(с изменениями на 29 декабря 2017 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 13.05.2014 N 203, от 14.04.2015 N 99, от 29.12.2017 N 523)
В целях реализации государственной политики в области охраны труда Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Улучшение условий и охраны труда в Курганской области" на 2014 - 2018 годы согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Признать Постановление Правительства Курганской области от 10 июля 2012 года N 336 "Об утверждении целевой Программы Курганской области "Улучшение условий и охраны труда в Курганской области на 2012 - 2014 годы" утратившим силу с 1 января 2014 года.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
4. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента экономического развития Курганской области.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2017 N 523)
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 13.05.2014 N 203, от 14.04.2015 N 99, от 29.12.2017 N 523)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2017 N 523)
Наименование | Государственная программа Курганской области "Улучшение условий и охраны труда в Курганской области" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Главное управление по труду и занятости населения Курганской области |
Соисполнители | Исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление; Государственная инспекция труда в Курганской области (по согласованию); Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - КРО ФСС) (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (по согласованию); Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию); Курганская региональная общественная организация "Союз строителей" (по согласованию); Курганское региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию); Курганский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Курганской области" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию); организации, оказывающие услуги в области охраны труда, - учебные центры (по согласованию); работодатели (по согласованию) |
Цели | Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
Задачи | Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах; реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения; обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; совершенствование системы управления охраной труда в организациях; совершенствование нормативной правовой базы Курганской области в области охраны труда; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; повышение роли социального партнерства в улучшении условий и охраны труда; разработка и внедрение в организациях Курганской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, устранения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда |
Целевые индикаторы | В период с 2014 по 2016 год: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек в расчете на 1 тысячу работающих); численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тысячу работающих (человек в расчете на 1 тысячу работающих); численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тысяч работающих (человек в расчете на 10 тысяч работающих); численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчете на 10 тысяч работающих (человек в расчете на 10 тысяч работающих); количество рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда (тысяча единиц); удельный вес работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, от общего количества занятых в экономике Курганской области (%); удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Курганской области (%). В период с 2017 по 2018 год: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (человек); численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек); количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (день); численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в текущем году (человек); количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (тысяча единиц); удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (%); численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (человек); удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) |
Сроки реализации | 2014 - 2018 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Общий объем финансирования Программы составляет 207070,07 тысячи рублей, в том числе 200379,37 тысячи рублей - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) (прогноз), 6690,7 тысячи рублей - за счет средств областного бюджета, в том числе по годам: 2014 год - 39229,6 тысячи рублей, в том числе 37279,6 тысячи рублей - за счет средств ФСС (прогноз), 1950 тысяч рублей - за счет средств областного бюджета; 2015 год - 42687,87 тысячи рублей, в том числе 40622,87 тысячи рублей - за счет средств ФСС (прогноз), 2065 тысяч рублей - за счет областного бюджета; 2016 год - 41996,6 тысячи рублей, в том числе 41069,1 тысячи рублей - за счет средств ФСС (прогноз), 927,5 тысячи рублей - за счет средств областного бюджета; 2017 год - 41498,9 тысячи рублей, в том числе 40703,9 тысячи рублей - за счет средств ФСС (прогноз), 795 тысяч рублей - за счет средств областного бюджета; 2018 год - 41657,1 тысячи рублей, в том числе 40703,9 тысячи рублей за счет средств ФСС (прогноз), 953,2 тысячи рублей - за счет средств областного бюджета |
Ожидаемые результаты реализации | Обеспечение права работников на сохранение жизни и здоровья в процессе производства, а в необходимых случаях - на получение гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; снижение числа работников, погибших или получивших травмы в результате несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания; рост числа работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена специальная оценка условий труда; снижение числа работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда |
В Курганской области проблема с обеспечением безопасных условий и охраны труда носит актуальный характер.
Уровень производственного травматизма на территории Курганской области снижается недостаточными темпами и превышает средний по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу.
(численность пострадавших в расчете
на 1 тысячу работающих)
Территория | Год | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Российская Федерация | 2,5 | 2,1 | 2,2 | 2,1 | 1,9 |
Уральский федеральный округ | 2,7 | 2,2 | 2,4 | 2,2 | 2,0 |
Курганская область | 3,8 | 2,9 | 3,3 | 2,8 | 2,6 |
В 2012 году в результате несчастных случаев на производстве пострадали 470 работников, 16 из них погибли, 53 - получили тяжелые травмы.
Основными причинами несчастных случаев на производстве по данным Государственного учреждения - Курганского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации стали неудовлетворительная организация производства работ, нарушение требований охраны труда работодателями и работниками, отсутствие или некачественное проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников.
Неудовлетворительными остаются условия труда работников значительного числа организаций на территории Курганской области. В условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, заняты 30,2% работающих.
(процент)
Территория <*> | Год | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Российская Федерация | 26,2 | 27,5 | 29,0 | 30,5 | 31,8 |
Курганская область | 25,2 | 29,8 | 27,5 | 29,4 | 30,2 |
________________
* данные по Уральскому федеральному округу в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курганской области отсутствуют.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курганской области на предприятиях до сих пор используется оборудование, не отвечающее требованиям безопасности труда, применяется тяжелый физический труд, морально и физически устаревшее оборудование.
Недостаточными темпами выполнялась аттестация рабочих мест по условиям труда, удельный вес аттестованных рабочих мест к началу 2013 года составлял 14% от их общей численности.
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 13.05.2014 N 203)
Одной из причин сложившегося положения стало сокращение объемов финансирования мероприятий по охране и улучшению условий труда. В 2012 году в расчете на одного работающего израсходовано 6555,7 рубля, что ниже общероссийского показателя - 8757,9 рубля. Наибольшее снижение финансирования работодателями мероприятий по охране труда допущено в 2009 году - 3842,6 рубля в расчете на одного работающего. Недостаточный объем финансирования мероприятий по охране труда, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, отмечен в учреждениях бюджетной сферы областного и местного уровней.
Для решения проблемы недостаточного обеспечения безопасных условий и охраны труда необходимо дальнейшее совершенствование системы межведомственного взаимодействия как на областном, так и на муниципальном уровне, внедрение современных систем управления охраной труда, форм обучения по охране труда как руководителей, специалистов, индивидуальных предпринимателей, так и работников, создание условий для активного взаимодействия общественных организаций с органами власти всех уровней.
Реализация основных задач Программы направлена на обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работающих.
Решение проблемы недостаточного обеспечения безопасных условий и охраны труда требует мобилизации финансовых и организационных ресурсов. В целях создания условий для снижения уровня производственного травматизма и улучшения условий труда предполагается реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование государственного управления охраной труда в Курганской области, системы управления охраной труда на производстве, обязательных медицинских осмотров работников, информационного обеспечения охраны труда; развитие системы обучения по охране труда; повышение эффективности взаимодействия участников системы управления охраной труда и роли социального партнерства в улучшении условий и охраны труда; улучшение качества рабочих мест и условий труда.
В основу разработки данной Программы положен программно-целевой метод, позволяющий реализовать комплексный подход к решению проблем, координировать деятельность всех участников реализации мероприятий Программы.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны труда отражены в структуре государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 (далее - Госпрограмма занятости).
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2017 N 523)
Одним из приоритетов Госпрограммы занятости является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.
Госпрограмма занятости предусматривает следующие цели, относящиеся к реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда:
- разработка и реализация с участием сторон социального партнерства мер экономического стимулирования деятельности работодателей по сохранению жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, а также по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2017 N 523)
- проведение специальной оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности;
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 29.12.2017 N 523)
- снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;