ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 года N 441-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп, от 21.03.2014 N 139-пп, от 19.05.2014 N 250-пп, от 17.09.2014 N 464-пп)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Иркутской области от 23.10.2014 N 518-пп, вступившего в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем через десять календарных дней после официального опубликования.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
постановляет:
1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Развитие инвестиционной и инновационной деятельности" на 2014 - 2018 годы (прилагается).
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп)
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Губернатор
Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Иркутской области
от 26.02.2014 N 92-пп, от 21.03.2014 N 139-пп,
от 19.05.2014 N 250-пп, от 17.09.2014 N 464-пп)
(далее - государственная программа)
(в ред. постановления Правительства Иркутской области
от 26.02.2014 N 92-пп)
Наименование государственной программы | "Развитие инвестиционной и инновационной деятельности" на 2014 - 2018 годы |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство экономического развития Иркутской области |
Участники государственной программы | Министерство экономического развития Иркутской области. Абзац исключен. - Постановление Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп. |
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Министерство промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области | |
Цель государственной программы | Формирование благоприятного инвестиционного климата и обеспечение развития инновационной сферы |
Задачи государственной программы | 1. Разработка механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области. 2. Диверсификация экономики моногорода Байкальск Слюдянского района Иркутской области. 3. Утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп. |
4. Осуществление эффективной государственной политики в сфере деятельности министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области. 5. Формирование развитой транспортной инфраструктуры административного центра Иркутской области | |
Сроки реализации государственной программы | 2014 - 2018 годы |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп) | |
Целевые показатели государственной программы | 1. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности в валовом региональном продукте. 2. Доля продукции обрабатывающих производств в валовом региональном продукте. 3. Рейтинг субъекта Российской Федерации по инвестиционному риску |
Подпрограммы государственной программы | 1. "Повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области" на 2014 - 2016 годы (приложение 1 к государственной программе). 2. "Основные направления модернизации экономики моногорода Байкальск Иркутской области" на 2014 год (приложение 2 к государственной программе). 3. Утратил силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп. |
4. "Государственное регулирование в сфере промышленности и лесного комплекса" на 2014 - 2018 годы (приложение 4 к государственной программе). 5. "Развитие административного центра Иркутской области" на 2014 - 2018 годы (приложение 5 к государственной программе) | |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования с 2014 по 2018 год составляет 1859829,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 690569,8 тыс. рублей; 2015 год - 374558,7 тыс. рублей; 2016 год - 275027,6 тыс. рублей; 2017 год - 259836,8 тыс. рублей; 2018 год - 259836,8 тыс. рублей. Из них: а) средства областного бюджета - 1824844,3 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 681337,4 тыс. рублей; 2015 год - 362590,7 тыс. рублей; 2016 год - 270432,6 тыс. рублей; 2017 год - 255241,8 тыс. рублей; 2018 год - 255241,8 тыс. рублей; б) средства местных бюджетов - 34985,4 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 9232,4 тыс. рублей; 2015 год - 11968,0 тыс. рублей; 2016 год - 4595,0 тыс. рублей; 2017 год - 4595,0 тыс. рублей; 2018 год - 4595,0 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 19.05.2014 N 250-пп, от 17.09.2014 N 464-пп) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | Реализация государственной программы позволит к 2020 году: 1. Увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности в валовом региональном продукте с 11,3% в 2013 году до 15,5% в 2020 году. 2. Увеличить долю продукции обрабатывающих производств в валовом региональном продукте с 13,4% в 2013 году до 13,5% в 2020 году. 3. Достичь к 2020 году 35 позиции рейтинга субъектов Российской Федерации по инвестиционному риску |
Экономика Иркутской области в последние годы демонстрирует устойчивый рост. Валовой региональный продукт Иркутской области в отличие от большинства других субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) рос даже в кризисный период. В 2012 году ВРП области вырос, по оценке на 5,4%, превысив среднероссийский уровень.
