Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 12 октября 2011 года N 956

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЯКУТИИ НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 04.12.2017 N 2263.
____________________________________________________________________

(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 19.03.2013 N 1941, от 29.11.2013 N 2344, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 09.06.2015 N 527, от 30.09.2015 N 688, от 21.07.2016 N 1323)


В целях реализации государственной политики в области культуры и искусства постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2019 годы".

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 30.09.2015 N 688)

2. Опубликовать настоящий Указ в республиканских средствах массовой информации.

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     12 октября 2011 года
     N 956






Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 октября 2011 года N 956

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ ЯКУТИИ НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 19.03.2013 N 1941, от 29.11.2013 N 2344, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 09.06.2015 N 527, от 30.09.2015 N 688, от 21.07.2016 N 1323)


 Паспорт государственной программы Республики Саха (Якутия)

N

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1.

Наименование

государственной программы

"Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012 - 2019 годы"

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 30.09.2015 N 688)

2.

Статус

Государственная программа

3.

Основание для разработки

государственной программы

- Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 N 228 "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)";

- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 года N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 года N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 N 1323)

4.

Ответственный исполнитель

государственной программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители государственной программы

Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия;

Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия);

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия;

Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия);

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

(п. 5 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 N 1323)

6.

Цель и задачи

государственной программы

Цель Программы:

- обеспечение в Республике Саха (Якутия) единого культурного пространства, включающего в себя гарантии устойчивого развития культурной среды, свободный доступ граждан к культурным благам, инновационное освоение существующих творческих ресурсов, динамичная интеграция в мировое культурное сообщество.

Задачи Программы:

- повышение значимости и обеспечение сохранности национальных, культурных, духовных ценностей;

- концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и искусств республики;

- создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося творческого потенциала;

- активное внедрение современных технологий, инновационных проектов в сферу культуры

7.

Целевые индикаторы

государственной программы

1. Повышение заработной платы работников учреждений культуры.

2. Увеличение численности участников мероприятий культурно-досуговых формирований и мероприятий (по сравнению с предыдущим годом).

3. Численность участников студий Олонхо.

4. Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом).

5. Увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, в общем количестве объектов культурного наследия.

6. Охват населения библиотечным обслуживанием.

7. Увеличение посещаемости музейных учреждений.

8. Обеспеченность населения социально значимой, национальной литературой, в т.ч. изданиями классиков литературы и о государственных деятелях Якутии.

9. Количество проведенных мероприятий по повышению квалификации и переподготовки специалистов учреждений культуры и искусства.

10. Количество выставочных проектов по народным художественным промыслам и ремеслам народов Республики Саха (Якутия)

(п. 7 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 09.06.2015 N 527)

8.

Сроки реализации (этапы)

государственной программы

2012 - 2019 годы

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.08.2014 N 2804, от 30.09.2015 N 688)

9.

Наименование подпрограмм

(стратегических направлений)

Наименование подпрограмм на 2012 - 2013 годы: Управление Программой.

1. Создание условий для сохранения и развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности.

2. Адресная поддержка в культуре и искусстве.
3. Поддержка Олонхо.
4. Развитие киноискусства.
5. Театрально-зрелищное искусство.
6. Сохранение объектов культурного наследия.
7. Библиотечное дело.
8. Музейное дело.
9. Развитие национальной литературы.
10. Укрепление кадрового потенциала.

11. Обеспечение пожарной безопасности на объектах культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

12. Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия).

Наименование подпрограмм на 2014 - 2019 годы: Управление Программой.

1. Обеспечение развития культурно-досуговой деятельности.

2. Поддержка Олонхо.
3. Театрально-зрелищное и киноискусство.
4. Сохранение объектов культурного наследия.
5. Музейное и библиотечное дело.
6. Развитие национальной литературы.

7. Укрепление ресурсов учреждений культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

8. Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов Республики Саха (Якутия)

(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29.11.2013 N 2344, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 09.06.2015 N 527, от 30.09.2015 N 688)

10.

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

Всего: 18 301 059,3 тыс. руб., в т.ч.:
2012 г. - 1 882 228,1 тыс. руб.;
2013 г. - 2 322 706,4 тыс. руб.;
2014 г. - 2 512 891,8 тыс. руб.;
2015 г. - 2 335 368,0 тыс. руб.;
2016 г. - 2 673 817,0 тыс. руб.;
2017 г. - 2 250 680,0 тыс. руб.;
2018 г. - 2 161 684,0 тыс. руб.;
2019 г. - 2 161 684,0 тыс. руб.

