Бюджетный процесс Новгородской области в условиях непрерывного совершенствования бюджетного законодательства претерпел значительные изменения за прошедшие несколько лет.
Наиболее важные из этих изменений связаны с исполнением требований Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года".
Реализация требований Федерального закона N 83-ФЗ началась в 2010 году с создания рабочей группы, в состав которой вошли представители комитета финансов Новгородской области, комитета по управлению государственным имуществом области, комитета правового обеспечения Администрации области и отраслевых комитетов, имеющих подведомственные учреждения, с совершенствованием деятельности которых связаны основные положения Федерального закона N 83-ФЗ. Деятельность рабочей группы осуществлялась в соответствии с утвержденным планом мероприятий, который предусматривал разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов, а также проведение организационных мероприятий по обеспечению деятельности областных государственных учреждений в новых условиях. Большинство нормативных правовых актов утверждено в 2010 году, формирование необходимой нормативной правовой базы полностью завершено в 2011 году.
В течение переходного периода, установленного областным законом от 08.11.2010 N 837-ОЗ "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения областных государственных учреждений в переходный период" до конца 2011 года, на территории области был проведен целый комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на приведение деятельности 286 областных государственных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства. С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности областных государственных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется путем предоставления субсидий из областного бюджета на выполнение государственных заданий. По решению органов исполнительной власти области, осуществляющих функции и полномочия учредителя областных государственных учреждений, для 70,0 % областных государственных казенных учреждений также установлены государственные задания. В течение 2012 года проведено размещение полной информации о государственных учреждениях на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru).
В 2011 году в Новгородской области было положено начало комплексной работе по повышению эффективности бюджетных расходов, постановлением Администрации области от 31.03.2011 N 125 утверждена долгосрочная областная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2014 годы".
В качестве основных направлений реализации долгосрочной областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области на 2011 - 2014 годы" были определены:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти области;
оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения;
повышение эффективности предоставления государственных услуг;
развитие системы государственного финансового контроля;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
развитие информационной системы управления государственными финансами;
совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами.