ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 26 декабря 2009 года N 1766
О республиканской целевой программе "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента РС(Я) от 14.06.2011 N 742)
В целях реализации государственной политики в области культуры и искусства постановляю:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Куприянова Ю.С.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В. ШТЫРОВ
Республиканская целевая программа
"Создание условий для духовно - культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы"
(программа в редакции Указ Президента РС(Я) от 14.06.2011 N 742))
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) до 2011 года"
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009- 2011 годы" |
Решение о разработке программы, дата его утверждения | Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года З N 290-IV "О республиканских целевых программах" |
Государственный заказчик- координатор (государственный заказчик) программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Департамент по архивному делу Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Программы | Цель Программы: обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | · Подпрограмма "Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления", включающая разделы "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства", "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований", "Развитие народного творчества", "Инвестиции в сфере культуры и искусства"; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования - 183 667,8 тысяч рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | · доступность и расширение предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы | Индикатор I уровня: |
Система организации контроля | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) осуществляет контроль за реализацией программных мероприятий Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), Департамента по архивному делу Республики Саха (Якутия). Сводный контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и п ромышленной политики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия). |
Республиканская целевая программа "Создание условий для духовно-нравственного развития народов Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), федеральных законов "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и направлена на сохранение культурного наследия Республики Саха (Якутия), формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам.
Государственная политика в сфере культуры и искусства формируется путем определения конкретных целей и задач духовно-нравственного развития граждан, моделирования культурного пространства в целях обеспечения развития и обновления личности, реализации прав и свобод граждан в сфере культуры и создания условий для их творческой самореализации, а также предоставления прав отдельным народам и иным этническим образованиям на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности.
Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и, в конечном итоге, обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни - чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.
Сегодня в республике сеть учреждений культуры и искусства включает 1 высшее, 4 средних специальных учебных заведения, 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 15 театрально-зрелищных учреждений, 529 библиотек, 79 музеев, 555 культурно-досуговых учреждений, 138 киноустановок и 7 кинотеатров, в которых работают 11 514 человек.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населению и сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия). Однако в условиях жестких бюджетных ограничений, остаточного принципа финансирования, в отдельные периоды переходивших в полное прекращение финансирования, усилия органов государственной власти были в основном сосредоточены на предотвращении полного развала всей отрасли.
Разработка Республиканской целевой программы обусловлена негативными тенденциями в обществе и ослаблением согласованных действий между учреждениями и организациями социальной сферы в духовно-нравственном развитии общества, их недостаточным взаимодействием с органами власти и управления всех уровней.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Использование программно-целевого метода необходимо при реализации мероприятий Программы, охватывающих все основные сферы культуры.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионе. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
потерю квалифицированных кадров в отрасли;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
Программа нацелена на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Программа ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач:
развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
стимулирование художественного творчества;
развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
защита и развитие материального и духовного культурного наследия;
создание единого информационного культурного пространства республики;
развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции в области печатных и электронных средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания;
сохранение и развитие архивного фонда республики как документальной части историко-культурного наследия республики.
Программа реализуется в течение 2009-2011 годов. По результатам реализации программы предполагается укрепление материально-технической базы учреждений, повышение конкурентоспособности культурно-информационных товаров, предлагаемых населению.
Индикатором первого уровня, оценивающим эффективность реализации программы в целом, определен удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений
Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении N 1 к Программе. Показатели эффективности за 2007 -2008 годы выполнены в полном объеме.
Система программных мероприятий и перечень исполнителей программных мероприятий Программы приведены в приложениях N 2 и 3.
Сведения о капитальных вложениях в объекты отрасли "Культура" отражены в приложении N 4.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на решение проблем в рамках подпрограмм:
1. Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления.
2. Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия)
3. Распространение культурных ценностей.
4. Достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия).
5. Развитие средств массовой информации и книгоиздания в Республике Саха (Якутия).
6. Развитие архивного дела Республики Саха (Якутия).
"Государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления"
Одним из важнейших приоритетов при проведении государственной политики в области культуры и искусства является подготовка специалистов высшей квалификации, подготовленных для работы в современных условиях.
