011 годы на реализацию программы в целом за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было предусмотрено 71,11 млн. руб.
Финансирование Программы
(тыс. руб.)
Наименование подпрограмм | 2009 | 2010 | 2011 | Всего |
Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления | 21 901 | 25 500 | 21 785 | 69 186 |
Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия) | 16 679 | 30 000 | 16 600 | 63 279 |
Распространение культурных ценностей | 5 346,5 | 7 000 | 6 000 | 18 346,5 |
Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия) | 1 888,5 | 3 807,6 | 3 000 | 8 696,08 |
Развитие средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания Республики Саха (Якутия) | 3 895 | 2 500 | 1 500 | 7 895 |
Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия) | 1 404 | 2 096 | 1 000 | 4 499,9 |
Итого | 51 114 | 70 903,6 | 49 885 | 171 902,5 |
В целом, по программе целевые индикаторы эффективности, намеченные на 2009 и 2010 годы, в разрезе подпрограмм исполнены. В 2010 году наблюдается значительное увеличение индикатора I уровня - удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений, что превысило плановый показатель на 5,0%.