ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2012 года N 255
Об утверждении республиканской целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012 - 2015 годы)"
Признано утратившим силу постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.12.2013 N 545 НГР ru08000201300722 с 01.01.2014
В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и активного развития государственно - частного партнерства в Республике Калмыкия Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012 - 2015 годы)".
Председатель Правительства
Республики Калмыкия Л. Иванова
Республиканская целевая программа "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012-2015 годы)"
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012-2015 годы)" (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение Правительства Республики Калмыкия N 230-р от 07.09.2011 г. |
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия |
Государственные заказчики программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия; |
Основные разработчики программы | Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия |
Цель и задачи программы | Главной целью программы является создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия, обеспечив ающего прирост объема инвестиций в экономику республики и создание новых рабочих мест. |
Сроки и этапы реализации программы | 2012 - 2015 годы (реализация мероприятий программы предусмотрена в один этап). |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - увеличение объема инвестиций в основной капитал до 17,2 млрд. рублей; |
Создание рабочих мест | При успешной реализации программы планируется создание 1653 новых рабочих мест. |
Перечень подпрограмм | Нет. |
Объем и источники финансирования по направлениям и годам | Общий объем финансирования программы составляет 18475,0 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемый результат | Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия, в том числе: |
В современных условиях Республика Калмыкия должна стать динамично развивающимся регионом, занимающим достойное место в политической, экономической и социально-культурной сферах Российской Федерации.
Региональная экономическая политика при поэтапном переходе хозяйственного комплекса Калмыкии в режим стабилизации и устойчивого экономического роста строится на основе принципов и инструментов "смешанной экономики", приоритетной поддержки конкурентоспособных производств реального сектора экономики и социально ориентированных отраслей производства.
На сегодняшний день Республика Калмыкия имеет реальные и значимые возможности интенсивного и динамичного развития за счет экономико-географического положения, уникального природного, исторического и культурного наследия.
Республика Калмыкия, занимая площадь в 74,7 тыс. кв. км, расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации.
Протяженность территории с севера на юг составляет 640 км, с запада на восток - 480 км. На юге республики, на границе со Ставропольским краем, расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км. Республика Калмыкия имеет выход к одной из мощных водных транспортных артерий России - реке Волга.
Основную часть территории занимают светло-каштановые и бурые почвы, широко распространены солонцы, солончаки и пески. Республика располагает значительными природными ресурсами. Полезные ископаемые: нефть, газ, поваренная соль, разнообразные строительные материалы.
Особенности географического положения, разнообразные и благоприятные климатические условия, все еще неиспользуемые природные богатства, резервы рабочей силы представляют собой реальный потенциал для динамичного социально-экономического развития Республики Калмыкии, создают хорошую базу для инвестиций и развертывания предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день в целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Калмыкия приняты следующие меры:
- сформулировано инвестиционное законодательство Республики Калмыкия;
- принята Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года (постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г. N 465);
- утверждена Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года (постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 г. N 152);
- принята Концепция республиканской целевой программы "Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия (2012-2014 годы)" (распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 7 сентября 2011 г. N 230-р);
- образована Правительственная комиссия по вопросам инвестиционной деятельности, развития строительной отрасли, промышленности и инфраструктуры (постановление Правительства Республики Калмыкия от 25 мая 2010 г. N 141);
- в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия в области инвестиционной деятельности, повышения активности и улучшения взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности на постоянной основе проводится конкурс инвестиционных проектов для включения в Республиканский реестр инвестиционных проектов (постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 ноября 2007 г. N 402);
- ведутся работы по подготовке инвестиционного паспорта Республики Калмыкия, на основании которого планируется создание единой инвестиционной карты Республики Калмыкия и путеводителя инвестора с полной информацией об условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия. В паспорт будут также включены материалы о предоставляемых в соответствии с законодательством Республики Калмыкия преференциях (налогов, стоимость аренды земли и др.) с учетом информации от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Калмыкия;
- отраслевыми органами исполнительной власти Республики Калмыкия прорабатывается вопрос создания Центра поддержки инвестиций и государственно-частного партнерства, Центра кластерного развития, Единого инвестиционного портала Республики Калмыкия в информационной телекоммуникационной сети Интернет (распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 3 февраля 2012 г. N 13-р).
