ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 года N 357-П
О государственной программе Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2014 - 2019 годы
(в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 28.04.2014 N 183-П, от 20.08.2014 N 398-П, от 29.10.2014 N 539-П, от 28.11.2014 N 650-П, от 16.04.2015 N 202-П, от 20.07.2015 N 369-П, от 01.10.2015 N 486-П, от 30.12.2015 N 717-П, от 29.04.2016 N 226-П, от 27.07.2016 N 411-П, от 03.10.2016 N 528-П, от 09.12.2016 N 664-П, от 30.12.2016 N 752-П, от 30.05.2017 N 288-П, от 07.09.2017 N 472-П, от 08.12.2017 N 654-П)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Челябинской области от 02.11.2017 N 573-П.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2014 - 2019 годы.
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 28.11.2014 N 650-П, от 30.12.2016 N 752-П)
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 318-П "Об областной целевой Программе природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (Южноуральская панорама, 28 декабря 2010 г., N 318, спецвыпуск N 78);
постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П "Об областной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области" на 2011 - 2015 годы" (Южноуральская панорама, 30 марта 2011 г., N 74, спецвыпуск N 21);
постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2011 года N 465-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 318-П" (Южноуральская панорама, 31 декабря 2011 г., N 317, спецвыпуск N 71);
постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2011 года N 464-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 1 февраля 2012 г., N 11, спецвыпуск N 2);
постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2011 года N 507-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 17 мая 2012 г., N 71, спецвыпуск N 16);
постановление Правительства Челябинской области от 18.04.2012 года N 162-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 15 мая 2012 г., N 68 - 69);
постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 года N 304-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 7 июля 2012 г., N 101, спецвыпуск N 24);
постановление Правительства Челябинской области от 24.10.2012 года N 591-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 318-П" (Южноуральская панорама, 10 ноября 2012 г., N 172, спецвыпуск N 41);
постановление Правительства Челябинской области от 14.11.2012 года N 618-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 8 декабря 2012 г., N 188, спецвыпуск N 45);
постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2012 года N 722-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 26 января 2013 г., N 10, спецвыпуск N 2);
постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2012 года N 738-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 30 марта 2013 г., N 46, спецвыпуск N 11);
постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2013 года N 20-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2013, выпуск 1);
постановление Правительства Челябинской области от 25.06.2013 года N 62-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 318-П" (Южноуральская панорама, 13 июля 2013 г., N 105, спецвыпуск N 25);
постановление Правительства Челябинской области от 25.07.2013 года N 139-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 16.03.2011 года N 69-П" (Южноуральская панорама, 17 августа 2013 г., N 123, спецвыпуск N 28);
постановление Правительства Челябинской области от 27.08.2013 года N 261-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 318-П" (Южноуральская панорама, 18 сентября 2013 г., N 139, спецвыпуск N 31).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Председатель
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ
Государственная программа Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2014 - 2019 годы
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.12.2016 N 752-П, от 30.05.2017 N 288-П, от 07.09.2017 N 472-П, от 08.12.2017 N 654-П)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство общественной безопасности Челябинской области; Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области; Главное управление лесами Челябинской области; муниципальные образования Челябинской области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы | - | "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Челябинской области на 2014 - 2019 годы"; "Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области" на 2014 - 2016 годы |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель государственной программы | - | снижение загрязнения окружающей среды и деградации природных комплексов на территории Челябинской области |
