ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 февраля 2012 года N 40-р

О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции Распоряжения Правительства Курганской области от 14.06.2016 N 134-р)

В целях устойчивого развития сельских территорий Курганской области, повышения эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рационального использования и воспроизводства природно-ресурсного потенциала сельских территорий, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р:

1. Утвердить Концепцию устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему Распоряжению.

2. Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, обеспечить реализацию Концепции.

(в ред. Распоряжения Правительства Курганской области от 14.06.2016 N 134-р)

3. Исполнительным органам государственной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление, руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.

4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента агропромышленного комплекса Курганской области.

(п. 4 в ред. Распоряжения Правительства Курганской области от 14.06.2016 N 134-р)


Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 27 февраля 2012 года N 40-р
"О Концепции устойчивого развития
сельских территорий Курганской
области на период до 2020 года"

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА   

(в редакции Распоряжения Правительства Курганской области от 14.06.2016 N 134-р)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Решение задач устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности невозможно без направленной государственной политики. Участие государства объективно необходимо в развитии рыночных механизмов, производственной и социальной инфраструктуры села и становится важнейшим инструментом эффективной агропродовольственной политики, обеспечивающей создание необходимых экономических условий для динамичного развития.

Разработка и реализация мер в области сельского развития имеет для Курганской области большое значение, учитывая, во-первых, большой удельный вес сельского населения в Курганской области, во-вторых, сложную социально-экономическую ситуацию сельских территорий.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой. Ее решение строится на следующих принципах:

- развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса;

- сохранение своеобразия уклада сельской жизни, всесторонний учет местных экономических, социальных, национальных и культурно-исторических особенностей;

- преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую экономическую систему;

- развитие социального партнерства между государством, муниципалитетами и населением;

- сочетание мер государственной поддержки сельских территорий с вовлечением в хозяйственный оборот и повышением эффективности использования природных, материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов;

- экономическая равноправность объектов социальной инфраструктуры и сферы услуг для всех групп сельского населения независимо от форм занятости и места проживания;

- выравнивание межрегиональных различий на уровне экономического и социально-культурного развития сельских территорий;

- широкое участие сельского населения в планировании и реализации программ устойчивого развития сельских территорий.

Концепция устойчивого развития сельских территорий Курганской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области".

Концепция определяет государственную региональную политику в Курганской области на период до 2020 года, цели, задачи и направления комплексного развития сельских территорий Курганской области.

Понятия, используемые в Концепции, означают следующее:

сельские территории - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;

межселенные территории - территории, находящиеся вне границ поселений;

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

сельские населенные пункты - поселки, села, деревни и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам Законом Курганской области от 27 декабря 2007 года N 316 "Об административно-территориальном устройстве Курганской области". В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей;

сельское население - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов;

устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель;

располагаемые ресурсы домашних хозяйств - объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования.

Раздел II. ЗНАЧЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Курганская область является индустриально-аграрным регионом, в котором сельские территории имеют важное социально-экономическое значение.

На территории Курганской области насчитывается 1220 сельских населенных пунктов, имеется 419 сельских администраций.

С учетом предварительных итогов переписи населения 2010 года на начало 2011 года численность сельских жителей составляла 361 тыс. человек, или 39,7% от общей численности населения Курганской области.

В социально-экономическом развитии сельских территорий с 1992 по 2010 год произошли значительные изменения. В 1991 году численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и охоте составляла 127,5 тыс. человек (23,4% от общей численности занятых в экономике Курганской области), в 2009 году - 69,3 тыс. человек (16,9%).

Моноотраслевая экономика, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально приемлемый уровень доходов. За период рыночных преобразований уровень жизни сельского населения существенно снизился по сравнению с городским и остается крайне низким. Несмотря на то что в последние годы доходы сельских жителей увеличиваются более высокими темпами, чем городских жителей, разрыв по уровню доходов между городом и селом остается значительным. В 2010 году располагаемые ресурсы домашних хозяйств сельского населения составили 8722,70 рубля в среднем на человека в месяц, или 74,8% городского уровня. В 2010 году среднемесячная заработная плата в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила 7685 рублей (59% к среднемесячной заработной плате по Курганской области).

В совокупности низкий уровень и качество сельской жизни негативным образом сказываются на демографических процессах в сельской местности.

Демографические процессы Курганской области в 2010 году характеризовались положительной динамикой:

- снижением уровня смертности с 15,7 до 15,4 на 1000 населения (на 2,0%);

- сокращением естественной убыли населения с - 3,2 до - 2,93 на 1000 населения;

- снижением удельного веса смертности в трудоспособном возрасте с 30,4% до 29,5%;

- снижением показателя младенческой смертности с 10,5 до 8,8 на 1000 родившихся живыми (на 16,2%).

Начиная с 1992 года на территории Курганской области регистрируется естественная убыль населения. За этот период максимальным ее значение было в 2003 году и составило 7,3 на 1000 населения.

Значительный урон демографическому и трудовому потенциалу села наносит миграция сельского населения в города. В 2010 году миграционная убыль населения по Курганской области в целом составила 4226 человек, в том числе в сельской местности - 2671 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года миграционная убыль по Курганской области выросла в 2 раза, в сельской местности - в 1,5 раза.

За последние 20 лет в целом по Курганской области численность сельского населения сократилась на 27%. Несмотря на то что в последние годы уменьшилась естественная убыль сельских жителей, коэффициенты естественной и миграционной убыли в сельской местности выше, чем в городских поселениях.

В селе также выше удельный вес населения старше трудоспособного возраста.