Статистические данные свидетельствуют о положительных тенденциях в рассматриваемой сфере. По итогам 2011 года прирост инвестиций в экономику республики в сопоставимой оценке составил 25,2%. Их объем превысил 9,2 млрд. рублей, что в среднем на душу населения составляет 32,2 тыс. рублей (РФ - 75,4 тыс. руб.).
Основным источником финансирования инвестиций в крупных и средних организациях являлись собственные средства, преобладающие в инвестировании в основной капитал в транспорте, связи, сельском хозяйстве.
В частности, рост обусловлен строительством подстанций НПС-2, НПС-3 в рамках проекта ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК-Р), согласно которому планируется увеличение пропускной способности трубопроводной системы. В рамках проекта предполагается модернизация действующей нефтеперекачивающей станции "Комсомольская" и возведение еще 2 нефтеперекачивающих станций в Ики-Бурульском и Черноземельском районах.
Кроме того, в 2011 году Республикой Калмыкия подписано двенадцать соглашений с компаниями-инвесторами о совместной деятельности по реализации инвестиционных проектов на её территории. Для оперативного решения возникающих проблем и вопросов в республике функционирует так называемая система "прямой связи" инвесторов с руководством Республики Калмыкия.
О положительной динамике инвестиционных процессов свидетельствуют данные рейтингового агентства "Эксперт РА". В 2011 году Республика Калмыкия относилась к числу регионов России с незначительным потенциалом и высоким риском (3С2), тогда как в 2010 году - с низким инвестиционным потенциалом и с экстремальным риском (3D). В инвестиционном рейтинге регионов Российской Федерации Республика Калмыкия по-прежнему занимает 82-е место по инвестиционному потенциалу.
Низкий инвестиционный рейтинг Калмыкии обоснован отсутствием:
- единства законодательных и методологических основ реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства;
- достаточной финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности и гарантий их прав;
- эффективного взаимодействия с различными инвестиционными фондами, институтами развития (Инвестиционным Фондом, ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Россельхозбанк" и др.);
- земель на территории республики с доступной качественной инфраструктурой для размещения новых производственных объектов;
- современной транспортно-логистической инфраструктуры, способствующей доведению произведенной качественной продукции до потребителя в максимально короткие сроки.
В этой связи, внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата региона, разработанного Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", является одной из главных задач в рамках реализации мероприятий программы.
Стандарт предполагает реализацию ряда конкретных мероприятий по построению системы привлечения инвестиций в экономику региона, создания необходимых условий для инвестиционной деятельности в республике.
В целях внедрения указанного Стандарта усилия органов исполнительной власти Республики Калмыкия необходимо сосредоточить на следующих основных вопросах:
- разработка и совершенствование актов республиканского законодательства, в том числе регламентирующих порядок сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", создания территориально - отраслевого кластера мясного скотоводства;
- разработка ежегодного плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры;
- выработка комплекса мер по совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне;
- формирование и развитие современной инновационной инфраструктуры;
- привлечение ресурсов финансовых институтов развития (Инвестиционного Фонда, ГК "Внешэкономбанк", ОАО "Россельхозбанк" и др.);
- разработка системы оценки показателей инвестиционной привлекательности муниципальных образований Республики Калмыкия.
Данные о динамике и структуре валового регионального продукта являются наиболее полными характеристиками региональной экономики. В 2011 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 г. N 230) объем валового регионального продукта Республики Калмыкия составит 26,6 млрд. рублей, что на 3,1% больше уровня 2010 года. Вместе с тем, фактически показатель по итогам 2010 года составил 24,3 млрд. рублей или 96,4% в сопоставимой оценке к уровню 2009 года.
Данная ситуация сложилась вследствие незначительного роста индекса физического объема по сельскому хозяйству на 0,6%, занимающему в структуре ВРП третью часть, а также по другим видам деятельности (например, "Транспорт и связь" - снижение индекса на 17,5%).
На темпы роста основных показателей экономики республики повлиял также агрегированный индекс промышленного производства, который за 2011 год составил 87,6%. Низкие темпы роста обоснованы снижением доли производства в отрасли "Добыча полезных ископаемых".
