ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 года N 562-пп
О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 30.12.2016 N 460-пп.
____________________________________________________________________
Правительство Тверской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп "О государственной программе Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы", изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014, подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Министерства сельского хозяйства Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
До 01.01.2014 настоящее постановление применяется исключительно к отношениям, возникающим в связи с формированием проекта областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Губернатор области А.В. Шевелев
Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 12.11.2013 N 562-пп
"Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 16.10.2012 N 608-пп
Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы
г. Тверь 2012
Паспорт Государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы
Наименование программы | Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее – Программа) |
Главный администратор программы | Министерство сельского хозяйства Тверской области |
Администратор программы | Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области |
Срок реализации программы | 2013 - 2018 годы |
Цели программы | Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем рынке. Устойчивое развитие сельских территорий |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства". |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации Программы к 2018 году будут достигнуты следующие показатели, характеризующие состояние отрасли агропромышленного комплекса (далее АПК) в регионе: |
Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм | Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 3 707 826,5 тыс. руб., в том числе на реализацию: |
Раздел I Общая характеристика сферы реализации Программы Подраздел I Общая характеристика сферы сельского хозяйства Тверской области и прогноз ее развития
1. Агропромышленный комплекс (далее - АПК) и его базовая отрасль – сельское хозяйство – являются одними из основных секторов экономики Тверской области, формирующих агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Тверской области. В Тверской области имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства.
2. За последние годы во многом благодаря государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей в рамках реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009 - 2014 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 287-па, региону удалось достичь ряда положительных результатов в развитии сельского хозяйства.
3. За период 2008 - 2010 годов, несмотря на неблагоприятный по погодным условиям 2010 год, наблюдался ежегодный рост объемов производства валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) в среднем на 10%. В 2011 году объем производства сельскохозяйственной продукции в регионе составил 23,93 млрд руб., что выше уровня 2010 года на 31,5%. По оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году составил 91,7% к уровню 2011 года, в том числе индекс производства продукции животноводства – 94,4%, продукции растениеводства – 87,8%. В 2012 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 21,165 млрд руб., в том числе животноводства - 13,651 млрд руб., растениеводства – 7,513 млрд руб. Доля продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства региона по итогам 2012 года занимает 64,5%, растениеводства – 35,5%.
4. Актуальным для Тверской области является вопрос расширения объемов посевных площадей за счет ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель. Начиная с 2008 года в хозяйствах всех категорий Тверской области удалось сохранить тенденцию увеличения посевных площадей: если в 2008 году объем посевных площадей в хозяйствах всех категорий составлял 571,6 тыс. га, то в 2012 году - 617,6 тыс. га, в 2010 году – 633,2 тыс. га, в 2011 году – 652,4 тыс. га. Таким образом, за четыре года в сельскохозяйственный оборот введено неиспользуемых пахотных земель в объеме 80,8 тыс. га. Следует отметить, что в последние годы в Тверской области сельхозтоваропроизводителями под посев сельскохозяйственных культур фактически используется только 48,0% площадей пашни, площадь которой составляет 1 372,7 тыс. га.
5. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, ежегодно составляет 16%. Использование на посев семян высших репродукций позволяет получить более высокую урожайность сельскохозяйственных культур без дополнительных затрат, увеличить валовое производство сельскохозяйственных культур, обеспечить животноводство кормами, перерабатывающую промышленность сырьем и в целом укрепить экономику региона.
6. Тверская область, которая многие десятилетия была лидером по посевным площадям и производству льноволокна в России, продолжает оставаться в числе крупнейших льносеющих регионов. На региональном уровне уделяется большое внимание развитию льноводства, принимаются все возможные меры для того, чтобы сохранить льняной комплекс и обеспечить его дальнейшее развитие.
7. Ведущую роль в сельскохозяйственном производстве Тверской области играет животноводство, оставаясь решающей составляющей финансовой устойчивости абсолютного большинства сельхозпредприятий. За период 2008 - 2011 годов объем производства мяса скота и птицы (на убой в живом весе) увеличился в 1,5 раза и составил в 2011 году - 109,4 тыс. тонн (2007 год - 71,2 тыс. тонн).