Всего: 21 764 103,0 тыс. руб., в т.ч.:
2012 г. - 1 882 227,9 тыс. руб.;
2013 г. - 1 924 175,3 тыс. руб.;
2014 г. - 3 651 776,6 тыс. руб.;
2015 г. - 4 184 658,1 тыс. руб.;
2016 г. - 2 673 817,0 тыс. руб.;
2017 г. - 2 542 482,7 тыс. руб.;
2018 г. - 2 452 482,7 тыс. руб.;
2019 г. - 2 452 482,7 тыс. руб.

(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 N 1323)

Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


В Республике Саха (Якутия) развитие отрасли "Культура" происходит на основе равных прав и свобод в области культуры всех народов республики, создания условий для сохранения и развития их культур, обеспечения и укрепления единого культурного пространства страны посредством регулирования проводимой в республике государственной культурной политики и данной государственной программы.

В последние годы в республике активно развиваются и достигают высоких результатов такие направления отрасли, как театральное искусство, библиотечное дело, сохранение нематериального культурного наследия, цирковое искусство, кинопроизводство. Формируется нормативно-правовая база развития культуры. На качественно новый статус переходят учреждения художественного образования. Республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене.

На 1 января 2011 года в отрасли культуры республики существует разветвленная сеть республиканских и муниципальных учреждений культуры. В сфере театрально-зрелищного искусства действуют 16 учреждений. Культурно-досуговую деятельность населения обеспечивают 544 общедоступных клубных учреждений и 177 народных коллективов. В библиотечной системе функционируют 526 общедоступных библиотек, в том числе 3 государственные и 525 муниципальных библиотек, объединенные в 35 централизованных библиотечных систем (ЦБС). Также действуют 86 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 79 музеев, 13 киноустановок, 1 высшее учебное заведение, 4 учреждения среднего профессионального образования. В учреждениях культуры и искусства работают 11,5 тыс. человек.

Первостепенными задачами на данном этапе развития сферы культуры становятся повышение значимости и обеспечение сохранности национальных, культурных, духовных ценностей; концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов для поддержки и развития учреждений культуры, творческих коллективов, деятелей культуры и искусств республики; создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося творческого потенциала; активное внедрение современных технологий, инновационных проектов в сферу культуры. Одним из приоритетных направлений является сохранение якутского героического эпоса Олонхо - шедевра устного нематериального наследия человечества для будущих поколений.

В последние годы отмечается несомненный рост показателей деятельности культурных учреждений: стабилизировалось и увеличивается количество обучаемых детей в детских музыкальных школах, повышается посещаемость и книговыдача в библиотеках, растет посещаемость музеев, кинотеатров, театров.

Все более актуальной становится роль библиотек как информационных центров, и это предопределяет разработку и реализацию долгосрочных проектов, которые в значительной мере создают условия для внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере.

Сохранение и развитие культурного и духовного потенциала общества направлено на предоставление равных возможностей доступа к культурным ценностям населению республики. В формировании исторической памяти и обеспечения преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям. Благодаря государственной поддержке в области музейного дела улучшены основные показатели деятельности музеев, укрепляется материально-техническая база музеев, начата работа по включению музейного фонда республики в Государственный каталог Российской Федерации.

Вместе с тем, следует отметить ключевые проблемы отрасли. В особо сложных условиях на сегодня находятся учреждения культуры села, дальнейшее развитие которых в условиях разграничения полномочий напрямую связано с гарантированным финансированием из бюджетов разных уровней и состоянием их материально-технической базы. Муниципальные клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей. Здания, эксплуатируемые с 1960 - 1970 годов, слабо оснащены современным звуковым и световым оборудованием. Экспозиции многих муниципальных музеев, установленные в 1970 - 1980-е годы, морально и технологически устаревают. Особую актуальность приобрел вопрос безопасности музейных собраний. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, 1 музей заключил договор на требуемую охрану отделами вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия).

Анализ состояния материально-технической базы кинотеатров республики показал, что более 90% кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию. Из-за высоких транспортных расходов резко сократилась гастрольная деятельность театров и концертных организаций республики по улусам, что ведет к ущемлению прав граждан на доступ к культурным ценностям. Крайне низка скорость сети Интернет в муниципальных библиотеках республики. Из-за слабой социальной защищенности и низкой заработной платы низок уровень обновления кадрового состава отрасли.

