____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Челябинской области от 02.11.2017 N 573-П.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 17 ноября 2017 года)
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 09.04.2014 N 119-П, от 29.10.2014 N 540-П, от 28.11.2014 N 648-П, от 12.08.2015 N 392-П, от 17.12.2015 N 680-П, от 19.02.2016 N 86-П, от 25.07.2016 N 408-П, от 15.11.2016 N 602-П, от 30.12.2016 N 758-П, от 26.04.2017 N 198-П, от 21.07.2017 N 403-П, от 24.08.2017 N 460-П, от 17.11.2017 N 594-П)
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2019 годы".
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 28.11.2014 N 648-П, от 30.12.2016 N 758-П)
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Челябинской области от 30.10.2012 г. N 601-П "Об областной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2013 - 2015 годах" (Южноуральская панорама, 30 ноября 2012 г., N 183, спецвыпуск N 44);
постановление Правительства Челябинской области от 26.06.2013 г. N 67-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 30.10.2012 г. N 601-П" (Южноуральская панорама, 13 июля 2013 г., N 105, спецвыпуск N 25);
постановление Правительства Челябинской области от 23.08.2013 г. N 256-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 30.10.2012 г. N 601-П" (Южноуральская панорама, 18 сентября 2013 г., N 139, спецвыпуск N 31).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ
Государственная программа Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2019 годы"
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.12.2016 N 758-П, от 26.04.2017 N 198-П, от 21.07.2017 N 403-П, от 24.08.2017 N 460-П, от 17.11.2017 N 594-П)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области |
Подпрограммы государственной программы | - | Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014 - 2019 годах; Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основные цели государственной программы | - | обеспечение защиты населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение сырьем горнодобывающих организаций и перерабатывающих предприятий строительного комплекса Челябинской области; устойчивое использование объектов животного мира |
Основные задачи государственной программы | - | обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; предотвращение и ликвидация загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания биологических ресурсов; воспроизводство на территории Челябинской области запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых в качестве природного сырья для производства строительных материалов; охрана, воспроизводство и регулирование численности объектов животного мира; осуществление планирования охраны, воспроизводства и размещения охотничьих угодий |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, от общего числа гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности; размер вероятного предотвращенного ущерба от аварий на гидротехнических сооружениях; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; размер вероятного предотвращенного ущерба от негативного воздействия вод; объем откачанной воды для понижения уровня воды в водном объекте; количество населенных пунктов Челябинской области, в границах которых определены границы зон затопления, подтопления; количество водных объектов, на которых организован мониторинг состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов; объем выемки донных отложений, произведенной для ликвидации заиления и засорения водного объекта; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие); доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон; количество выявленных перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ; количество выявленных прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых по категориям Р1 + С2 и С1; отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов; продуктивность охотничьих угодий; доля привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по отношению к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; количество разработанных разделов схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области; доля дел, по которым привлечены к ответственности лица за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (за исключением водных биологических ресурсов), в общем количестве возбужденных дел об административных правонарушениях за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (за исключением водных биологических ресурсов); доля видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству, в общем количестве видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов) и обитающих на территории Челябинской области |
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.04.2017 N 198-П, от 21.07.2017 N 403-П) | ||
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | 2014 - 2019 годы (реализуется в один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 543515,29 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 410441,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 119206,44 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 11622,67 тыс. рублей; внебюджетные источники - 2245,08 тыс. рублей; в том числе по годам: 2014 год - 78195,762 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 37000,00 тыс. рублей; средства областного бюджета - 40082,70 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 1113,062 тыс. рублей; 2015 год - 38297,85 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 20450,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 15737,74 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 448,07 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1662,04 тыс. рублей; 2016 год - 59332,74 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 40448,7 тыс. рублей; средства областного бюджета - 17246,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 1055,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 583,04 тыс. рублей; 2017 год - 76848,24 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 49301,7 тыс. рублей; средства областного бюджета - 18540,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 9006,54 тыс. рублей; 2018 год - 113824,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 100024,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 13800,00 тыс. рублей; 2019 год - 177016,6 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 163216,6 тыс. рублей; средства областного бюджета - 13800,0 тыс. рублей. |