8. В последние годы за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов, одними из самых быстро развивающихся подотрослей животноводства является птицеводство и свиноводство. За 2008 - 2012 годы во всех категориях хозяйств поголовье птицы увеличилось в 1,6 раза и в 2012 году составило 3 934,2 тыс. голов, поголовье свиней увеличилось на 48% и в 2012 году составило 169,1 тыс. голов.
9. В 2012 году на территории Тверской области сложилась неблагоприятная эпизоотическая обстановка в связи с распространением африканской чумы свиней (далее - АЧС). Всего по области было зарегистрировано 20 очагов АЧС. В очагах АЧС и первой угрожаемой зоне уничтожено полностью и отчуждено в общей сложности 36 тыс. голов свиней. Пострадали личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные организации. Учитывая последствия АЧС, поголовье свиней в 2012 году к уровню 2011 года во всех категориях хозяйств сократилось на 20,0%, в сельскохозяйственных организациях на 14,1%, в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах сократилось на 67,6%.
10. На протяжении пяти последних лет производство мяса птицы удерживает лидирующие позиции. По итогам 2012 года его доля в объеме мясных ресурсов региона составила 49,4% в убойном весе, удельный вес говядины в мясном потенциале области составил 17%, доля свинины - 32,4%. В сельхозпредприятиях региона концентрируется 90% производства скота и птицы, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 1,5% от общего объема производства, на хозяйства населения - 8,5%.
11. Наряду со скороспелыми отраслями (свиноводством и бройлерным птицеводством) формируется специализированное мясное скотоводство.
12. В отрасли животноводства актуальными вопросами являются снижение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и, как следствие, сокращение объемов производства молока во всех категориях хозяйств. Начиная с 2009 года ежегодное сокращение объемов производства молока составляет порядка 7%, сокращение поголовья КРС около 8%. Это связано с перепрофилированием сельскохозяйственного производства области на скороспелые отрасли животноводства, такие как свиноводство и птицеводство, что привело к изменению структуры поголовья сельскохозяйственных животных.
13. Многие достижения в отрасли АПК Тверской области стали возможны в рамках инвестиционных проектов, реализация которых в большинстве своем осуществляется с привлечением кредитных ресурсов. Немалое значение уделяется снижению нагрузки на сельхозтоваропроизводителей при привлечении ими кредитных средств на развитие сельского хозяйства Тверской области. Объем привлечения кредитов на развитие сельского хозяйства региона в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 5,4 раза.
14. Активно пользуются привлечением кредитов и малые формы хозяйствования (далее - МФХ). Объем субсидируемых кредитных ресурсов, привлеченных личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в 2012 году увеличился к уровню 2007 года в 1,3 раза. Крестьянские (фермерские) хозяйства пользуются всеми видами господдержки наравне с другими сельхозтоваропроизводителями области.
15. Вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в общий объем производства продукции сельского хозяйства региона по итогам 2012 года составляет 44,7% (доля продукции растениеводства, произведенной МФХ, составляет - 76,7%, продукции животноводства– 27,1%).
16. Одним из приоритетов комплексного развития АПК Тверской области по-прежнему является создание условий для комфортного проживания граждан на селе. Тверская область принимает участие в реализации большинства мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 (улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие газификации и водоснабжения в сельской местности). Всего за 2008 - 2012 годы введено и приобретено жилья 61,2 тыс. кв. м, введено в эксплуатацию 183,11 км газораспределительных и газовых сетей, 65,55 км водопроводных сетей. Это делает более комфортной и привлекательной жизнь на селе и создает условия для привлечения и закрепления молодежи для работы в сельскохозяйственной отрасли.
17. Привлечению кадров для работы в сельскохозяйственной отрасли способствует реализация закона Тверской области от 10.01.2003 N 03-ЗО "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области", за время действия которого в сельскохозяйственные организации нашей области трудоустроилось 772 молодых специалиста. Из числа трудоустроенных молодых специалистов доля с высшим образованием составляет 44,6%, со средним профессиональным образованием - 47,0%, с начальным профессиональным образованием - 8,4%. В 2012 году из средств областного бюджета Тверской области поддержку получили 342 молодых специалиста. Всего на материальную поддержку молодых специалистов, трудоустроившихся в 2004 - 2012 годах, из областного бюджета было выделено 113 млн рублей, в том числе в 2012 году - 26,25 млн рублей.