В целях обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям необходимо решение этих и других проблем отрасли. Для этого предстоят принятие мер социальной защиты работников культуры, обеспечение модернизации организаций культуры и образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры, стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, а также создание кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры и искусства, совершенствовать творческий потенциал жителей республики, добиться кардинальных изменений в экономическом положении отрасли, дальнейшей интеграции республики и укрепления его позитивного образа в российском и мировом культурном пространстве, а также оптимизировать и модернизировать существующие сети государственных и муниципальных учреждений.

Для разработки стратегии развития программы с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT.




Таблица 1

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Высокий уровень потребности населения в культурной деятельности и повышении доступа к культурным благам.

2. Сохраненная разветвленная сеть государственных и муниципальных учреждений культуры республики, включая учреждения художественного образования.

3. Высокий по сравнению с другими регионами уровень компьютеризации общедоступных библиотек (по количеству библиотек, имеющих компьютеры, республика входит в первую десятку регионов России) и развитие перспективных инновационных моделей информационно-библиотечного обслуживания населения (сельские модельные библиотеки и др.)

4. Общепризнанный в Российской Федерации высокий уровень развития профессионального театрального искусства и киноиндустрии республики. 5. Богатейшие музейные собрания республики (около 170 тыс. единиц хранения), значительная часть которых - эксклюзивные экспонаты.

6. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие республики,

многообразие культур и традиций, представленных во всех видах искусства, самобытность малочисленных народов Севера и других народов республики.

7. Признание ЮНЕСКО якутского героического эпоса Олонхо Шедевром устного и нематериального наследия человечества

1. Несоответствие материально - технической базы современным требованиям (высокий износ зданий, автотранспорта и специализированного оборудования клубов, театров, музеев, библиотек, учебных заведений).

2. Кадровые проблемы, связанные с низким уровнем заработной платы, отсутствием перспектив решения жилищных проблем и социальных вопросов: старение кадров, отток молодых специалистов в другие сферы.

3. Незаинтересованность инвесторов и меценатов в поддержке отрасли культуры.

4. Сложность обеспечения равного доступа жителей республики к культурным благам.

5. Недостаточно эффективное использование культурного наследия в сфере развития туризма.

6. Медленный рост количества учреждений культуры, имеющих доступ к Интернету, оснащенных другими современными технологиями

Возможности (О)

Угрозы (T)

1. Рост основных показателей деятельности учреждений культуры.

2. Внедрение современных видов услуг, предоставляемых населению, инновационных проектов, основанных на современных технологиях.

3. Модернизация материально - технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры.

4. Эффективное использование движимого и недвижимого культурного наследия с привлечением его в развитие историко-познавательного туризма.

5. Дальнейшее развитие системы непрерывного художественного образования и закрепления кадров.

6. Улучшение социального положения работников культуры.

7. Развитие перспективных форм социального партнерства, укрепление института меценатства в сфере культуры

1. Снижение вовлеченности каждого жителя в культурную жизнь республики и уровня духовно-культурного развития общества в целом.

2. Нехватка профессиональных кадров в учреждениях культуры.

3. Снижение качества и количества услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры.

4. Аварийное состояние учреждений культуры, угроза сохранности фондов и объектов материального культурного наследия.

5. Резкое отставание от общероссийских темпов развития культуры и искусств




На сегодня Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы", утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1766.

Целью программы были повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.

Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:

- развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;

- стимулирование художественного творчества;

- развитие новых форм деятельности в сфере культуры;

- защита и развитие материального и духовного культурного наследия;

- создание единого информационного культурного пространства республики;

- развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;

- формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;

- обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;

- сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.

В 2009 - 2011 годы на реализацию программы в целом за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было предусмотрено 71,11 млн. руб.

Таблица 2


 Финансирование Программы


(тыс. руб.)

Наименование подпрограмм

2009

2010

2011

Всего

Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления

21 901

25 500

21 785

69 186

Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)

16 679

30 000

16 600

63 279

Распространение культурных ценностей

5 346,5

7 000

6 000

18 346,5

Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия)

1 888,5

3 807,6

3 000

8 696,08

Развитие средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания Республики Саха (Якутия)

3 895

2 500

1 500

7 895

Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия)

1 404

2 096

1 000

4 499,9

Итого

51 114

70 903,6

49 885

171 902,5


В целом, по программе целевые индикаторы эффективности, намеченные на 2009 и 2010 годы, в разрезе подпрограмм исполнены. В 2010 году наблюдается значительное увеличение индикатора I уровня - удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры и в работе любительских объединений, что превысило плановый показатель на 5,0%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»