Раздел "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства" сформирован с учетом первоочередных задач учебных учреждений сферы культуры и искусства республики, представленных целостной системой, включающей в себя начальную (90 детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств), среднюю (Музыкальное, Художественное, Хореографическое училища, Колледж культуры и искусства) и высшую (Высшая школа музыки) ступени профессионального образования.
Для совершенствования системы, повышения качества художественного образования необходима координация учебных планов и программ, внедрение и развитие новых специальностей и специализаций, развитие методического обеспечения образовательного процесса, систематическое издание необходимых материалов, сохранение учебно-методических, научных и творческих связей с учебными заведениями, организация стажировок преподавателей. Полноценная деятельность учреждений художественного образования возможна при оснащении их специальным оборудованием - музыкальными инструментами, художественными материалами, компьютерной техникой со специфическим программным обеспечением, сценическими костюмами и др.
В республике не обеспечена возможность систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры и искусства всех специальностей и, следовательно, не созданы условия для непрерывного образования специалистов, отвечающих современным требованиям. Таким образом, обнаруживается необходимость значительного увеличения числа работников, имеющих профильное высшее образование, и существенного омоложения корпуса специалистов культуры и искусства.
В особо сложных условиях на сегодня оказались сельские учреждения культуры, дальнейшее развитие которых напрямую связано с состоянием их материально-технической базы.
С целью поддержки сельских учреждений культуры мероприятия раздела "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований" направлены на формирование развитой инфраструктуры учреждений культуры для создания конкурентоспособной и саморазвивающейся системы учреждений культуры.
Библиотеки. Для значительной части населения республики библиотеки являются единственным доступным источником пользования печатными документами и информацией. В последние годы успешно работают библиотеки нового типа, ориентированные на удовлетворение разнообразных читательских интересов: библиотеки семейного чтения, бизнес-библиотеки, библиотеки милосердия, библиотеки приключений и др.
Основным направлением информатизации библиотечного дела является создание единой информационно-библиотечной сети Республики Саха (Якутия), которая позволит организовать работу библиотек по информационной поддержке населения, местного самоуправления, обеспечению электронной доставки документов, частично устранит социальное расслоение общества и многое другое. Для внедрения передовых информационных технологий в практику работы требуется техническое переоснащение и переоборудование библиотек.
Музеи. Материальное и духовное наследие народов республики сосредоточено в государственной сети музеев. Подъем национального самосознания и активизация всеобщего интереса к многонациональной культуре народов республики создали условия для перепрофилирования музеев, их перехода от однотипности к многообразию форм и направлений. Однако экспозиции многих музеев, поставленные в 1970-80-ые годы, морально устарели. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, в 43 музеях охрану осуществляют сторожа. Необходима поддержка государственной сети музеев в укреплении материально-технической базы, создании новых экспозиций, обеспечении безопасности музейных собраний.
Культурно-досуговые учреждения. В последние годы усилилась роль культурно-досуговых учреждений как центров культурного общения людей, развития их таланта, традиций, духовных ценностей, сформировались новые типы однопрофильных и многопрофильных культурно-досуговых учреждений. На основе существовавших прежде учреждений культуры села созданы и действуют новые модели социально-культурных комплексов и объединений. Однако сельские клубные учреждения, как самые востребованные учреждения культуры на селе, сегодня в большинстве своем лишены условий, необходимых для удовлетворения запросов населения и реализации своих потенциальных возможностей, очень слаба их материально-техническая база. Здания, эксплуатируемые с 1950-1960 годов, оснащены звуковым и световым оборудованием, не соответствующим требованиям сегодняшнего дня. Для полноценного функционирования учреждений культуры необходимо решение этих проблем.
Фундаментом культуры является многовековое наследие традиционной культуры. Реализация мероприятий раздела 3 "Развитие народного творчества" направлены на адресную поддержку развития народного творчества: выявление носителей культурного наследия, создание благоприятных условий для их творческой деятельности, популяризации и передачи своих знаний и навыков новым поколениям. Поддержка деятельности мастеров народного художественного творчества осуществляется в рамках Закона Республики Саха (Якутия) от 18.06.2009 695-З N 326-IV "О государственной поддержке народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия)".