18. Для сельхозтоваропроизводителей региона самым насущным является вопрос хранения, переработки и сбыта продукции. Именно отсутствие сбыта по приемлемой цене не дает возможности нормального функционирования и дальнейшего развития сельхозпроизводства.
19. С целью решения вопроса организации сбыта произведенной сельхозпродукции в Тверской области регулярно проводятся ярмарки выходного дня, на которых сельхозтоваропроизводители получают возможность реализовать свою продукцию без посредников. Предоставление торговых мест на ярмарках осуществляется в упрощенном порядке и бесплатно. Однако данной меры недостаточно, для того чтобы обеспечить реализацию продукции в полном объеме по приемлемым для сельхозтоваропроизводителей ценам.
Подраздел II
Результаты анализа влияния внешней и внутренней среды на сферу сельского хозяйства Тверской области
20. С учетом текущего состояния агропромышленного комплекса Тверской области, его потенциальных возможностей и перспектив развития, необходимо выделить ряд основных направлений:
а) развитие молочно-мясного животноводства, включая производство молока и мяса и продуктов их переработки;
б) развитие растениеводства, включая льноводство, его глубокую переработку и производство конечной продукции из льна;
в) развитие сельскохозяйственной кооперации;
г) стимулирование развития малых форм хозяйствования;
д) устойчивое развитие сельских территорий.
21. Развитие каждого из вышеназванных направлений предполагает проведение мероприятий, направленных на внедрение и использование передовых технологий и полную вертикальную интеграцию производства, с включением в производственную кооперацию существующих сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области, тем самым обеспечивая общий эффект синергии и масштабного развития.
22. С целью формирования регионального продовольственного кластера молочно-мясного направления, включающего объекты инфраструктуры глубокой переработки и реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области, разработана региональная целевая программа Тверской области "Развитие переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в Тверской области на 2013 - 2015 годы".
23. Основные задачи, реализуемые в рамках развития производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, заключаются в создании благоприятной инвестиционной, инфраструктурной, маркетинговой и научно-образовательной среды, позволяющей:
а) привлечь инвестиции на создание новых, реконструкцию, капитальный ремонт и модернизацию действующих мощностей по производству и углубленной переработке сельскохозяйственной продукции;
б) создать эффективную товаропроводящую среду, в том числе оптово-розничные сбытовые площадки, провести комплекс мероприятий по брендованию, патентно-сертификатной, аккредитационной и лицензионной защите продукции сельхозтоваропроизводителей Тверской области;
в) обеспечить кооперацию и консолидацию сельхозтоваропроизводителей Тверской области, посредством стимулирования создания производственных, снабженческих и сбытовых кооперативов;
г) обеспечить повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей Тверской области, в том числе через снижение себестоимости производства продукции за счет снижения логистических издержек, эффекта масштаба производства, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий и новейших научных достижений;
д) обеспечить привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, в том числе через задействование научно-образовательной среды, создание надлежащих социально-бытовых условий для специалистов и их семей.
24. Оператором данного кластера является специально созданное открытое акционерное общество "Корпорация развития сельского хозяйства Тверской области" (далее ОАО "Корпорация развития сельского хозяйства Тверской области") со 100% участием Тверской области.
Подраздел III
Перечень основных проблем в сфере сельского хозяйства Тверской области
25. Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:
а) высокая изношенность производственных фондов из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
б) низкие инвестиционные возможности в аграрном секторе;
в) проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции;
г) ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
д) утрата почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений;
е) медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи;
ж) сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности и низкий уровень оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
Подраздел IV
Перечень приоритетов государственной политики в сфере сельского хозяйства Тверской области
26. Государственная программа Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее – Программа) разработана в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и постановлением Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тверской области".
27. Приоритетами Программы являются повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем рынке и устойчивое развитие сельских территорий. Программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства Тверской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий Программы и показатели их результативности.