Основные задачи государственной программы | - | обеспечение управления в сфере охраны окружающей среды Челябинской области; снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления на территории Челябинской области; обеспечение безопасных условий проживания и повышение качества жизни населения Челябинской области на территориях, расположенных в пределах территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (далее именуется - ВУРС) и территории бассейна реки Теча (далее именуются - поставарийные территории); оптимизация сети и обеспечение режима особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее именуются - ООПТ); сохранение видов растений и животных, включенных в Красную книгу Челябинской области; обеспечение органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, а также населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Челябинской области; реализация мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | сокращение сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее именуются - ЗВ) в атмосферный воздух от стационарных источников за счет выполнения предприятиями воздухоохранных мероприятий, тыс. тонн: в 2014 году - 0; в 2015 году - 22,973; в 2016 году - 0,173; в 2017 году - 0; в 2018 году - 0; в 2019 году - 0; количество источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включенных в базу данных сводных расчетов загрязнения атмосферы в городе Челябинске, в том числе: стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 278; в 2016 году - 4000; в 2017 году - 6380; в 2018 году - 6530; в 2019 году - 6680; автомагистралей, являющихся путями движения транспортных средств - передвижных источников выбросов загрязняющих веществ, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 0; в 2016 году - 1; в 2017 году - 73; в 2018 году - 73; в 2019 году - 73; количество городов, охваченных системой сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, единиц: в 2017 году - 4; в 2018 году - 5; в 2019 году - 5; количество исследований в области охраны окружающей среды, единиц: в 2017 году - 1; |
количество населенных пунктов, в которых ведутся регулярные наблюдения за химическим загрязнением атмосферного воздуха, населенных пунктов: в 2014 году - 6; в 2015 году - 3; в 2016 году - 3; в 2017 году - 4; в 2018 году - 3; в 2019 году - 3; количество проектов строительства объектов, снижающих влияние загрязненного стока на качество воды водного объекта, единиц: в 2016 году - 2; количество завершенных строительством объектов, снижающих влияние загрязненного стока на качество воды водного объекта, единиц: в 2018 году - 1; в 2019 году - 1; доля площади Челябинской области, занятая ООПТ, процентов: в 2014 году - 9,63; в 2015 году - 9,63; в 2016 году - 9,45; в 2017 году - 9,45; доля ООПТ, по которым разработаны границы, процентов: в 2014 году - 73,8; в 2015 году - 75,8; в 2016 году - 75,8; в 2017 году - 77,1; в 2018 году - 77,1; в 2019 году - 77,1; количество ООПТ регионального значения, на территориях которых в текущем году проведены научно-исследовательские, проектно-изыскательские, инвентаризационные, специальные, мониторинговые, комплексные экологические обследования, единиц: в 2014 году - 9; в 2015 году - 3; в 2016 году - 4; в 2017 году - 1; количество обустроенных на территории ООПТ экологических троп, единиц: в 2017 году - 1; | ||
подготовленная заявка в Российский комитет Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее именуется - ЮНЕСКО) на создание биосферного резервата, единиц: в 2017 году - 1; приобретение транспортных средств для проведения охранных мероприятий на ООПТ, единиц: в 2015 году - 10; в 2017 году - 3; сохранность основных охраняемых на ООПТ объектов животного мира (косули, лося, кабана, тетерева, глухаря), процентов: в 2014 году - 100; в 2015 году - 100; в 2016 году - 100; в 2017 году - 100; в 2018 году - 100; в 2019 году - 100; количество проведенных мероприятий по энергосбережению, единиц: в 2015 году - 1; в 2016 году - 1; количество подготовленных для издания Красной книги Челябинской области статей с иллюстративным материалом, единиц: в 2016 году - 442; проверка субъектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, проверок: в 2014 году - 651; в 2015 году - 469; в 2016 году - 270; в 2017 году - 154; в 2018 году - 159; в 2019 году - 159; | ||
выполнение утвержденного годового плана проверок, процентов: в 2017 году - 100; в 2018 году - 100; в 2019 году - 100; доля государственных услуг в сфере охраны окружающей среды и государственных функций по контролю (надзору) в сфере природопользования, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве таких государственных услуг (государственных функций), оказываемых (исполняемых) Министерством экологии Челябинской области (за исключением государственных услуг (государственных функций), осуществляемых в рамках переданных полномочий), процентов: в 2016 году - 90; в 2017 году - 100; в 2018 году - 100; в 2019 году - 100; готовность к выезду лаборатории, осуществляющей инструментальный контроль качества атмосферного воздуха на территории Челябинской области, процентов: в 2017 году - 100; в 2018 году - 100; в 2019 году - 100; | ||
