Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2013 года N 458-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ, ОБЪЕКТАМИ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 04.12.2013 N 485-п, от 10.02.2014 N 32-п, от 18.03.2014 N 88-п, от 03.04.2014 N 125-п, от 24.04.2014 N 150-п, от 21.05.2014 N 190-п, от 24.06.2014 N 241-п, от 31.07.2014 N 314-п, от 12.12.2014 N 530-п, от 31.12.2014 N 609-п, от 31.12.2014 N 611-п, от 04.06.2015 N 241-п, от 26.06.2015 N 307-п, от 26.06.2015 N 313-п, от 01.10.2015 N 448-п, от 09.12.2015 N 539-п, от 21.12.2015 N 579-п, от 09.03.2016 N 55-п, от 29.04.2016 N 124-п, от 07.07.2016 N 213-п, от 03.08.2016 N 233-п, от 28.09.2016 N 332-п, от 20.12.2016 N 417-п, от 29.12.2016 N 463-п, от 30.03.2017 N 115-п, от 07.04.2017 N 119-п, от 18.05.2017 N 195-п)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области" (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с формированием областного бюджета, начиная с формирования областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.


Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ

     

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 458-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ, ОБЪЕКТАМИ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

 (в редакции Постановлений Правительства Ивановской области от 09.03.2016 N 55-п, от 29.04.2016 N 124-п, от 07.07.2016 N 213-п, от 03.08.2016 N 233-п, от 28.09.2016 N 332-п, от 20.12.2016 N 417-п, от 29.12.2016 N 463-п, от 30.03.2017 N 115-п, от 07.04.2017 N 119-п, от 18.05.2017 N 195-п)


      1. Паспорт государственной программы Ивановской области

(в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 30.03.2017 N 115-п)

Наименование программы

Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2020 годы

Перечень подпрограмм

1. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

2. Реализация мероприятий по обеспечению населения Ивановской области теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением.

3. Предупреждение аварийных ситуаций на объектах ЖКХ Ивановской области.

4. Переселение из аварийного жилищного фонда.

5. Повышение эффективности организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, находящихся в собственности Ивановской области.

6. Развитие жилищно-коммунальной сферы.

7. Развитие газификации Ивановской области.

8. Обеспечение жильем молодых семей.

9. Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования.

10. Стимулирование развития жилищного строительства

11. Формирование комфортной городской среды

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 07.04.2017 N 119-п)

Администратор программы

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области

Ответственные исполнители

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области;

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области;

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Исполнители

Департамент строительства и архитектуры Ивановской области;

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области;

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Цель (цели) программы

1. Содействие улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья.

2. Обеспечение повышения уровня газификации Ивановской области природным газом, снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и повышения качества предоставления коммунальных услуг

Целевые индикаторы (показатели) программы

1. Годовой объем ввода жилья.

2. Количество оплаченных свидетельств, предоставленных семьям в целях улучшения жилищных условий, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредита.

3. Число получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

4. Уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области.

5. Уровень износа коммунальной инфраструктуры.

6. Уровень удовлетворенности жителей Ивановской области качеством предоставляемых коммунальных услуг

Объемы ресурсного обеспечения программы

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 2915766263,70 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 24269891,00 руб.,

2015 год - 1945400597,93 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 529965478,04 руб.,

2016 год - 1309095000,98 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 391937864,30 руб.,

2017 год - 1480439416,46 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 63236759,34 руб.,

2018 год - 164546196,26 руб.,

2019 год - 361958021,26 руб.,

2020 год - 808774000,00 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 2173371173,70 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 23926100,00 руб.,

2015 год - 1402985435,93 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 157182504,07 руб.,

2016 год - 676444174,98 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 158659982,10 руб.,

2017 год - 1011355878,59 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 10001144,19 руб.,

2018 год - 154527596,26 руб.,

2019 год - 351939421,26 руб.,

2020 год - 808774000,00 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 172496690,00 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 343791,00 руб.,

2015 год - 258665050,00 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 1122008,90 руб.,

2016 год - 198116500,00 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 7188836,24 руб.,

2017 год - 469083537,87 руб.,

2018 год - 10018600,00 руб.,

2019 год - 10018600,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

- Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

2014 год - 569898400,00 руб.,

2015 год - 283750112,00 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 371660965,07 руб.,

2016 год - 434534326,00 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 226089045,96 руб.,