Индекс промышленного производства Иркутской области увеличился в 2012 году на 14,7%, что значительно выше среднего по СФО (4%). Вместе с тем, рост промышленного производства был обеспечен, в основном, ростом объемов добычи полезных ископаемых (43,8%), за счет добычи нефти, и производства электроэнергии (8,9%). Среди обрабатывающих производств хорошие результаты показала деревообработка, химический комплекс и производство пищевых продуктов. Однако в целом объем производства в обрабатывающих отраслях сократился на 1,5% за счет снижения в металлургии и производстве машин и оборудования.
Инвестиции в основной капитал также характеризуются положительной динамикой. Вместе с тем, в 2012 году рост был незначительным (0,7%) и уступал среднему по СФО (8,5%), что связано с завершением реализации основных инвестиционных проектов. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения Иркутская область находится на пятом месте в СФО и уступает среднему значению по округу.
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в целом отражает структуру производства: более 30% объемов инвестиций приходится на добывающие отрасли, около 22% - на обрабатывающие производства, еще 20% приходится на транспорт и связь.
Областная государственная экономическая политика направлена на улучшение инвестиционного климата, стимулирование привлечения инвестиций и рост объемов промышленного производства. Органами государственной власти Иркутской области принят ряд соответствующих мер.
В сфере нормативно-правового регулирования:
Приняты законы, направленные на снижение налоговой нагрузки для организаций, осуществляющих инвестиции во вновь вводимые основные средства. Это Закон Иркутской области от 8 октября 2007 года N 75-оз "О налоге на имущество организаций" и Закон Иркутской области от 12 июля 2010 года N 60-ОЗ "О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков". Принятие данных законов заложило основу для реализации инвестиционных проектов в сфере нефте- и газодобычи, нефтепереработки, химическом производстве, производстве пищевых продуктов и некоторых других видах экономической деятельности.
В целях осуществления финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности на основе конкурсных процедур принят Закон Иркутской области от 9 апреля 2013 года N 15-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Иркутской области".
В целях предоставления бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, утвержден Закон Иркутской области от 9 апреля 2013 года N 14-ОЗ "Об Инвестиционном фонде Иркутской области". Постановлением Правительства Иркутской области от 12 апреля 2013 года N 144-пп утверждено Положение о порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Иркутской области.
Правительством Иркутской области ведется активная работа по привлечению инвестиций в сферу лесного комплекса. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" лесной участок, используемый для реализации инвестиционного проекта включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предоставляется на безаукционной основе с применением коэффициента 0,5 к утвержденным указанным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Понижающий коэффициент 0,5 предоставляется на период срока окупаемости этого проекта.
В сфере развития институтов поддержки:
Распоряжением Правительства Иркутской области от 12 апреля 2013 года N 141-рп создана специализированная организация ОАО "Центр поддержки инвестиций в Иркутской области". Предметом деятельности ОАО "Центр поддержки инвестиций в Иркутской области" является реализация инвестиционных проектов на территории Иркутской области, создание и развитие промышленных (индустриальных) парков, иной инфраструктуры на территории Иркутской области, необходимой для решения социально-экономических задач Иркутской области, осуществление и сопровождение инвестиционной деятельности, обеспечение реализации социальных проектов на территории Иркутской области.
Учитывая неоднородное развитие территорий Иркутской области, Правительство Иркутской области руководствовалось определенными приоритетами в привлечении и распределении инвестиционных ресурсов.
Развитие моногородов:
Ключевым приоритетом инвестиционной политики было развитие территорий с моноотраслевой структурой экономики с целью ее диверсификации, повышения экономической и социальной устойчивости.
В соответствии с критериями Министерства регионального развития Российской Федерации к моногородам, в частности, отнесен г. Байкальск Слюдянского района. В г. Байкальск сложилась наиболее сложная ситуация, в связи с планируемым закрытием в 2013 - 2014 годах градообразующего предприятия ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат".
