Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2015 года N 43


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 474 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Курганской области от 28.12.2019 N 458.
____________________________________________________________________

В целях уточнения мероприятий и объемов финансирования государственной Программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" Правительство Курганской области

постановляет:


1. Внести в Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474 "О государственной Программе Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" следующее изменение:

приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области.


Губернатор Курганской области
А.Г.КОКОРИН



Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 27 февраля 2015 года N 43
"О внесении изменения в
Постановление Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 года N 474
"О государственной Программе
Курганской области "Устойчивое
развитие сельских
территорий Курганской области
на 2014 - 2017 годы и
на период до 2020 года"


"Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 года N 474
"О государственной Программе
Курганской области "Устойчивое
развитие сельских территорий
Курганской области на 2014 - 2017
годы и на период до 2020 года"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Наименование

Государственная Программа Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области

Соисполнители

Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области, Управление культуры Курганской области, Главное управление автомобильных дорог Курганской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию)

Цели

Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов

Задачи

Удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса, на объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Целевые индикаторы

Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, тыс. кв. метров;

ввод в действие общеобразовательных организаций, тыс. ученических мест;

ввод в действие плоскостных спортивных сооружений, тыс. кв. метров;

ввод в действие учреждений культурно-досугового типа, тыс. мест;

ввод в действие распределительных газовых сетей, км;

ввод в действие локальных водопроводов, км;

ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, км;

количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, единица;

количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку, единица

Сроки и этапы реализации

2014 - 2020 годы:

I этап - 2014 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Планируемый общий объем бюджетного финансирования Программы на 2014 - 2020 годы составляет 5862,162 млн рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета (по согласованию) - 3891,819 млн рублей;

средства областного бюджета - 1957,743 млн рублей;

средства местных бюджетов (по согласованию) - 12,6 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации

Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, в том числе:

улучшение жилищных условий семей, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности;

сокращение молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности;

сокращение числа обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в аварийном состоянии в сельской местности;

прирост численности сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями;

прирост численности сельского населения, обеспеченного учреждениями культурно-досугового типа;

увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности;

увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой;

увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов путем поддержки проектов местных инициатив;

содействие созданию рабочих мест на селе

Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие Курганской области на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны Правительства Курганской области к развитию сельских территорий.

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной Распоряжением Правительства Курганской области от 27 февраля 2012 года N 40-р, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения уровня экологической безопасности в Курганской области;

повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В настоящее время в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.

Под сельской местностью (сельскими территориями) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры Курганской области) и городских поселений в Курганской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности зауральского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, дотационность местных бюджетов, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

В социально-экономическом развитии сельских территорий Курганской области с 1991 по 2013 год произошли значительные изменения. Численность сельских жителей за данный период сократилась на 31 процент, если в 1991 году она составляла 497 тыс. человек и 45 процентов от общей численности населения Курганской области, то в 2013 году - 340,9 тыс. человек и 38,9 процента соответственно. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4 процента от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2012 году - 53,5 тыс. человек (14,0 процента).

Уровень комфортности проживания в сельской местности остается крайне низким.

Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2013 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 1 работника в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 13353,3 рубля (68,5 процента к номинальной начисленной среднемесячной заработной плате на 1 работника по Курганской области).

Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 3 - 5 раз ниже городского населения.

Не могут быть признанными удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В Курганской области 510 общеобразовательных школ, из которых 82 процента составляют сельские школы.

В связи с демографической ситуацией за последние пять лет количество сельских школ сократилось на 17,8 процента.

Существующие здания и сооружения образовательных организаций имеют средний срок службы 50 - 60 лет, в связи с чем материально-техническая база системы образования Курганской области постоянно ветшает и в настоящее время 10 процентов зданий школ требует капитального ремонта. В 3 школах имеются здания, которые признаны аварийными и закрыты, в связи с чем образовательный процесс этих школ организован с уплотнением обучения в 2 смены или в приспособленных зданиях. Взамен закрытых аварийных школ требуется новое строительство.

Новое строительство ведется крайне низкими темпами. Так, за период с 2003 года по 2014 год введено в эксплуатацию лишь 5 школ на 885 мест.