2017 год - 0,00 руб.,

кроме того, остатки прошлых лет - 53235615,15 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 18.05.2017 N 195-п)

Ожидаемые результаты реализации программы

К 2020 году:

- годовой объем ввода жилья в Ивановской области достигнет 275,0 тыс. кв. м;

- количество ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов на территории Ивановской области достигнет 5 тысяч в год;

- в рамках реализации настоящей государственной программы Ивановской области улучшить жилищные условия смогут не менее 180 молодых семей, а также не менее 85 семей за счет мер государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования;

- сократится уровень износа коммунальной инфраструктуры;

- доля заемных средств в общем объеме капвложений в системы тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод достигнет 50 процентов;

- уровень газификации природным газом городов и сельских поселений Ивановской области достигнет 81,0 процента;

- обеспечение повышения качества и комфорта городской среды Ивановской области

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 07.04.2017 N 119-п)


 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области


      2.1. Развитие жилищного строительства


В 2010 - 2012 годах на территории Ивановской области введено в действие 628,7 тыс. кв. метров нового жилья. Ежегодно в Ивановской области строится более 2 тысяч новых благоустроенных квартир. Последние годы в регионе наблюдается стабильный рост объемов жилищного строительства. Но в то же время плановых цифр по объему ввода жилья, установленных Министерством регионального развития Российской Федерации для Ивановской области, достичь не удается. Так, плановый показатель 2012 года исполнен только на 80,7% (план - 275 тыс. кв. м жилья, факт - 221,9 тыс. кв. м).

Существенными препятствиями для развития жилищного строительства на территории региона являются:

- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктурами;

- отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры;

- непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.

С 2011 года решение перечисленных проблем осуществлялось Правительством Ивановской области в рамках реализации подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" долгосрочной целевой программы Ивановской области "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - ДЦП Ивановской области "Жилище"), утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.10.2010 N 354-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В приоритетном порядке меры государственной поддержки направлялись на стимулирование застройщиков, реализующих проекты комплексной многоэтажной и малоэтажной застройки. В 2011 - 2012 годах конкурсный отбор проходил проект малоэтажной застройки "Новая Ильинка" (городской округ Иваново). При его осуществлении планируется возведение 50,3 тыс. кв. м жилья в течение четырех лет. Для возмещения застройщику части процентной ставки по привлекаемым кредитам на обеспечение земельного участка коммунальной инфраструктурой было выделено 3,443 млн. рублей (2011 - 2012 годы).

В рамках реализации Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" Правительством Ивановской области проведена актуализация информации об инвестиционно привлекательных земельных участках Ивановской области, находящихся в федеральной собственности и использующихся не по назначению, которые целесообразно использовать в целях жилищного строительства. Также проводилась работа с администрациями муниципальных образований Ивановской области по уточнению перечня свободных земельных участков и сроков их предоставления для жилищного строительства, механизмов и источников финансирования работ по оснащению их сетями инженерно-технического обеспечения.


2.2. Поддержка платежеспособного спроса на жилье


      Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования

Как показывает практика последних лет, ипотечное жилищное кредитование остается одним из самых эффективных способов решения жилищных проблем. По данным коммерческих банков, ипотечное кредитование развивается в Ивановской области достаточно динамично. В 2012 году с привлечением жилищных кредитов в регионе проводилось 15% сделок (в 2006 - только 5%). В целом по России этот показатель превысил 20%. В период кризиса объемы ипотечного кредитования снижались, но уже в 2011 году они вернулись на докризисный уровень. В 2012 году коммерческие банки выдали жителям Ивановской области ипотечные кредиты на 2,5 млрд. рублей, что на 64% больше, чем в 2011 году. Процентные ставки по кредитам в среднем в Ивановской области поднялись незначительно: с 12,1% в 2011 году до 12,5% в 2012 году.

В рамках подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" ДЦП Ивановской области "Жилище" в Ивановской области действовал механизм поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он реализовывался путем предоставления безвозвратной и безвозмездной субсидии для оплаты первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов на приобретение жилья или на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам. В 2011 году, воспользовавшись субсидией, свои жилищные условия улучшила 81 семья, в 2012 - еще 100 семей.

Для расширения направлений использования гражданами предоставляемой субсидии в подпрограмму были внесены изменения, позволяющие использовать субсидии на оплату первоначального взноса или на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, привлеченным в целях приобретения жилого помещения на основании договора уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, а также на погашение основного долга и уплату процентов по рефинансированным кредитам.