обеспечение оперативной объективной информацией о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в городах Челябинской области: количество вредных (загрязняющих) веществ, измеряемых при выполнении оперативных наблюдений состояния загрязнения атмосферного воздуха, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 11; в 2016 году - 24; в 2017 году - 24; в 2018 году - 24; в 2019 году - 24; количество стационарных наблюдательных постов государственной сети наблюдения в городе Челябинске, с которых получена информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 8; в 2016 году - 8; в 2017 году - 8; публикация ежегодного комплексного доклада о состоянии окружающей среды, комплексных докладов: в 2014 году - 1; в 2015 году - 1; в 2016 году - 1; в 2017 году - 1; проведение фестиваля экологических фильмов Челябинской области, единиц: в 2014 году - 1; в 2015 году - 1; в 2016 году - 1; в 2017 году - 1; | ||
изготовление информационных материалов по экологической тематике, наименований: в 2015 году - 5; в 2016 году - 2; в 2017 году - 2; доля населения Челябинской области, образованные твердые коммунальные отходы (далее именуются - ТКО) от деятельности которого размещаются на полигонах, процентов: в 2014 году - 14,6; в 2015 году - 14,9; в 2016 году - 14,9; количество полигонов ТКО, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, единиц: в 2014 году - 10; в 2015 году - 11; в 2016 году - 11; доля муниципальных образований Челябинской области, учтенных в территориальной схеме обращения с отходами Челябинской области (далее именуется - ТСО), от общего количества муниципальных образований Челябинской области, процентов: в 2014 году - 0; в 2015 году - 0; в 2016 году - 100; количество сезонных периодов года, охваченных исследованиями по определению нормативов накопления ТКО в ТСО, единиц: в 2017 году - 4; количество подготовленных технических отчетов по отдельным видам проведенных инженерных изысканий на земельных участках размещения ТКО, подлежащих рекультивации, единиц: в 2017 году - 4; в 2018 году - 4; количество подготовленных отчетов по результатам инженерных изысканий на земельных участках под размещение объектов обращения с ТКО, единиц: в 2017 году - 12; в 2018 году - 4; количество подготовленных проектов рекультивации мест размещения ТКО, расположенных в границах муниципальных образований, единиц: в 2018 году - 1; количество приобретенных контейнеров для сбора ртутьсодержащих отходов, отработанных источников малого тока (батареек) от населения Челябинской области, единиц: в 2017 году - 30; | ||
обеспеченность граждан, проживающих на подвергшихся радиационному воздействию территориях, объектами инфраструктуры, в том числе: объектами газоснабжения, процентов: в 2014 году - 48; в 2015 году - 58; в 2016 году - 63,6; устойчивыми источниками водоснабжения, процентов: в 2014 году - 69; в 2015 году - 76; в 2016 году - 77,2; внутрипоселковыми дорогами, километров: в 2014 году - 1,1; в 2015 году - 4,6; в 2016 году - 0; канализационными сетями, километров: в 2014 году - 1,5; в 2015 году - 0; в 2016 году - 0; обеспечение защитных и реабилитационных мероприятий в лесном фонде на территории ВУРС, в том числе: устройство и уход за противопожарными барьерами, километров: в 2014 году - 900; в 2015 году - 0; в 2016 году - 0; лесовосстановление, гектаров: в 2014 году - 40,5; в 2015 году - 0; в 2016 году - 0; приобретение специализированной техники, единиц: в 2014 году - 5; в 2015 году - 0; в 2016 году - 0; | ||
количество оформленных радиационно-гигиенических паспортов (далее именуются - РГП) территорий Челябинской области, единиц: в 2014 году - 1; в 2015 году - 1; в 2016 году - 1; количество радиационных параметров, измеряемых при организации наблюдений за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 0; в 2016 году - 7; количество радиационных параметров, измеряемых при организации наблюдений за радиоактивным загрязнением воды рек Теча и Караболка, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 0; в 2016 году - 4; количество отчетов о научно-исследовательской работе по определению границ зоны радиоактивного загрязнения поймы реки Теча в пределах Челябинской области, единиц: в 2014 году - 0; в 2015 году - 0; в 2016 году - 1 | ||
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 07.09.2017 N 472-П, от 08.12.2017 N 654-П) | ||
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | 2014 - 2019 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 1782692,40 тыс. рублей, в том числе: субсидии федерального бюджета - 733863,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 902980,36 тыс. рублей; средства, полученные за переработку облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов (далее именуются - ОТВС), <*> - 145528,8 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 320,14 тыс. рублей; в том числе по годам: 2014 год - 127358,2605 тыс. рублей, в том числе: субсидии федерального бюджета - 16285,4 <**> тыс. рублей; средства областного бюджета - 30025,9005 тыс. рублей; средства, полученные за переработку ОТВС, - 80805,77 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 241,19 тыс. рублей; 2015 год - 130586,11 тыс. рублей, в том числе: субсидии федерального бюджета - 17916,1 <**> тыс. рублей; средства областного бюджета - 61721,03 тыс. рублей; средства, полученные за переработку ОТВС, - 50948,98 тыс. рублей; 2016 год - 71592,09 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 57818,04 тыс. рублей; средства, полученные за переработку ОТВС, - 13774,05 тыс. рублей; 2017 год - 217639,83 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 217560,88 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 78,95 тыс. рублей; 2018 год - 307239,41 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 307239,41 тыс. рублей; 2019 год - 928276,70 тыс. рублей, в том числе: субсидии федерального бюджета - 699661,6 <***> тыс. рублей; средства областного бюджета - 228615,10 тыс. рублей |
(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 08.12.2017 N 654-П) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в качественном отношении: создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания, работы и отдыха населения; повышение качества жизни и снижение социально-психологической напряженности населения Челябинской области, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию; создание условий для экологически безопасного размещения твердых коммунальных отходов, а также рекультивации объектов и мест размещения твердых коммунальных отходов, не соответствующих требованиям законодательства; развитие региональной сети особо охраняемых природных территорий, сохранение численности охраняемых объектов животного и растительного мира Челябинской области; обеспечение потребностей населения, органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; в количественном отношении: осуществление ежегодно не менее 154 проверок субъектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; сокращение сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за счет выполнения предприятиями воздухоохранных мероприятий на 23,1 тыс. тонн; размещение на полигонах ТКО, образованных от 14,9 процента населения Челябинской области; |
количество полигонов ТКО, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, - 11; доля площади ООПТ в общей площади Челябинской области - 9,45 процента; учет в ТСО 100 процентов муниципальных образований Челябинской области; рост доли ООПТ, по которым разработаны границы, до 77,1 процента; обеспечение сохранности основных охраняемых на ООПТ объектов животного мира (косули, лося, кабана, тетерева, глухаря) - 100 процентов; достижение обеспеченности граждан, проживающих на подвергшихся радиационному воздействию территориях, объектами инфраструктуры: объектами газоснабжения в объеме 63,6 процента, устойчивыми источниками водоснабжения - 77,2 процента, внутрипоселковыми дорогами - 5,7 километра, канализационными сетями - 1,5 километра; обеспечение защитных и реабилитационных мероприятий в лесном фонде на территории ВУРС, в том числе: устройство и уход за противопожарными барьерами протяженностью 900 километров, лесовосстановление на площади 40,5 гектара, приобретение 5 единиц специализированной техники; оформление 3 РГП территории Челябинской области; получение 1 отчета о научно-исследовательской работе по определению границ зоны радиоактивного загрязнения поймы реки Теча в пределах Челябинской области; публикация 4 комплексных докладов о состоянии окружающей среды; проведение 5 фестивалей экологических фильмов Челябинской области; проведение 2 мероприятий по энергосбережению; изготовление 9 информационных материалов по экологической тематике | ||
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.05.2017 N 288-П, от 07.09.2017 N 472-П) |
________________
<*> Средства, предусмотренные в Специальной экологической программе реабилитации радиационно загрязненных участков территории Челябинской области на 2010 - 2015 годы, утвержденной протоколом совещания между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по выполнению российско-американского соглашения о репатриации отработанного ядерного топлива в части выполнения специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков от 01.07.2010 г.
<**> Средства для Челябинской области в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 523 "О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года".
<***> Средства для Челябинской области в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы".