Бюджетные ассигнования по подпрограммам: общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014 - 2019 годах" составляет 456239,82 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 332891,4 тыс. рублей; средства областного бюджета - 109480,67 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 11622,67 тыс. рублей; внебюджетные источники - 2245,08 тыс. рублей; из них: в 2014 году - 74815,992 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 37000,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 36702,93 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 1113,062 тыс. рублей; в 2015 году - 36297,85 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 20450,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 13737,74 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 448,07 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1662,04 тыс. рублей; в 2016 году - 37248,34 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 21810,3 тыс. рублей; средства областного бюджета - 13800,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 1055,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 583,04 тыс. рублей; в 2017 году - 56311,14 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 29664,6 тыс. рублей; средства областного бюджета - 17640,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 9006,54 тыс. рублей; в 2018 году - 94187,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 80387,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 13800,0 тыс. рублей; в 2019 году - 157379,5 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 143579,5 тыс. рублей; средства областного бюджета - 13800,0 тыс. рублей; | ||
общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы" составляет 5999,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 5999,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 2553,0 тыс. рублей; в 2015 году - 2000,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1446,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования на выполнение мероприятий по охране и использованию животного мира составляет 81276,47 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 77549,7 тыс. рублей; средства областного бюджета - 3726,77 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2014 году - 826,77 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 826,77 тыс. рублей; в 2015 году - 0; в 2016 году - 20638,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 18638,4 тыс. рублей; средства областного бюджета - 2000,0 тыс. рублей; в 2017 году - 20537,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 19637,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 900,0 тыс. рублей; в 2018 году - 19637,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 19637,1 тыс. рублей; в 2019 году - 19637,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 19637,1 тыс. рублей | ||
(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.08.2017 N 460-П) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в качественном отношении: обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; сохранение водных объектов как среды обитания биологических ресурсов; повышение качества гидрологических прогнозов; обеспечение потребности в природном сырье строительных отраслей промышленности на ближайшую и долгосрочную перспективу; минимизация факторов, негативно влияющих на восстановление численности охотничьих ресурсов. В количественном отношении: приведение в безопасное состояние 3 гидротехнических сооружений; размер вероятного предотвращенного ущерба от аварий на гидротехнических сооружениях на сумму 1058,73 млн. рублей; увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 0,67 процента до 1,48 процента; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 4,41 километра; |
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (размер вероятного предотвращенного ущерба от негативного воздействия вод - 383,03 млн. рублей); объем откачанной воды для понижения уровня воды в водном объекте - 4000 тыс. куб. метров; определение границ зон затопления, подтопления в границах 13 населенных пунктов Челябинской области; организация мониторинга состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов на 8 водных объектах; объем выемки донных отложений, произведенной для ликвидации заиления и засорения водного объекта, - 684,97 тыс. куб. метров; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), - 24,37 процента; доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон - 45,29 процента; выявление 2 перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ; прирост прогнозных ресурсов и запасов на выявленных и оцененных месторождениях строительного песка на 10 млн. куб. метров; рост отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов (косуля сибирская, лось) до 80 процентов; увеличение продуктивности охотничьих угодий до 20 рублей на гектар; доля привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по отношению к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - 80 процентов; составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области; доля дел, по которым привлечены к ответственности лица за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (за исключением водных биологических ресурсов), в общем количестве возбужденных дел об административных правонарушениях за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (за исключением водных биологических ресурсов) - 50 процентов; доля видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов), в отношении которых проведены мероприятия по охране и воспроизводству, в общем количестве видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов) и обитающих на территории Челябинской области, - 19 процентов | ||
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.04.2017 N 198-П, от 21.07.2017 N 403-П, от 24.08.2017 N 460-П, от 17.11.2017 N 594-П) |
1. Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Челябинской области, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.
Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на конкретной территории природных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции.
2. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, рост добычи полезных ископаемых, рост комфортности жилья с каждым годом увеличивают потребность экономики и населения Челябинской области в воде. Челябинская область расположена на водоразделе трех бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, вследствие чего речная сеть Челябинской области уникальна: реки текут здесь преимущественно своими верховьями, поэтому они очень небольших размеров и очень маловодны. Водные ресурсы отличаются значительной неравномерностью распределения как по сезонам года (основная часть стока приходится на период весеннего половодья - 70 - 80 процентов), так и по территории Челябинской области.
Челябинская область по своему географическому положению находится в зоне недостаточного увлажнения и имеет ограниченные водные ресурсы. На одного жителя Челябинской области приходится в 16 раз меньше поверхностного стока рек, чем в среднем по России. По количеству воды на одного человека Челябинская область занимает в Уральском регионе последнее место.
Реки, озера, водохранилища и подземные водные объекты интенсивно используются в целях водоснабжения, сброса сточных вод, рыболовства, рекреации и в других целях.