Обеспечение жильем молодых семей


Обеспечение жильем молодых семей - один из инструментов решения демографических проблем региона. На протяжении многих лет для Ивановской области остается характерной естественная убыль населения, которая не перекрывается миграционным притоком жителей. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы должна стать основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлиять на улучшение демографической ситуации в регионе.

На решение этих вопросов направлены мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав ДЦП Ивановской области "Жилище". За период 2010 - 2012 годов 624 молодые семьи получили социальные выплаты на приобретение жилых помещений. За весь период реализации подпрограммы (начиная с 2006 года) более 1000 молодых семей улучшили свои жилищные условия. Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной.


2.3. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан


На начало 2013 года в сводном списке граждан Ивановской области - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ДЦП Ивановской области "Жилище" числится 110 семей. За период 2011 - 2012 годов в рамках подпрограммы было предоставлено 65 государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья на общую сумму 97,2 млн. руб. Государственные жилищные сертификаты выдавались гражданам, признанным в установленном законодательством порядке:

- вынужденными переселенцами;

- участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшими в результате этих аварий, и приравненными к ним лицами;

- выехавшими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Кроме того, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области по выполнению мероприятий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы и принятых до 01.01.2005 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Ивановской области. Полномочия и соответствующие финансовые средства в объеме 72,67 млн. руб. на обеспечение жильем данной категории граждан были переданы Ивановской области в 2011 году. Всего в списки включено 26 семей граждан, уволенных с военной службы. В 2012 году десять из них уже определились со способом обеспечения жилыми помещениями и получили свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. С гражданами, которые не заявили своего намерения по улучшению жилищных условий, проведена дополнительная разъяснительная работа.


2.4. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области


Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из острых социальных проблем в Ивановской области. Ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийное жилье не только не обеспечивает комфортное проживание граждан, но и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей. Владельцы аварийного жилья не могут в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные законодательством, получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Аварийные дома ухудшают внешний облик городов и поселков, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий.

Значительную часть аварийного жилищного фонда в Ивановской области составляет жилье, занимаемое на условиях договоров социального найма и являющееся муниципальной собственностью. Однако органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, исполняющие полномочия по обеспечению жильем проживающих на территории муниципальных образований Ивановской области граждан, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для решения проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда. Поэтому решение этой проблемы требует консолидации финансовых ресурсов федерального и регионального уровней.

На территории Ивановской области начиная с 2008 года ежегодно реализуются региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Данные программы предусматривают консолидацию ресурсов, выделяемых на соответствующие цели из федерального фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области.

Достигнутые результаты не позволяют говорить о полном решении проблемы расселения аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области. В условиях стареющего жилищного фонда данная проблема приобрела перманентный характер и требует непрерывного продолжения предпринимаемых мер для предотвращения возникновения ситуаций чрезвычайного характера.


2.5. Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры


Коммунальное хозяйство Ивановской области по уровню своего развития существенно отличается в городских и сельских поселениях. Так, в городах водопроводом и канализацией оборудовано 74% жилья, а в сельской местности - только 40%. Одна из острейших проблем Ивановской области - это отсутствие горячего водоснабжения в большинстве муниципальных образований Ивановской области.

В последние годы основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) определялись федеральными инициативами. В отрасли произошел целый ряд важнейших изменений:

- проведена реформа оплаты жилья и коммунальных услуг;

- создана система адресной социальной поддержки граждан;

- усовершенствована система управления многоквартирными жилыми домами;

- проведено финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса;

- внедрены в жилищно-коммунальной сфере конкурентные рыночные отношения, привлечен к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда частный сектор.

Тем не менее, несмотря на проведенные реформы, качество жилищно-коммунальных услуг и устойчивость системы коммунальной инфраструктуры все еще находятся ниже нормативного уровня и не удовлетворяют потребности граждан.


Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры


Основные причины неэффективности ЖКХ - высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса, неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных отношений. В результате в ЖКХ отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.

ЖКХ в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью. По последним данным, уровень износа электрических сетей составляет более 65%, сетей водопровода - 70%, сетей канализации - 70%, тепловых сетей - 65%. Около 40% основных фондов полностью отслужили свой срок.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.

Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют более 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии. Происходит перерасход топлива в котельных из-за плохой водоподготовки и неотлаженного процесса горения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»