Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2016 года N 86-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 356-П

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Челябинской области от 02.11.2017 N 573-П.
____________________________________________________________________


Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в государственную программу Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 356-П "О государственной программе Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы" (Южноуральская панорама, 2 декабря 2013 г., N 183, спецвыпуск N 43; 8 июля 2014 г., N 101, спецвыпуск N 28; 15 ноября 2014 г., N 179, спецвыпуск N 51; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, N 4 (часть V), октябрь - декабрь, 2014; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2015 г.; 21 декабря 2015 г.), изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
Е.В.РЕДИН






Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 356-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 19 февраля 2016 г. 86-П)

Государственная программа Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы"


 Паспорт государственной программы Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Министерство экологии Челябинской области

Соисполнители государственной программы

-

Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

-

Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014 - 2017 годах;

Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы

Программно-целевые инструменты государственной программы

-

отсутствуют

Основные цели государственной программы

-

обеспечение защиты населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение сырьем горнодобывающих организаций и перерабатывающих предприятий строительного комплекса Челябинской области;

устойчивое использование объектов животного мира

Основные задачи государственной программы

-

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался;

обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

предотвращение и ликвидация загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания биологических ресурсов;

воспроизводство на территории Челябинской области запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых в качестве природного сырья для производства строительных материалов;

охрана, воспроизводство и регулирование численности объектов животного мира;

осуществление планирования охраны, воспроизводства и размещения охотничьих угодий;

обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

-

количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;

доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем числе гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;

объем выемки донных отложений, произведенной для ликвидации заиления и засорения водного объекта;

доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие);

доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон;

количество водных объектов, на которых организован мониторинг состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов;

количество выявленных перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ;

количество выявленных прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых по категориям Р1 + С2 и С1;

отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов;

продуктивность охотничьих угодий;

доля привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по отношению к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области;

количество разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения

Этапы и сроки реализации государственной программы

-

2014 - 2017 годы (реализуется в один этап)

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 245423,38 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 150193,25 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 88366,44 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 4618,61 тыс. рублей,

внебюджетные источники - 2245,08 тыс. рублей;

в том числе по годам:

2014 год - 78195,762 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 37000,0 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 40082,7 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 1113,062 тыс. рублей;

2015 год - 38297,85 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 20450,0 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 15737,74 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 448,07 тыс. рублей,

внебюджетные источники - 1662,04 тыс. рублей;

2016 год - 62256,14 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 42872,1 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 17746,0 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 1055,0 тыс. рублей,

внебюджетные источники - 583,04 тыс. рублей;

2017 год - 66673,63 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 49871,15 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 14800,00 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 2002,48 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования по подпрограммам:

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014 - 2017 годах" составляет 216959,21 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 131554,85 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 78540,67 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 4618,61 тыс. рублей,

внебюджетные источники - 2245,08 тыс. рублей;

из них:

в 2014 году - 74815,992 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 37000,0 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 36702,93 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 1113,062 тыс. рублей;

в 2015 году - 36297,85 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 20450,0 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 13737,74 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 448,07 тыс. рублей,

внебюджетные источники - 1662,04 тыс. рублей;

в 2016 году - 40171,74 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 24233,7 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 14300,00 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 1055,0 тыс. рублей,

внебюджетные источники - 583,04 тыс. рублей;

в 2017 году - 65673,63 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 49871,15 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 13800,0 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 2002,48 тыс. рублей;

общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы" составляет 5999,0 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 5999,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 2553,0 тыс. рублей,

в 2015 году - 2000,0 тыс. рублей,

в 2016 году - 1446,0 тыс. рублей.

Общий объем финансирования на выполнение мероприятий по охране и использованию животного мира составляет 22465,17 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 18638,4 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 3826,77 тыс. рублей;

в том числе по годам:

в 2014 году - 826,77 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 826,77 тыс. рублей;

в 2015 году - 0;

в 2016 году - 20638,4 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 18638,40 тыс. рублей,

средства областного бюджета - 2000,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 1000,0 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 1000,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

в качественном отношении:

обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений;

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод;

сохранение водных объектов как среды обитания биологических ресурсов;

повышение качества гидрологических прогнозов;

обеспечение потребности в природном сырье строительных отраслей промышленности на ближайшую и долгосрочную перспективу;

минимизация факторов, негативно влияющих на восстановление численности охотничьих ресурсов;

обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В количественном отношении:

приведение в безопасное состояние 4 гидротехнических сооружений;

предотвращение возможного материального ущерба от аварий на гидротехнических сооружениях на сумму 1058,43 млн. рублей;

увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, с 0,67 процента до 1,48 процента;

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 529,604 млн. рублей);

протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 5,16 километра;

объем выемки донных отложений, произведенной для ликвидации заиления и засорения водного объекта, - 519,535 тыс. куб. метров;

доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), - 22,07 процента;

доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон - 22,32 процента;

организация мониторинга состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов на 8 водных объектах;

выявление 2 перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ;

прирост прогнозных ресурсов и запасов на выявленных и оцененных месторождениях строительного песка на 10 млн. куб. метров;

рост отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов;

увеличение продуктивности охотничьих угодий до 20 рублей на гектар;

увеличение доли привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по отношению к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов до 80 процентов;

составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области;

разработка 1 проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Челябинской области, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.

Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на конкретной территории природных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции.

2. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, рост добычи полезных ископаемых, рост комфортности жилья с каждым годом увеличивают потребность экономики и населения Челябинской области в воде. Челябинская область расположена на водоразделе трех бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, вследствие чего речная сеть Челябинской области уникальна: реки текут здесь преимущественно своими верховьями, поэтому они очень небольших размеров и очень маловодны. Водные ресурсы отличаются значительной неравномерностью распределения как по сезонам года (основная часть стока приходится на период весеннего половодья - 70 - 80 процентов), так и по территории Челябинской области.

Челябинская область по своему географическому положению находится в зоне недостаточного увлажнения и имеет ограниченные водные ресурсы. На одного жителя Челябинской области приходится в 16 раз меньше поверхностного стока рек, чем в среднем по России. По количеству воды на одного человека Челябинская область занимает в Уральском регионе последнее место.

Реки, озера, водохранилища и подземные водные объекты интенсивно используются в целях водоснабжения, сброса сточных вод, рыболовства, рекреации и в других целях.

Одним из источников пополнения водных ресурсов является регулирование поверхностного стока путем создания на реках прудов и водохранилищ. Всего в Челябинской области по состоянию на 2011 год существовало более 300 водохранилищ, из них наибольшее число - в засушливых районах степной и лесостепной зоны, наименьшее - в горных районах. Крупных водохранилищ объемом более 100 млн. куб. метров в Челябинской области 6 - Аргазинское и Шершневское на реке Миасс, Верхнеуральское и Магнитогорское на реке Урал, Нязепетровское и Долгобродское на реке Уфа.

Основные проблемы использования водохранилищ связаны с наличием таких процессов, как заиление, цветение, несоблюдение правил использования водных ресурсов и правил технической эксплуатации и благоустройства, несвоевременный ремонт гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС).

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Челябинской области находится 191 ГТС, в том числе в муниципальной собственности - 130 ГТС, бесхозяйных - 24 ГТС. Срок эксплуатации большинства ГТС составляет более 40 лет. Данные ГТС имеют значительный износ, оборудование физически и морально устарело. С 2007 года ведутся работы по консервации, капитальному ремонту и реконструкции ГТС. В рамках настоящей государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы" (далее именуется - государственная программа) планируется продолжить эту работу. Кроме того, с 1 января 2014 года к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится капитальный ремонт, консервация и ликвидация ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с санитарными правилами и нормами для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требуется организация зон санитарной охраны (далее именуется - ЗСО). Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Для большинства источников питьевого водоснабжения Челябинской области проекты ЗСО не разработаны.

В соответствии с Концепцией охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы, одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 года N 133-П "О Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы", выделяется три группы основных проблем.

Первая группа связана с повышенным загрязнением водных объектов, частичным истощением вод и необходимостью сохранения уникальных водных объектов в их естественном состоянии.

Вторая группа проблем связана с интенсивным использованием водных ресурсов.

Третья группа проблем формируется вокруг негативного воздействия вод (затопление, подтопление и ряд других).

Целями государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов являются:

сохранение и восстановление водных ресурсов;

рациональное использование водных ресурсов;

предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.

Водным кодексом Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации практически все водные объекты на территории Челябинской области находятся в федеральной собственности. Законодательство Российской Федерации устанавливает единые для страны правила, нормы и требования к охране и использованию водных объектов.

Осуществление мер по охране водных объектов в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.

За счет субвенций из федерального бюджета выполняются мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками, а также предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения.

Программно-целевой метод развития водохозяйственного комплекса Челябинской области необходим для обеспечения скоординированных действий государственных и муниципальных органов исполнительной власти по развитию водохозяйственного комплекса, определения и организации выполнения приоритетных мероприятий в названной сфере деятельности за счет всех источников финансирования, в том числе с привлечением средств федерального бюджета в рамках федеральных программ.