В период рыночных преобразований в сельских поселениях обострилась проблема занятости экономически активного населения. Реализация дополнительных государственных мер по снижению напряженности на рынке труда Курганской области позволила создать более 2,5 тыс. рабочих мест в сельской местности. Тем не менее в 2010 году количество незанятых на селе насчитывало 23,9 тыс. человек, а уровень общей безработицы от экономически активного населения составил 12,3%, что выше, чем в городских поселениях.

В абсолютном большинстве сельских поселений сельское хозяйство является основным производством. В структуре валового регионального продукта в 2009 году удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составлял 14,1%.

В результате либеральных реформ сельское хозяйство оказалось в кризисном состоянии. В 2000 году производство сельскохозяйственной продукции составило 47% к 1990 году. Усиление государственной поддержки сельского хозяйства, реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК), целевой Программы Курганской области "Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Курганской областной Думы от 30 октября 2007 года N 2678, положительно сказались на ситуации в отрасли. В 2006 - 2009 годах производство сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах возросло на 14,9%.

В сельском хозяйстве в период рыночных преобразований произошли существенные структурные изменения. В 1991 году доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства составляла 72%, личных подсобных хозяйств - 28%, в 2010 году удельный вес сельскохозяйственных организаций составил 26,1%, личных подсобных хозяйств - 68,1%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 5,8%.

В состав АПК Курганской области входят 54 крупных и средних, 326 малых предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, более 300 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, 2383 крестьянских (фермерских) хозяйства и 190 тыс. личных подсобных хозяйств.

Главное богатство Курганской области - это плодородная земля. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения - 4,5 млн. га (более 63% территории Курганской области). На сельскохозяйственные угодья приходится 4,0 млн. га, в том числе пашни - 2,3 млн. га.

В структуре производства сельскохозяйственной продукции преобладает продукция растениеводства, на долю которой приходится 54% общего объема. В Курганской области внедряются прогрессивные технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. На полях широко используются методы, разработанные знаменитым зауральским полеводом Терентием Семеновичем Мальцевым. Особое внимание уделяется инновационным процессам. Внедрение ресурсосберегающих технологий, перспективных сортов зерновых культур с возрастающим применением минеральных удобрений позволило за 5 лет увеличить производство зерна в 1,3 раза, повысить долю продовольственного зерна до 80% (2004 год - 50%).

В структуре сельскохозяйственной продукции удельный вес продукции животноводства составляет 46%. В 2010 году реализовано скота и птицы (в живом весе) 66,4 тыс. тонн (110% к 2005 году), молока - 361,5 тыс. тонн (110%). Поголовье свиней за этот период увеличилось на 44%, овец и коз - на 46%, птицы (в сельскохозяйственных предприятиях) - на 10,7%. Выросла продуктивность скота. В сельскохозяйственных организациях надои от коровы составили 3654 кг (130% к 2005 году), среднесуточные привесы крупного рогатого скота - 522 грамма (123,4%), свиней - 331 грамм (161,5%).

За период с 2006 по 2010 год инвестиции в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса превысили 7 млрд. рублей, сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 600 тракторов, 820 комбайнов, 150 посевных и почвообрабатывающих комплексов, около 10 тыс. голов племенного скота.

Наряду с крупными агропромышленными формированиями успешно развиваются малые формы хозяйствования, которые представлены личными подсобными, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. На их долю приходится 70% от общего объема производства мяса в целом по Курганской области, 74% - молока и 87% - яиц. В 2010 году объемы реализации сельскохозяйственной продукции в мелкотоварном секторе возросли в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом.

В развитии сельских территорий ряд социально-экономических вопросов способен решить малый и средний бизнес, прежде всего в сфере занятости и увеличения доходов сельского населения.

Занятость в несельскохозяйственных отраслях на селе является важным источником доходов сельского населения в силу сезонности аграрного труда, а значит, и невозможности круглогодичной занятости в сельскохозяйственном производстве.

Основной формой малого предпринимательства на селе являются крестьянские (фермерские) хозяйства. В Курганской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 2383 хозяйства, основным направлением деятельности которых является растениеводство. Площадь пашни, обрабатываемая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, составляет 234 тыс. га, в 2010 году произведено 228 тыс. тонн зерна, что составляет 24% от общего валового сбора по Курганской области.

Существенно сократилась обслуживающая сфера (агрохимическая, ветеринарная, ремонтно-техническая, транспортная, строительная, бытовая, социально-культурная и переработка сельскохозяйственной продукции).

Инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, представлена системой сельскохозяйственной и потребительской кооперации.

Непосредственное влияние на развитие сельских территорий оказывает состояние потребительского рынка данных территорий. На 1 января 2010 года количество действующих на территории Курганской области торговых объектов составило 7437 единиц. Третья часть муниципальных районов имеет очень низкий (до 10%) уровень обеспеченности торговыми объектами малонаселенных пунктов.

Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе Курганской области. В структуре выпущенной промышленной продукции 19% занимает пищевая продукция. Основная доля в обеспечении населения Курганской области продуктами питания принадлежит организациям по производству пищевых продуктов, включая напитки.

По данным статистического учета по состоянию на 1 января 2010 года производством пищевых продуктов, включая напитки, занимались 275 хозяйствующих субъектов. Организации пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечили рабочими местами 6843 жителя Курганской области.

Оборот отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (в действующих ценах) в 2010 году составил 9850,5 млн. рублей, или 120,2% к уровню 2009 года.

Вместе с тем финансово-экономическое положение организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области остается сложным.

Степень износа основных производственных фондов в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности Курганской области составляет от 31,9 до 40,7%. В отдельных организациях оборудование отработало два и более амортизационных срока. Не полностью загружены имеющиеся производственные мощности.

Село все еще отстает от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству.

На территории Курганской области действует целевая Программа Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»