(с изменениями на 4 сентября 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 22.12.2014 N 507, от 14.07.2015 N 213, от 26.10.2015 N 346, от 15.03.2016 N 50, от 24.05.2016 N 144, от 12.09.2016 N 288, от 22.11.2016 N 380, от 02.10.2017 N 358, от 15.05.2018 N 154, от 26.11.2018 N 388, от 11.06.2019 N 183, от 04.09.2019 N 313)
В целях приведения нормативной правовой базы высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области в соответствие с действующим законодательством, повышения эффективности расходования средств областного бюджета и в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области" согласно приложению к настоящему Постановлению.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 04.09.2019 N 313)
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 558 "О целевой Программе Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011 - 2015 годы".
3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 15.05.2018 N 154, от 26.11.2018 N 388, от 11.06.2019 N 183, от 04.09.2019 N 313)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 04.09.2019 N 313)
Наименование | Государственная программа Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области" (далее - государственная Программа) |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 04.09.2019 N 313) | |
Ответственный исполнитель | Управление по физической культуре и спорту Курганской области |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.06.2019 N 183) | |
Соисполнители | Департамент здравоохранения Курганской области; Департамент образования и науки Курганской области; Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); государственные учреждения, подведомственные Управлению по физической культуре, спорту и туризму Курганской области |
Цели | Создание условий, обеспечивающих возможность населению Курганской области систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений и конкурентоспособности спортсменов Курганской области |
Задачи | Внедрение новых механизмов управления и совершенствование нормативного правового регулирования системы физической культуры и спорта в Курганской области; формирование у различных категорий населения Курганской области потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в том числе посредством введения и проведения мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); повышение доступности и качества физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых всем категориям населения Курганской области, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья; развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства, в том числе посредством реализации регионального социального проекта "500 шагов до спортплощадки"; внедрение новых технологий в области спорта высших достижений и массового спорта; внедрение эффективных форм и технологий физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных организациях; совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва; развитие материально-технической базы массового спорта и спорта высших достижений, в том числе для подготовки спортивного резерва |
Целевые индикаторы | Доля населения Курганской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Курганской области, %; доля населения Курганской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Курганской области в возрасте от 3 до 79 лет, %; уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, %; единовременная пропускная способность объектов спорта, человек; эффективность использования существующих объектов спорта, %; доля населения Курганской области, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике, %; доля учащихся и студентов Курганской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов Курганской области, %; доля детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории Курганской области, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории Курганской области, %; доля граждан, занимающихся в спортивных организациях в общей численности детей и молодежи в возрасте от 6 до 15 лет, проживающих на территории Курганской области, %; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Курганской области, %; доля населения Курганской области, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Курганской области, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ПО), %; из них учащихся и студентов (доля учащихся и студентов, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ПО), в общей численности населения Курганской области, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)), %; количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, человек; доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, %; доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от первого разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта"), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, %; доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Курганской области, %; доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения Курганской области в возрасте от 3 до 79 лет, %; количество спортсменов Курганской области, зачисленных в спортивные сборные команды Российской Федерации, человек; доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, %; доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, % |
Сроки реализации | 2014 - 2019 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый объем бюджетных средств на реализацию государственной Программы составляет 3585845,8 тысячи рублей, в том числе по годам: 2014 год - 376884,8 тысячи рублей; 2015 год - 414374,8 тысячи рублей; 2016 год - 720003,7 тысячи рублей; 2017 год - 556791,5 тысячи рублей; 2018 год - 583837,9 тысячи рублей; 2019 год - 933953,1 тысячи рублей; из местных бюджетов (по согласованию) всего 50,0 тысячи рублей в 2017 году; из областного бюджета всего 3166025,1 тысячи рублей, из них по годам: 2014 год - 361989,1 тысячи рублей; 2015 год - 397879,9 тысячи рублей; 2016 год - 642389,1 тысячи рублей; 2017 год - 519676,0 тысячи рублей; 2018 год - 583837,9 тысячи рублей; 2019 год - 660253,1 тысячи рублей; из федерального бюджета (по согласованию) всего 419770,7 тысячи рублей, из них по годам: 2014 год - 14895,7 тысячи рублей; 2015 год - 16494,9 тысячи рублей; 2016 год - 77614,6 тысячи рублей; 2017 год - 37065,5 тысячи рублей; 2019 год - 273700,0 тысячи рублей |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 04.09.2019 N 313) | |
Ожидаемые результаты реализации | Увеличение доли населения Курганской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 43,6% от общей численности населения Курганской области в возрасте от 3 до 79 лет; увеличение доли учащихся и студентов Курганской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 80% от общей численности учащихся и студентов Курганской области; увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 48% |
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, роль физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья определена как значительная. Концепцией также определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Содержательно и инструментально цель раскрывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, и в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р.
