ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 года N 86-П
О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 356-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Челябинской области от 02.11.2017 N 573-П.
____________________________________________________________________
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в государственную программу Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 356-П "О государственной программе Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы" (Южноуральская панорама, 2 декабря 2013 г., N 183, спецвыпуск N 43; 8 июля 2014 г., N 101, спецвыпуск N 28; 15 ноября 2014 г., N 179, спецвыпуск N 51; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, N 4 (часть V), октябрь - декабрь, 2014; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2015 г.; 21 декабря 2015 г.), изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
Е.В.РЕДИН
Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 года N 356-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 19 февраля 2016 г. 86-П)
Государственная программа Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы"
Паспорт государственной программы Челябинской области "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы"
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экологии Челябинской области |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области |
Подпрограммы государственной программы | - | Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014 - 2017 годах; Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы |
Программно-целевые инструменты государственной программы | - | отсутствуют |
Основные цели государственной программы | - | обеспечение защиты населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение сырьем горнодобывающих организаций и перерабатывающих предприятий строительного комплекса Челябинской области; устойчивое использование объектов животного мира |
Основные задачи государственной программы | - | обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; предотвращение и ликвидация загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания биологических ресурсов; воспроизводство на территории Челябинской области запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых в качестве природного сырья для производства строительных материалов; охрана, воспроизводство и регулирование численности объектов животного мира; осуществление планирования охраны, воспроизводства и размещения охотничьих угодий; обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - | количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем числе гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; объем выемки донных отложений, произведенной для ликвидации заиления и засорения водного объекта; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие); |
доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон; количество водных объектов, на которых организован мониторинг состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов; количество выявленных перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ; количество выявленных прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых по категориям Р1 + С2 и С1; отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов; продуктивность охотничьих угодий; доля привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по отношению к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области; количество разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения | ||
Этапы и сроки реализации государственной программы | - | 2014 - 2017 годы (реализуется в один этап) |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансирования на реализацию мероприятий государственной программы составляет 245423,38 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 150193,25 тыс. рублей, средства областного бюджета - 88366,44 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 4618,61 тыс. рублей, внебюджетные источники - 2245,08 тыс. рублей; в том числе по годам: 2014 год - 78195,762 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 37000,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 40082,7 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1113,062 тыс. рублей; 2015 год - 38297,85 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 20450,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 15737,74 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 448,07 тыс. рублей, внебюджетные источники - 1662,04 тыс. рублей; 2016 год - 62256,14 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 42872,1 тыс. рублей, средства областного бюджета - 17746,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1055,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 583,04 тыс. рублей; 2017 год - 66673,63 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 49871,15 тыс. рублей, средства областного бюджета - 14800,00 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 2002,48 тыс. рублей. |
Бюджетные ассигнования по подпрограммам: общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014 - 2017 годах" составляет 216959,21 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 131554,85 тыс. рублей, средства областного бюджета - 78540,67 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 4618,61 тыс. рублей, внебюджетные источники - 2245,08 тыс. рублей; из них: в 2014 году - 74815,992 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 37000,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 36702,93 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1113,062 тыс. рублей; в 2015 году - 36297,85 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 20450,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 13737,74 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 448,07 тыс. рублей, внебюджетные источники - 1662,04 тыс. рублей; в 2016 году - 40171,74 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 24233,7 тыс. рублей, средства областного бюджета - 14300,00 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1055,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 583,04 тыс. рублей; в 2017 году - 65673,63 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 49871,15 тыс. рублей, средства областного бюджета - 13800,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 2002,48 тыс. рублей; | ||
общий объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы "Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2014 - 2016 годы" составляет 5999,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 5999,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 2553,0 тыс. рублей, в 2015 году - 2000,0 тыс. рублей, в 2016 году - 1446,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования на выполнение мероприятий по охране и использованию животного мира составляет 22465,17 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 18638,4 тыс. рублей, средства областного бюджета - 3826,77 тыс. рублей; в том числе по годам: в 2014 году - 826,77 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 826,77 тыс. рублей; в 2015 году - 0; в 2016 году - 20638,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 18638,40 тыс. рублей, средства областного бюджета - 2000,0 тыс. рублей; в 2017 году - 1000,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 1000,0 тыс. рублей | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | в качественном отношении: обеспечение безопасности и надежной эксплуатации существующих гидротехнических сооружений; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; сохранение водных объектов как среды обитания биологических ресурсов; повышение качества гидрологических прогнозов; обеспечение потребности в природном сырье строительных отраслей промышленности на ближайшую и долгосрочную перспективу; минимизация факторов, негативно влияющих на восстановление численности охотничьих ресурсов; обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В количественном отношении: приведение в безопасное состояние 4 гидротехнических сооружений; предотвращение возможного материального ущерба от аварий на гидротехнических сооружениях на сумму 1058,43 млн. рублей; |
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, с 0,67 процента до 1,48 процента; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 529,604 млн. рублей); протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 5,16 километра; объем выемки донных отложений, произведенной для ликвидации заиления и засорения водного объекта, - 519,535 тыс. куб. метров; доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), - 22,07 процента; доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон - 22,32 процента; | ||
организация мониторинга состояния дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов на 8 водных объектах; выявление 2 перспективных участков (площадей) для проведения геологоразведочных работ; прирост прогнозных ресурсов и запасов на выявленных и оцененных месторождениях строительного песка на 10 млн. куб. метров; рост отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов; увеличение продуктивности охотничьих угодий до 20 рублей на гектар; увеличение доли привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по отношению к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов до 80 процентов; составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Челябинской области; разработка 1 проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. |
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Челябинской области, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.
Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на конкретной территории природных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции.
2. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, рост добычи полезных ископаемых, рост комфортности жилья с каждым годом увеличивают потребность экономики и населения Челябинской области в воде. Челябинская область расположена на водоразделе трех бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, вследствие чего речная сеть Челябинской области уникальна: реки текут здесь преимущественно своими верховьями, поэтому они очень небольших размеров и очень маловодны. Водные ресурсы отличаются значительной неравномерностью распределения как по сезонам года (основная часть стока приходится на период весеннего половодья - 70 - 80 процентов), так и по территории Челябинской области.
Челябинская область по своему географическому положению находится в зоне недостаточного увлажнения и имеет ограниченные водные ресурсы. На одного жителя Челябинской области приходится в 16 раз меньше поверхностного стока рек, чем в среднем по России. По количеству воды на одного человека Челябинская область занимает в Уральском регионе последнее место.
Реки, озера, водохранилища и подземные водные объекты интенсивно используются в целях водоснабжения, сброса сточных вод, рыболовства, рекреации и в других целях.
Одним из источников пополнения водных ресурсов является регулирование поверхностного стока путем создания на реках прудов и водохранилищ. Всего в Челябинской области по состоянию на 2011 год существовало более 300 водохранилищ, из них наибольшее число - в засушливых районах степной и лесостепной зоны, наименьшее - в горных районах. Крупных водохранилищ объемом более 100 млн. куб. метров в Челябинской области 6 - Аргазинское и Шершневское на реке Миасс, Верхнеуральское и Магнитогорское на реке Урал, Нязепетровское и Долгобродское на реке Уфа.
Основные проблемы использования водохранилищ связаны с наличием таких процессов, как заиление, цветение, несоблюдение правил использования водных ресурсов и правил технической эксплуатации и благоустройства, несвоевременный ремонт гидротехнических сооружений (далее именуются - ГТС).
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Челябинской области находится 191 ГТС, в том числе в муниципальной собственности - 130 ГТС, бесхозяйных - 24 ГТС. Срок эксплуатации большинства ГТС составляет более 40 лет. Данные ГТС имеют значительный износ, оборудование физически и морально устарело. С 2007 года ведутся работы по консервации, капитальному ремонту и реконструкции ГТС. В рамках настоящей государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014 - 2017 годы" (далее именуется - государственная программа) планируется продолжить эту работу. Кроме того, с 1 января 2014 года к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится капитальный ремонт, консервация и ликвидация ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с санитарными правилами и нормами для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требуется организация зон санитарной охраны (далее именуется - ЗСО). Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Для большинства источников питьевого водоснабжения Челябинской области проекты ЗСО не разработаны.
В соответствии с Концепцией охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы, одобренной постановлением Правительства Челябинской области от 22.05.2008 года N 133-П "О Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008 - 2020 годы", выделяется три группы основных проблем.
Первая группа связана с повышенным загрязнением водных объектов, частичным истощением вод и необходимостью сохранения уникальных водных объектов в их естественном состоянии.
Вторая группа проблем связана с интенсивным использованием водных ресурсов.
Третья группа проблем формируется вокруг негативного воздействия вод (затопление, подтопление и ряд других).
Целями государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов являются:
сохранение и восстановление водных ресурсов;
рациональное использование водных ресурсов;
предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.
Водным кодексом Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации практически все водные объекты на территории Челябинской области находятся в федеральной собственности. Законодательство Российской Федерации устанавливает единые для страны правила, нормы и требования к охране и использованию водных объектов.
Осуществление мер по охране водных объектов в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
За счет субвенций из федерального бюджета выполняются мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками, а также предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения.
Программно-целевой метод развития водохозяйственного комплекса Челябинской области необходим для обеспечения скоординированных действий государственных и муниципальных органов исполнительной власти по развитию водохозяйственного комплекса, определения и организации выполнения приоритетных мероприятий в названной сфере деятельности за счет всех источников финансирования, в том числе с привлечением средств федерального бюджета в рамках федеральных программ.