Основными предприятиями, осуществляющими нефтедобычу на территории республики, являются: ОАО "НК ЕвроСибОил", ОАО "РИТЕК", филиал ОАО "Нижневолжскнефтегаз" ("Калмнедра"), ЗАО "Ильменскнефть". В 2011 году добыто 163,3 тыс. тонн нефти, что на 21,4% ниже, чем в 2010 году. Снижение обусловлено неопределенностью в лицензировании Каспийского месторождения. Федеральным агентством по недропользованию в 2011- 2012 гг. проведено два аукциона, которые были официально признаны несостоявшимися из-за высокой стоимости стартового платежа.
В целом топливно-энергетический комплекс в нынешнем состоянии не оказывает заметного влияния на структуру экономики республики. И выражается это не только в снижении объемов добычи, но и в самих масштабах производства. Они необоснованно низки, как к потенциалу ресурсной базы, так и к уже подтвержденным запасам.
К числу неблагоприятных факторов следует отнести сложившееся отставание объемов прироста разведанных запасов углеводородов, высокую долю износа основных фондов, дефицит инвестиционных ресурсов, нестабильное финансовое положение ряда предприятий, отсталую технологическую базу, высокую степень физического и морального износа основных производственных фондов, низкий уровень загрузки производственных мощностей, рост цен на продукцию естественных монополий.
Все это не обеспечивает условий для привлечения инвестиций, обладающих прогрессивными технологиями добычи, организацией менеджмента и т.д.
В этой связи, диверсификация экономики становится ключевой задачей экономической политики. Развитию этого направления придается большое значение, несмотря на объективные трудности в реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике, нефтяной и газовой отраслях. Предоставляемая в настоящее время инвесторам информация о разведанных месторождениях и природных ресурсах не позволяет оценить инвестиционную привлекательность месторождений и природных ресурсов республики. Следует провести исследования возможного использования свободных ресурсных площадок для предложения их потенциальным инвесторам.
В настоящее время предпосылки к реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики основаны на долгосрочном сотрудничестве с такими компаниями как ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ЗАО "КТК - Р", "Шелл" и др.
В частности, очень важным и значительным для Калмыкии является реализация проекта ОАО "ЛУКОЙЛ", в соответствии с которым планируется строительство на территории Республики Калмыкия трубопроводной системы (более 260 км), головных береговых сооружений по нефти, а также газоперерабатывающего завода, которые предназначены для приема, хранения и транспортировки товарной нефти, а также подготовленного газа с месторождений Северного Каспия.
Предполагается разработка месторождения "Хвалынское" на условиях соглашения о разделе продукции. Компанией "Каспийская нефтегазовая компания" планируется строительство головных береговых сооружений по приему и подготовке газа в объеме 8,2 млрд. м3.
ЗАО "КТК-Р" реализует проект, согласно которому планируется увеличение пропускной способности трубопроводной системы до 67 млн. тонн в год, путем строительства 3 дополнительных нефтеперекачивающих станций на территории республики.
Недра Калмыкии концентрируют крупные перспективно-прогнозные ресурсы не только углеводородов, химического сырья (бишофит, азот, природный газ, йод), редкоземельных металлов, но и общераспространенных строительных материалов (кирпичных и керамзитовых глин, известняка-ракушечника, глиногипса, строительных и силикатных песков), что необходимо использовать при привлечении инвестиций в создание новых производств.
К одному из первых инвестиционных проектов по использованию общераспространенных полезных ископаемых относится проект "Строительство кирпичного завода по производству керамического кирпича" на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия. Общий объем инвестиций при реализации проекта составляет 198,0 млн. рублей, удельный вес средств инвестора - 100%.
Помимо общих мер, направленных на подъем экономики и формирование благоприятной деловой среды, необходимо разработать специальные инструменты поддержки отдельных отраслей экономики. Это, прежде всего, агропромышленная, транспортная, жилищно-коммунальная, туризм и др.
Сельское хозяйство создает треть валового регионального продукта республики. В нём занята одна пятая часть экономически активного населения Калмыкии.