3. Челябинская область является одним из наиболее развитых промышленных регионов России и одним из основных горнорудных регионов страны. Челябинская область обладает значительной минерально-сырьевой базой строительных материалов.

На территории Челябинской области по состоянию на 1 января 2013 года выявлено и разведано более 400 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее именуются - ОПИ), в том числе 128 месторождений строительного камня (из них 110 месторождений передано в пользование), 44 месторождения облицовочного камня (из них 41 месторождение передано в пользование), 52 месторождения глины для грубой керамики (из них 22 месторождения передано в пользование), 30 месторождений строительных песков (из них 22 месторождения передано в пользование), 20 месторождений песчано-гравийных смесей (из них 10 месторождений передано в пользование), 6 месторождений карбонатных пород для обжига на известь, 3 месторождения кремнистого сырья (диатомитов и трепелов), 2 месторождения керамзитовой глины, 3 месторождения гипса, 1 месторождение светложгущихся глин, 1 месторождение кровельных сланцев, более 100 месторождений торфа и более 70 месторождений сапропеля.

Строительные и облицовочные камни, строительные пески и песчано-гравийные материалы представляют собой обширную группу нерудных полезных ископаемых, занимающих по объемам потребления одно из первых мест в строительном производстве, и составляют главный комплекс природных строительных материалов, используемых в естественном состоянии без применения термохимической обработки. Резерв месторождений по строительному и облицовочному камню, пескам и песчано-гравийным отложениям близок к исчерпанию. Уровень компенсации добычи полезных ископаемых приростом запасов должен быть не менее 100 процентов и в настоящее время выдерживается. К 2020 году намечается существенный рост объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, в то же время ожидается спад объемов геологоразведочных работ и, как следствие, меньший прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых, который не обеспечит компенсацию добычи ОПИ.

В соответствии с Программой развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Челябинской области на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.04.2012 года N 196-П "О Программе развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Челябинской области на 2012 - 2020 годы", ввод жилья к 2020 году составит 3787 тыс. кв. метров полезной площади (для сравнения в 2012 году - ввод 1500 тыс. кв. метров полезной площади), что, в свою очередь, диктует повышенный спрос на различные виды строительных материалов более чем в 2 раза.

Ежегодный рост объемов производства строительных материалов в 2013 - 2020 годах ожидается на уровне 10 процентов.

С учетом вышеизложенного потребности региона до 2020 года по основным видам минерального сырья ожидаются следующие.


Прогноз годовых объемов потребления основных видов минерального сырья в Челябинской области на период до 2020 года

Виды минерального сырья

Единица измерения

2012 год

2013 год

2015 год

2017 год

2020 год

факт

оценка

прогноз

прогноз

прогноз

Строительный камень

млн. куб. метров

18,5

19,8

23,9

28,9

38,5

Облицовочный камень

млн. куб. метров

0,6

0,66

0,79

0,96

1,28

Песок строительный и песчано-гравийный материал

млн. куб. метров

2,0

2,2

2,6

3,2

4,2

Глина для грубой керамики

млн. куб. метров

0,3

0,33

0,39

0,48

0,64


Рост объемов строительства требует адекватного роста объемов производства строительных материалов и, соответственно, добычи и переработки строительного сырья. Однако имеющийся прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых не компенсирует потребности экономики.

Разработкой месторождений, переработкой сырья с получением товарной продукции занято более 150 горнодобывающих предприятий.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды являются отходы производства и потребления. Ежегодные объемы образования отходов в Челябинской области варьируются от 69,9 млн. тонн (в 2009 году) до 108,9 млн. тонн (в 2005 году) и в среднем составляют около 90 млн. тонн отходов в год.

Более 98 процентов общего образования отходов в Челябинской области составляют промышленные отходы. Из общего объема образования промышленных отходов в Челябинской области основной объем приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности. По данным органов местного самоуправления, по состоянию на 1 января 2012 года на территории Челябинской области находится 196 мест размещения отходов производства (включая недействующие), всего накоплено более 3 млрд. тонн отходов, общая площадь земель, занятых промышленными отходами, составляет 10,197 тыс. гектаров.

Определение возможности использования и вовлечение в отработку отходов предприятий позволят снизить себестоимость продукции и улучшить экологическую обстановку региона.

Основные принципы формирования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых заключаются в следующем:

наличие потребностей в минеральном сырье, основанных на ориентирах развития экономики Челябинской области;

учет реально существующей минерально-сырьевой базы и природных возможностей Челябинской области.

Одним из перспективных направлений социально-экономического развития Челябинской области является экономически и социально оправданное освоение природных ресурсов. Выпуск на их основе конкурентоспособной товарной продукции позволит привлечь необходимые инвестиции в производство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»