Характерной особенностью г. Байкальска является ограниченный инвестиционный потенциал территории в связи с наличием жестких экологических ограничений (постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории").
С 2010 года в г. Байкальске в первоочередном порядке начата реализация Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Байкальск Иркутской области на 2010 - 2014 годы, утвержденного решением Думы Байкальского городского поселения от 16 июля 2010 года N 61-2гд и одобренного распоряжением Правительства Иркутской области от 7 октября 2010 года N 216-рп (далее - КИП).
В целях реализации инвестиционного проекта, направленного на диверсификацию экономики г. Байкальска, средства направлены на создание транспортной и инженерной инфраструктуры: строительство внешнего электроснабжения, строительство сети напорной канализации и сооружений на ней, строительство подъездной автомобильной дороги IV категории, строительство котельной.
Вместе с тем, не все мероприятия были реализованы, что обуславливает необходимость дальнейшего решения проблем города программно-целевым методом.
Абзацы девятый - четырнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Иркутской области от 26.02.2014 N 92-пп.
Развитие г. Иркутска как административного центра Иркутской области:
Город Иркутск в соответствии с Уставом Иркутской области является административным центром Иркутской области. В соответствии с Законом Иркутской области от 24 декабря 2010 года N 134-ОЗ "О статусе административного центра Иркутской области" административный центр Иркутской области является местом нахождения Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области.
В настоящее время в административном центре Иркутской области площадью 280 кв.км проживает около 600 тыс. человек, что составляет 24% всего населения Иркутской области. Больше трети доходов консолидированного бюджета Иркутской области формируется в городе Иркутске. 47% оборота розничной торговли Иркутской области формируется в городе Иркутске. Около 60% жилых домов, вводимых в эксплуатацию в Иркутской области, возводятся в административном центре Иркутской области.
Город Иркутск выполняет важную транспортно-логистическую роль как в обеспечении жителей Иркутской области товарами и услугами, так и в развитии межрегионального сотрудничества. Кроме того, Иркутск выполняет важную функцию в привлечении инвесторов и формировании делового климата.
Иркутская область обладает развитым промышленным комплексом. Основными отраслями специализации региона являются: электроэнергетика, алюминиевая промышленность, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли, транспортное машиностроение.
Сдерживающими факторами развития промышленной сферы Иркутской области являются:
высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов;
низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
переполнение рынка продукцией зарубежных товаропроизводителей;
повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья, материальных, энергетических и трудовых ресурсов;
низкая рентабельность производства продукции и убыточность деятельности ряда промышленных предприятий;
дефицит квалифицированных кадров для новых профессий, технологий и производств;
недостаточное внимание менеджмента к проблемам охраны окружающей среды и качеству воспроизводства человеческого ресурса.
В общероссийском производстве в 2012 году перерабатывающая промышленность Иркутской области представлена производством товаров с небольшой добавленной стоимостью, вывозимых за ее пределы для конечных стадий переработки: синтетические смолы и пластмассы (53%) алюминий (34%), целлюлоза (30%), круглый лес (17%) и пиломатериалы (10%).
В последние годы темпы роста промышленного производства Иркутской области значительно превосходили аналогичный показатель по Российской Федерации. Вместе с тем, темпы роста в обрабатывающих производствах или лишь незначительно превосходили среднероссийские, или даже отставали от них. Это свидетельствует об углублении специализации промышленного производства области на добывающем секторе. Это говорит о необходимости приоритетного развития обрабатывающих производств во всех секторах экономики.
Существующие проблемы в развитии промышленности наглядно иллюстрирует устойчиво снижающийся индекс обрабатывающего производства - целевой показатель государственной программы, представленный, согласно данным официальной статистики в таблице 1:
Таблица 1
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Индекс обрабатывающего производства, % | 113,2 | 92,7 | 98,5 | 98,3 |