С 2007 года в Курганской области действовали целевые программы, непосредственно определяющие направления развития системы физической культуры и спорта: целевая программа Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2007 - 2010 годы", утвержденная постановлением Курганской областной Думы от 24 апреля 2007 года N 2239, целевая программа Курганской области "Привлечение населения Курганской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом на 2009 - 2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 28 июля 2009 года N 433, и целевая программа Курганской области "Развитие физической культуры и спорта в Курганской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 558.
На протяжении всего периода действия указанных целевых программ Курганской области целенаправленно осуществлялось совершенствование механизмов управления сферой физической культуры и спорта. Это прежде всего связано с формированием нормативной правовой базы системы физической культуры и спорта Курганской области. В 2008 году Управлением по физической культуре и спорту Курганской области была проведена работа по приведению законодательства Курганской области в сфере физической культуры и спорта в соответствие с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Итогом работы в данном направлении стало принятие Закона Курганской области от 10 ноября 2008 года N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области".
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.06.2019 N 183)
В течение этих лет была создана необходимая нормативная правовая база для реализации в Курганской области полномочий по управлению в сфере физической культуры и спорта, повышен уровень социальной защищенности и материального обеспечения спортсменов и тренеров. Были утверждены общие требования и порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях Курганской области, административные регламенты исполнения Управлением по физической культуре и спорту Курганской области государственных функций по организации и проведению региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, по присвоению спортивных разрядов "Кандидат в мастера спорта" и "Первый спортивный разряд", по присвоению квалификационной категории "Спортивный судья первой категории", утвержден порядок предоставления организациями, находящимися в ведении Курганской области, физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям из многодетных и малоимущих семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, положение о материальном стимулировании спортсменов и их личных тренеров за высокие спортивные результаты. Ежегодно Правительством Курганской области утверждается календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Курганской области. Введена в практику процедура государственной аккредитации спортивных федераций Курганской области, что позволило систематизировать их деятельность.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.06.2019 N 183)
В целях мотивирования и поощрения эффективной работы субъектов физической культуры и спорта Управлением по физической культуре и спорту Курганской области совместно с иными органами исполнительной власти Курганской области, осуществляющими отраслевое либо межотраслевое управление, проводились разнообразные конкурсы: "Спортивная элита Зауралья", смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди районов и городов Курганской области, смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурной и спортивной работы среди организаций инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Курганской области, областные этапы всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области физической культуры и спорта, всероссийского смотра-конкурса учреждений дополнительного образования детей и образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Конкурсное движение в системе физической культуры и спорта позволяет и адресно поддерживает эффективный опыт организации физкультурно-спортивной деятельности.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.06.2019 N 183)
Наряду с положительными результатами в деле совершенствования механизмов управления сферой физической культуры и спорта, достигнутыми в рамках реализации целевых программ Курганской области, сохраняется ряд проблем:
- имеющаяся в Курганской области структура управления сферой физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям Курганской области. Структурные подразделения, курирующие вопросы развития сферы физической культуры и спорта, имеются в администрациях 12 районов Курганской области, в городе Кургане и городе Шадринске;
- отсутствие альтернативных каналов получения информации (обратной связи) о деятельности субъектов системы физической культуры и спорта Курганской области (социологические исследования, мониторинг), необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений;
- по ряду актуальных вопросов деятельности системы физической культуры и спорта Курганской области имеется несогласованность между заинтересованными органами исполнительной власти Курганской области. Прежде всего это касается вопросов организации спортивных соревнований для различных категорий населения Курганской области.