1. На состояние окружающей среды Челябинской области влияют климатические особенности, высокий уровень развития промышленности, значительные степень урбанизации и плотность населения:
доля промышленности в структуре валового регионального продукта Челябинской области преобладает - 42,8 процента (в России ее доля ниже - около 30 процентов), более 60 процентов объема промышленной продукции производится в металлургическом комплексе;
82,2 процента населения Челябинской области проживает в городах (в России - 74 процента);
39,4 человека на 1 кв. километр - плотность населения (в России - 8,4 человека на 1 кв. километр).
Особенностью Челябинской области является наличие на ее территории районов, пострадавших вследствие радиоактивного загрязнения.
Для планомерного поступательного решения региональных проблем в сфере охраны окружающей среды на протяжении двух десятилетий используется программно-целевой метод:
начиная с 1992 года меры по преодолению последствий радиационных аварий в Челябинской области осуществлялись в рамках федеральных, а с 2003 года и областных целевых программ по радиационной и социальной реабилитации населения и территорий Челябинской области, пострадавших вследствие аварий на производственном объединении "Маяк";
с 1995 года осуществлялись областные целевые программы природоохранного направления.
2. Однако, несмотря на предпринятые усилия, уровни негативного воздействия на окружающую среду остаются высокими.
Качество атмосферного воздуха в городах является неотъемлемой составляющей благоприятной среды обитания человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, 40 - 50 процентов заболеваний человека так или иначе связаны с изменением состояния окружающей среды и в первую очередь с загрязнением воздушного бассейна.
Общий объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году составил 975,7 тыс. тонн, из них 69,5 процента - выбросы от стационарных источников. Около трети выбросов всех загрязняющих веществ производится стационарными источниками в Магнитогорском городском округе, 21,6 процента - в Челябинском городском округе, 12,7 процента - в Троицком городском округе.
Для последних лет характерна тенденция снижения общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников: в 2010 году объем выбросов составил 77,2 процента от объема выбросов в 2007 году, в 2011 году - 71,5 процента, в 2012 году - 69,9 процента, в 2013 году - 68,7 процента.
Снижается количество предприятий, имеющих разрешения на выбросы сверх установленных нормативов (в пределах временно согласованных выбросов). Таких предприятий на территории Челябинской области на начало 2011 года было 10, 2012 года - 5, 2013 года - 4 (открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Кокс", закрытое акционерное общество "Катавский цемент", общество с ограниченной ответственностью "Шлаксервис").
Тем не менее в 2012 году в пяти городах Челябинской области (Магнитогорск, Челябинск, Златоуст, Карабаш, Сатка) из шести, где велись регулярные наблюдения Челябинским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, степень загрязнения воздуха оценивается по индексу загрязнения атмосферы как очень высокая и высокая. Население вышеперечисленных городов составляет половину населения Челябинской области.
В водные объекты в 2012 году было сброшено 894,91 млн. кубических метров сточных вод. Доля загрязненных сточных вод составила 83,2 процента. По сравнению с 2011 годом объем сбросов загрязненных сточных вод в 2012 году уменьшился на 3,2 процента. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Челябинской области ежегодно поступает около 517,068 тыс. тонн вредных (загрязняющих) веществ.
Значительно ухудшает качество водных объектов, в том числе источников водоснабжения, попадание в грунтовые и поверхностные воды опасных химических веществ с загрязненных территорий.
Река Сак-Элга, протекая по загрязненной территории Карабашского городского округа, ежегодно вносит в Аргазинское водохранилище - источник питьевого водоснабжения Челябинского промышленного узла, тысячи тонн сульфатов и солей тяжелых металлов.
В целях снижения влияния загрязненного стока с территории Карабашского городского округа на качество воды Аргазинского водохранилища актуальна разработка проектной документации на строительство сооружений для отвода чистого стока реки Сак-Элга в реку Большой Киалим и устройство гидроботанической площадки в устье реки Сак-Элга.
Ежегодные объемы образования отходов в Челябинской области в среднем составляют около 90 млн. тонн.
Более 98 процентов от общего количества образующихся в Челябинской области отходов составляют промышленные отходы. Основная доля отходов приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Челябинской области находится 197 мест размещения отходов производства (включая недействующие), накоплено более 3 млрд. тонн отходов, общая площадь земель, занятых промышленными отходами, составляет 10,132 тыс. гектаров.