Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ НА 2014 - 2018 ГОДЫ" (с изменениями на: 29.08.2014)

1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы

Современная ситуация в России, в том числе в Рязанской области, характеризуется продолжающимся распространением незаконного потребления наркотиков в немедицинских целях, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

По итогам 2012 года Рязанская область занимает 12 место среди субъектов Центрального федерального округа по распространенности противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков (230,03 чел. на 100 тыс. населения) и 4 место по темпам ее прироста по сравнению с аналогичным показателем 2011 года.

Проблема незаконного потребления наркотических средств, распространенности наркомании в Рязанской области стоит достаточно остро.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Из числа лиц, взятых в 2012 году на диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания", 55,9% составляют лица в возрасте до 30 лет, 31,5% - лица в возрасте от 31 до 35 лет.

В целях применения научно обоснованных подходов в осуществлении государственной антинаркотической политики на территории Рязанской области, начиная с 2002 года, в регионе реализованы четыре целевые антинаркотические программы, утвержденные:

Постановлением главы администрации Рязанской области от 29 декабря 2001 года N 777 "Об утверждении территориальной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2002 - 2004 годы";

Законом Рязанской области от 11 января 2005 года N 3-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2005 - 2007 годы";

Законом Рязанской области от 20 ноября 2007 года N 174-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2008 - 2010 годы";

Постановлением Правительства Рязанской области от 22 декабря 2010 года N 343 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2011 - 2014 годы".

Результаты реализации указанных программ подтверждают высокую эффективность программно-целевого метода в организации и осуществлении мер, направленных на снижение спроса на наркотики. В регионе происходят ожидаемые изменения.

Начиная с 2009 года в Рязанской области отмечается устойчивая тенденция снижения официально зарегистрированной первичной наркомании: с 12,9 человек на 100 тыс. населения в 2009 году до 9,7 человек на 100 тыс. населения в 2012 году. Выполнение запланированных мероприятий антинаркотических программ привело к снижению числа первичных наркоманов, взятых под диспансерное наблюдение, и в т.ч. являющихся потребителями дезоморфина - наркотика, который на протяжении почти десятка лет являлся главной причиной первичной наркомании в Рязанской области и вызывал одну из самых тяжелых из наркологических заболеваний форму наркотизации.

Социологические исследования, регулярно проводимые в целях изучения наркоситуации в регионе, показали, что эпизодические пробы наркотиков среди учащейся молодежи сократились с 19,9% (от общего числа респондентов) в 2003 году до 10% в 2012 году, а систематическое их потребление - с 10,8% в 2003 году до 1% в 2012 году.

Дальнейшее применение комплексного подхода в решении проблем наркотизации населения Рязанской области также позволило сохранить наметившиеся положительные тенденции в указанной сфере. В аналитическом докладе о наркоситуации в Рязанской области за 2012 год отмечено:

- доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории составила 71,3%, что на 11,3% выше запланированного показателя;

- заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения) заметно сократилась, что позволило добиться снижения планируемого показателя на 2,5%;

- индекс общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, в наркологические учреждения (наркологические подразделения лечебных учреждений) Рязанской области в расчете на 100 тыс. населения составил 125,3 (что на 2,7% лучше предполагаемого показателя на 2012 год - 128 чел. на 100 тыс. населения);

- доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных, прошедших лечение и реабилитацию, составила 14,3% (планируемый показатель - 11%).

Данным результатам способствовало введение рецептурного отпуска в медицинских и аптечных учреждениях кодеиносодержащих лекарственных средств, из которых наркозависимые лица кустарным способом изготавливали дезоморфин, а также активизация профилактической работы и правоприменительной деятельности в указанной сфере.

Однако локализация влияния дезоморфинового фактора на динамику развития региональной наркоситуации закономерно вызвала активную мутацию наркорынка в сторону увеличения доли высококонцентрированных наркотиков и курительных смесей. Сегодня констатируется многократное увеличение объемов изъятия синтетических и полусинтетических наркотиков: за 8 мес. 2012 года - 633 гр. синтетических наркотических средств, в аналогичном периоде 2013 года - 2895 гр. (более чем в 4,5 раза).

Одновременно отмечается как увеличение ассортимента наркотических средств, содержащих активные наркотические компоненты JWH-018, JWH-122, так и появление психоактивных веществ, не включенных в подконтрольные списки, оказывающих при этом крайне пагубное влияние на организм потребителей (вплоть до острых психозов, потери рассудка и суицида). Указанные вещества наиболее активно распространяются через Интернет с использованием обезличенных систем электронных платежей.

Ассортимент подобных психоактивных веществ существенно расширяется за счет использования современных технологий, позволяющих в кратчайшие сроки путем незначительных изменений химических формул наркотиков получать психоактивные вещества, не подлежащие контролю со стороны государства. Зачастую данные вещества камуфлируются под бытовую и автохимию, биокомпосты, прикормки для рыб, соли для ванн и т.д.

Для диагностики появившегося нового класса синтетических наркотиков запланировано приобретение оборудования более высокого аналитического уровня. После ввода его в эксплуатацию возможности лабораторий наркологических служб лечебных учреждений Рязанской области в идентификации синтетических наркотиков значительно расширятся.

Кроме того, в целях ранней диагностики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, для проведения скрининговых исследований лиц на предмет выявления наркотических средств и психотропных веществ с использованием тест-полосок, предусмотрено приобретение анализаторов для химико-токсикологических исследований в районах Рязанской области.

Результаты мониторинга наркоситуации в среде учащейся молодежи за 2012 год следующие:

- 11% респондентов пробовали наркотики;

- 89% опрошенных считают, что риск стать наркозависимыми для них отсутствует;

- 4% респондентов не откажутся попробовать наркотики при соответствующем предложении.

Таким образом, в настоящее время наиболее актуальным, целесообразным в регионе является необходимость решения задач, связанных с организацией и осуществлением комплекса мер, направленных на раннюю диагностику немедицинского потребления наркотиков, совершенствование форм и методов профилактической антинаркотической работы, развитие системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании, повышение качества и эффективности услуг реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.