3. Челябинская область является одним из наиболее развитых промышленных регионов России и одним из основных горнорудных регионов страны. Челябинская область обладает значительной минерально-сырьевой базой строительных материалов.
На территории Челябинской области по состоянию на 1 января 2013 года выявлено и разведано более 400 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее именуются - ОПИ), в том числе 128 месторождений строительного камня (из них 110 месторождений передано в пользование), 44 месторождения облицовочного камня (из них 41 месторождение передано в пользование), 52 месторождения глины для грубой керамики (из них 22 месторождения передано в пользование), 30 месторождений строительных песков (из них 22 месторождения передано в пользование), 20 месторождений песчано-гравийных смесей (из них 10 месторождений передано в пользование), 6 месторождений карбонатных пород для обжига на известь, 3 месторождения кремнистого сырья (диатомитов и трепелов), 2 месторождения керамзитовой глины, 3 месторождения гипса, 1 месторождение светложгущихся глин, 1 месторождение кровельных сланцев, более 100 месторождений торфа и более 70 месторождений сапропеля.
Строительные и облицовочные камни, строительные пески и песчано-гравийные материалы представляют собой обширную группу нерудных полезных ископаемых, занимающих по объемам потребления одно из первых мест в строительном производстве, и составляют главный комплекс природных строительных материалов, используемых в естественном состоянии без применения термохимической обработки. Резерв месторождений по строительному и облицовочному камню, пескам и песчано-гравийным отложениям близок к исчерпанию. Уровень компенсации добычи полезных ископаемых приростом запасов должен быть не менее 100 процентов и в настоящее время выдерживается. К 2020 году намечается существенный рост объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых, в то же время ожидается спад объемов геологоразведочных работ и, как следствие, меньший прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых, который не обеспечит компенсацию добычи ОПИ.
В соответствии с Программой развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Челябинской области на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28.04.2012 года N 196-П "О Программе развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Челябинской области на 2012 - 2020 годы", ввод жилья к 2020 году составит 3787 тыс. кв. метров полезной площади (для сравнения в 2012 году - ввод 1500 тыс. кв. метров полезной площади), что, в свою очередь, диктует повышенный спрос на различные виды строительных материалов более чем в 2 раза.
Ежегодный рост объемов производства строительных материалов в 2013 - 2020 годах ожидается на уровне 10 процентов.
С учетом вышеизложенного потребности региона до 2020 года по основным видам минерального сырья ожидаются следующие.
Прогноз годовых объемов потребления основных видов минерального сырья в Челябинской области на период до 2020 года
Виды минерального сырья | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2015 год | 2017 год | 2020 год |
факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | ||
Строительный камень | млн. куб. метров | 18,5 | 19,8 | 23,9 | 28,9 | 38,5 |
Облицовочный камень | млн. куб. метров | 0,6 | 0,66 | 0,79 | 0,96 | 1,28 |
Песок строительный и песчано-гравийный материал | млн. куб. метров | 2,0 | 2,2 | 2,6 | 3,2 | 4,2 |
Глина для грубой керамики | млн. куб. метров | 0,3 | 0,33 | 0,39 | 0,48 | 0,64 |
Рост объемов строительства требует адекватного роста объемов производства строительных материалов и, соответственно, добычи и переработки строительного сырья. Однако имеющийся прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых не компенсирует потребности экономики.
Разработкой месторождений, переработкой сырья с получением товарной продукции занято более 150 горнодобывающих предприятий.
Одним из основных источников загрязнения окружающей среды являются отходы производства и потребления. Ежегодные объемы образования отходов в Челябинской области варьируются от 69,9 млн. тонн (в 2009 году) до 108,9 млн. тонн (в 2005 году) и в среднем составляют около 90 млн. тонн отходов в год.
Более 98 процентов общего образования отходов в Челябинской области составляют промышленные отходы. Из общего объема образования промышленных отходов в Челябинской области основной объем приходится на крупные предприятия металлургии, энергетики и горнодобывающей промышленности. По данным органов местного самоуправления, по состоянию на 1 января 2012 года на территории Челябинской области находится 196 мест размещения отходов производства (включая недействующие), всего накоплено более 3 млрд. тонн отходов, общая площадь земель, занятых промышленными отходами, составляет 10,197 тыс. гектаров.
Определение возможности использования и вовлечение в отработку отходов предприятий позволят снизить себестоимость продукции и улучшить экологическую обстановку региона.
Основные принципы формирования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых заключаются в следующем:
наличие потребностей в минеральном сырье, основанных на ориентирах развития экономики Челябинской области;
учет реально существующей минерально-сырьевой базы и природных возможностей Челябинской области.
Одним из перспективных направлений социально-экономического развития Челябинской области является экономически и социально оправданное освоение природных ресурсов. Выпуск на их основе конкурентоспособной товарной продукции позволит привлечь необходимые инвестиции в производство.