Одним из источников пополнения водных ресурсов является регулирование поверхностного стока путем создания на реках прудов и водохранилищ. Всего в Челябинской области по состоянию на 2011 год существовало более 300 водохранилищ, из них наибольшее число - в засушливых районах степной и лесостепной зоны, наименьшее - в горных районах. Крупных водохранилищ объемом более 100 млн. куб. метров в Челябинской области 6 - Аргазинское и Шершневское на реке Миасс, Верхнеуральское и Магнитогорское на реке Урал, Нязепетровское и Долгобродское на реке Уфа.
Основные проблемы использования водохранилищ связаны с наличием таких процессов, как заиление, цветение, несоблюдение правил использования водных ресурсов и правил технической эксплуатации и благоустройства, несвоевременный ремонт гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС).
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Челябинской области находится 191 ГТС, в том числе в муниципальной собственности - 130 ГТС, бесхозяйных - 24 ГТС. Срок эксплуатации большинства ГТС составляет более 40 лет. Данные ГТС имеют значительный износ, оборудование физически и морально устарело. С 2007 года ведутся работы по консервации, капитальному ремонту и реконструкции ГТС. В рамках настоящей государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2019 годы" (далее именуется - государственная программа) планируется продолжить эту работу. Кроме того, с 1 января 2014 года к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится капитальный ремонт, консервация и ликвидация ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Концепцией охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы, одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 г. N 133-П "О Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы", выделяется три группы основных проблем.
Первая группа связана с повышенным загрязнением водных объектов, частичным истощением вод и необходимостью сохранения уникальных водных объектов в их естественном состоянии.
Вторая группа проблем связана с интенсивным использованием водных ресурсов.
Третья группа проблем формируется вокруг негативного воздействия вод (затопление, подтопление и ряд других).
Целями государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов являются:
сохранение и восстановление водных ресурсов;
рациональное использование водных ресурсов;
предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.
Водным кодексом Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации практически все водные объекты на территории Челябинской области находятся в федеральной собственности. Законодательство Российской Федерации устанавливает единые для страны правила, нормы и требования к охране и использованию водных объектов.
Осуществление мер по охране водных объектов в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
За счет субвенций из федерального бюджета выполняются мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками, а также предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения.
Программно-целевой метод развития водохозяйственного комплекса Челябинской области необходим для обеспечения скоординированных действий государственных и муниципальных органов исполнительной власти по развитию водохозяйственного комплекса, определения и организации выполнения приоритетных мероприятий в названной сфере деятельности за счет всех источников финансирования, в том числе с привлечением средств федерального бюджета в рамках федеральных программ.
3. Челябинская область является одним из наиболее развитых промышленных регионов России и одним из основных горнорудных регионов страны. Челябинская область обладает значительной минерально-сырьевой базой строительных материалов.
На территории Челябинской области по состоянию на 1 января 2013 года выявлено и разведано более 400 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее именуются - ОПИ), в том числе 128 месторождений строительного камня (из них 110 месторождений передано в пользование), 44 месторождения облицовочного камня (из них 41 месторождение передано в пользование), 52 месторождения глины для грубой керамики (из них 22 месторождения передано в пользование), 30 месторождений строительных песков (из них 22 месторождения передано в пользование), 20 месторождений песчано-гравийных смесей (из них 10 месторождений передано в пользование), 6 месторождений карбонатных пород для обжига на известь, 3 месторождения кремнистого сырья (диатомитов и трепелов), 2 месторождения керамзитовой глины, 3 месторождения гипса, 1 месторождение светложгущихся глин, 1 месторождение кровельных сланцев, более 100 месторождений торфа и более 70 месторождений сапропеля.
Строительные и облицовочные камни, строительные пески и песчано-гравийные материалы представляют собой обширную группу нерудных полезных ископаемых, занимающих по объемам потребления одно из первых мест в строительном производстве, и составляют главный комплекс природных строительных материалов, используемых в естественном состоянии без применения термохимической обработки. Резерв месторождений по строительному и облицовочному камню, пескам и песчано-гравийным отложениям близок к исчерпанию. Уровень компенсации добычи полезных ископаемых приростом запасов должен быть не менее 100 процентов и в настоящее время выдерживается. К 2020 году намечается существенный рост объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, в то же время ожидается спад объемов геологоразведочных работ и, как следствие, меньший прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых, который не обеспечит компенсацию добычи ОПИ.