В последние годы в Курганской области сделан значительный шаг в строительстве спортивных объектов. По состоянию на 31 декабря 2012 года на территории Курганской области насчитывалось 2305 действующих спортивных сооружений всех форм собственности (2009 год - 1925 объектов). В Курганской области функционируют 19 стадионов, 735 спортивных залов, 1191 плоскостное спортивное сооружение, 71 лыжная база, 87 сооружений для стрелковых видов спорта и 8 бассейнов.
За период с 2009 по 2012 год в Курганской области построены такие объекты, как:
- спортивный комплекс "Молодежный", ледовая арена "Юность" и плавательный бассейн "Олимп" в городе Кургане;
- физкультурно-оздоровительные комплексы в городе Макушино, рабочем поселке Варгаши и селе Частоозерье;
- различные спортивные площадки для игровых видов спорта в г. Кургане, Кетовском районе, Звериноголовском районе, Белозерском районе и других районах Курганской области.
В рамках реализации проекта "Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов" всероссийской политической партии "Единая Россия" для оснащения физкультурно-оздоровительных комплексов в городе Макушино, рабочем поселке Варгаши и двух объектов в городе Кургане была осуществлена поставка спортивного оборудования в комплекте "универсальный игровой зал" для каждого объекта.
В рамках подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" осуществлена поставка искусственного футбольного покрытия за счет средств федерального бюджета. Данное покрытие уложено на футбольное поле в 3 микрорайоне поселка Заозерный города Кургана.
Несмотря на позитивную динамику в вопросах строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию спортивных сооружений, острота проблем в данном направлении сохраняется, так как обеспеченность спортивными залами остается низкой и составляет 57,33% от норматива, плоскостными сооружениями - 69,54%, плавательными бассейнами - 2,98%.
По результатам мониторинга эксплуатации спортивных объектов Курганской области, проведенного Управлением по физической культуре и спорту Курганской области, выявлены резервы в обеспечении оптимальной эксплуатации спортивных объектов.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.06.2019 N 183)
В 2010 - 2012 годах имело место расширение сети специализированных учреждений физкультурно-спортивной направленности. В Курганской области функционируют 2 областные специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, 34 детско-юношеские спортивные школы, 20 спортивных клубов. В течение трех последних лет сеть данных учреждений приобрела тенденцию к расширению. В 2010 году начали работу детско-юношеские спортивные школы в Макушинском и Сафакулевском районах Курганской области, в 2011 году в Шумихинском и Частоозерском районах. Однако для обеспечения потребности населения в занятиях физической культурой и спортом, а также полноценного решения задач по подготовке спортивного резерва имеющихся в Курганской области учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности недостаточно. Лицензия на право ведения образовательной деятельности имеется только в 20 детско-юношеских спортивных школах. Техническое оснащение методических кабинетов, как и общий уровень организации методической работы в спортивных школах не способны удовлетворить возрастающие потребности тренеров-преподавателей. Спортивные школы Курганской области не имеют собственных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", крайне медленно внедряются различные формы государственно-общественного управления учреждениями (ежегодный публичный отчет, создание органов общественного самоуправления: попечительских советов, советов выпускников).
Является актуальной задача поиска и внедрения механизмов повышения роли общеобразовательных школ как центров физкультурно-спортивной жизни. В настоящее время эффективный механизм реализации данной функции школ, связанный с открытием школьных спортивных клубов, до сих пор широко не используется.
В целях социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов спорта проводятся занятия в специализированных центрах и клубах адаптивной физической культуры и спорта.