____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Курганской области от 28.12.2019 N 458, вступившего в силу с 1 января 2020 года.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 5 декабря 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 27.02.2015 N 43, от 27.04.2015 N 120, от 13.10.2015 N 323, от 26.09.2016 N 321, от 25.09.2017 N 352, от 26.11.2018 N 391, от 11.07.2019 N 264, от 05.12.2019 N 406)
В целях реализации на территории Курганской области направлений (подпрограмм) "Устойчивое развитие сельских территорий" и "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Правительство Курганской области постановляет:
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 26.11.2018 N 391, от 11.07.2019 N 264)
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 05.12.2019 N 406)
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 27.02.2015 N 43, от 27.04.2015 N 120, от 13.10.2015 N 323, от 26.09.2016 N 321, от 25.09.2017 N 352, от 26.11.2018 N 391, от 11.07.2019 N 264, от 05.12.2019 N 406)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 26.11.2018 N 391)
Наименование | Государственная программа Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Департамент агропромышленного комплекса Курганской области |
Соисполнители | Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области, Управление по физической культуре и спорту Курганской области, Управление культуры Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.07.2019 N 264) | |
Цели | Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов |
Задачи | Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции; концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса, на объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам; производства и переработки сельскохозяйственной продукции; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности |
Целевые индикаторы | Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, тыс. кв. м; ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, ед.; ввод в действие плоскостных спортивных сооружений, тыс. кв. м; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа, тыс. мест; ввод в действие распределительных газовых сетей, км; ввод в действие локальных водопроводов, км; ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, км; количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, ед.; количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, ед. |
Сроки реализации | 2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый общий объем финансирования Программы на 2014 - 2020 годы составляет 4168,9103 млн руб., в том числе по годам: 2014 год - 401,834 млн руб.; 2015 год - 583,0577 млн руб.; 2016 год - 652,5815 млн руб.; 2017 год - 712,0603 млн руб.; 2018 год - 666,4628 млн руб.; 2019 год - 434,2558 млн руб.; 2020 год - 718,6582 млн руб., из них: средства федерального бюджета (по согласованию) по предварительной оценке - 1668,0453 млн руб., в том числе по годам: 2014 год - 141,779 млн руб.; 2015 год - 230,9227 млн руб.; 2016 год - 242,5228 млн руб.; 2017 год - 284,7827 млн руб.; 2018 год - 251,1155 млн руб.; 2019 год - 196,6568 млн руб.; 2020 год - 320,2658 млн руб.; средства областного бюджета - 2010,6108 млн руб., в том числе по годам: 2014 год - 164,538 млн руб.; 2015 год - 247,107 млн руб.; 2016 год - 323,06 млн руб.; 2017 год - 371,7825 млн руб.; 2018 год - 375,696 млн руб.; 2019 год - 190,5897 млн руб.; 2020 год - 337,8376 млн руб.; средства местных бюджетов (по согласованию) по предварительной оценке - 4,2273 млн руб., в том числе по годам: 2015 год - 0,5 млн руб.; 2016 год - 0,1537 млн руб.; 2017 год - 0,5121 млн руб.; 2018 год - 1,7078 млн руб.; 2019 год - 0,5823 млн руб.; 2020 год - 0,7714 млн руб.; средства внебюджетных источников (по согласованию) по предварительной оценке - 486,0269 млн руб., в том числе по годам: 2014 год - 95,517 млн руб.; 2015 год - 104,528 млн руб.; 2016 год - 86,845 млн руб.; 2017 год - 54,983 млн руб.; 2018 год - 37,9435 млн руб.; 2019 год - 46,427 млн руб.; 2020 год - 59,7834 млн руб. |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 11.07.2019 N 264) | |
Ожидаемые результаты реализации | Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, в том числе: улучшение жилищных условий семей, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности; сокращение числа молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности; прирост численности сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктами (офисами врачей общей практики); прирост численности сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями; прирост численности сельского населения, обеспеченного учреждениями культурно-досугового типа; увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности; увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой; увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции; реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в населенных пунктах, расположенных в сельской местности; повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов путем поддержки проектов местных инициатив; содействие созданию рабочих мест на селе |
Развитие Курганской области на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны Правительства Курганской области к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной Распоряжением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 40-р, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения уровня экологической безопасности в Курганской области;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Курганской области) и городских поселений в Курганской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности зауральского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 1991 по 2013 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 31 процент, если в 1991 году она составляла 497 тыс. человек и 45 процентов от общей численности населения Курганской области, то в 2013 году - 340,9 тыс. человек и 38,9 процента соответственно. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4 процента от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2012 году - 53,5 тыс. человек (14,0 процента).
Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2013 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 13353,3 рубля (68,5 процента к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Курганской области).
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 3 - 5 раз ниже городского населения.
Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В Курганской области 510 общеобразовательных школ, из которых 82 процента составляют сельские школы.
В связи с демографической ситуацией за последние пять лет количество сельских школ сократилось на 17,8 процента.
Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50 - 60 лет, в связи с чем материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 10 процентов зданий школ требует капитального ремонта. В 3 школах имеются здания, которые признаны аварийными и закрыты, в связи с чем образовательный процесс этих школ организован с уплотнением обучения в 2 смены или в приспособленных зданиях. Взамен закрытых аварийных школ требуется новое строительство.
Новое строительство ведется крайне низкими темпами. Так, за период с 2003 года по 2014 год введено в эксплуатацию лишь 5 школ на 885 мест.
В целях ликвидации аварийных школ, создания современных условий и повышения качества образования необходимо осуществлять строительство новых школ на сельских территориях, в которых развивается сельское хозяйство, фермерство.
В настоящее время первичную медико-санитарную помощь населению Курганской области, проживающему в сельской местности, оказывают 24 центральные районные больницы, в состав которых входят 21 врачебная амбулатория, 4 участковые больницы, 626 фельдшерско-акушерских пунктов, 114 фельдшерских пунктов. Из них 3 процента фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов имеют радиус обслуживания более 8 километров, 16 процентов зданий фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов требуют капитального ремонта, 32 процента зданий размещаются в ветхих зданиях, имеющих ограниченно-работоспособное состояние, 8 процентов расположены во встроенных, пристроенных, приспособленных помещениях школ, детских садов, жилых домов и не отвечают современным санитарным нормам и требованиям.
(абзац введен Постановлением Правительства Курганской области от 13.10.2015 N 323)
Начата поэтапная замена фельдшерско-акушерских пунктов, не соответствующих санитарным нормам и правилам. Заменены 4 фельдшерско-акушерских пункта и 1 модульная врачебная амбулатория (Мишкинский район). Однако этих мер недостаточно, с каждым годом техническое состояние ухудшается и все больше зданий фельдшерско-акушерских пунктов остро нуждаются в замене.
(абзац введен Постановлением Правительства Курганской области от 13.10.2015 N 323)
В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.
По состоянию на 1 января 2014 года на территории Курганской области действует 706 культурно-досуговых учреждений, 96 процентов которых расположены в сельской местности. Обеспеченность учреждениями клубного типа составляет 88,2 процента, библиотеками - 68,2 процента.
Далеко не везде состояние и оснащение учреждений культуры отвечает требованиям времени и потребностям людей.