В целях ликвидации аварийных школ, создания современных условий и повышения качества образования необходимо осуществлять строительство новых школ на сельских территориях, в которых развивается сельское хозяйство, фермерство.

В настоящее время село характеризуется специфическими условиями производства и образа жизни, которые воздействуют на его культурные традиции. Деревня остается не только хранительницей, но и источником народного творчества. Ее культурную и духовную жизнь во многом определяет сельский клуб и сельская библиотека, оставаясь для жителей села единственным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы и реализации творческих способностей населения.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Курганской области действует 706 культурно-досуговых учреждений, 96 процентов которых расположены в сельской местности. Обеспеченность учреждениями клубного типа составляет 88,2 процента, библиотеками - 68,2 процента.

Далеко не везде состояние и оснащение учреждений культуры отвечает требованиям времени и потребностям людей.

В Курганской области из 682 зданий сельских культурно-досуговых учреждений 201 (29,5 процента) требуют капитального ремонта, 23 здания (3,4 процента) находятся в аварийном состоянии.

На 1 января 2014 года в Курганской области насчитывалось 2367 (2013 год - 2305) спортивных объектов, в том числе: 19 стадионов, 738 спортивных залов, 1244 плоскостных спортивных сооружений, 71 лыжная база, 87 сооружений для стрелковых видов спорта и 8 бассейнов.

Обеспеченность населения Курганской области спортивными объектами составляет: спортивными залами - 59,0 процента от норматива, плоскостными спортивными сооружениями - 73,6 процента от норматива.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. В 2013 году миграционная убыль населения Курганской области в целом составила 6824 человека, в том числе в сельской местности - 5918 человек. По сравнению с 2012 годом миграционная убыль по Курганской области снизилась на 20,8 процента, в сельской местности выросла на 1,18 процента.

Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог.

С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программного подхода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.

Показателем результативности использования программного метода являются позитивные изменения в развитии сельских территорий в ходе реализации целевой Программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года" (далее - Программа социального развития села), а также целевой Программы Курганской области "Совершенствование и развитие автомобильных дорог Курганской области на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 9 июня 2010 года N 230, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий.

Реализация Программы социального развития села осуществлялась поэтапно: I этап - 2003 - 2005 годы, II этап - 2006 - 2010 годы, III этап осуществляется в 2011 - 2013 годах.

В 2003 - 2013 годах на реализацию программных мероприятий привлечено 966,3 млн рублей из федерального бюджета (по согласованию), 780,7 млн рублей из областного бюджета, 2,5 млн рублей из местных бюджетов (по согласованию), 1361,6 млн рублей из внебюджетных источников (по согласованию).

За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программы социального развития села жилищные условия улучшили 1623 сельских семьи, в том числе 393 молодых семьи и молодых специалиста.

В результате реализации программных мероприятий значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 3 процентов до 24,3 процента, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - с 21 процента до 42 процентов.

Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с развитием агропромышленного производства наглядно проиллюстрирована результатами реализации пилотного проекта комплексной компактной застройки и благоустройства села Чистопрудное Шадринского района Курганской области.

В 2009 - 2010 годах в селе Чистопрудное создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура: построен детский сад (90 мест), фельдшерско-акушерский пункт (25 посещений в смену), сети водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, благоустроена застраиваемая территория. Построен 21 индивидуальный благоустроенный жилой дом для специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы.

В результате улучшение условий жизнедеятельности на селе, наряду с влиянием других факторов, способствовало повышению инвестиционной активности в аграрной сфере, о чем свидетельствует рост объемов инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" с 314,6 млн рублей в 2003 году до 795,8 млн рублей в 2013 году.

В сельской местности постепенно улучшается социально-демографическая ситуация: коэффициент рождаемости с 2003 по 2013 год увеличился на 48,0 процента, коэффициент смертности снизился на 4,2 процента.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.

Целесообразность использования программного метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:

взаимосвязью установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития Курганской области в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;

долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;

высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующих привлечения средств государственной поддержки.

В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Концепции, инструментом реализации которых является Программа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»