Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2013 года N 197

Об утверждении республиканской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике на 2013-2015 годы"

В целях совершенствования и дальнейшего развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, защиты их прав и интересов, Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики.

3. Министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий Программы в предусматриваемых объемах.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Чеченской Республики оказывать необходимое содействие в реализации мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.З. Дулаеву.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики

Р.С-Х. Эдельгериев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 06.08.2013 г. N 197

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2013-2015 ГОДЫ"

г. Грозный 2013 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование республиканской целевой программы

Республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)*

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики

Государственные заказчики Программы

Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту;

 Министерство образования и науки Чеченской Республики;

 Министерство культуры Чеченской Республики;

 Министерство территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций Чеченской Республики;

 иные органы исполнительной власти Чеченской Республики;

 органы местного самоуправления (по согласованию)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

 Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

 Закон Чеченской Республики от 26 июля 2011 г. N 26-РЗ "О прогнозировании и планировании социально-экономического развития Чеченской Республики";

 Закон Чеченской Республики от 5 февраля 2007 г. N 2-РЗ "О прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Чеченской Респ ублики"

Цель и задачи Программы

Цель Программы:
 совершенствование и дальнейшее развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
 В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами Программы являются:
 - совершенствование организационных и правовых мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 - защита прав несовершеннолетних, предупреждение их безнадзорности и правонарушений;

  - усиление мер по повышению эффективности работы системы профилактики;

  - укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  - информационно-методическое обеспечение работы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  - повышение квалификации специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2015 годы, без выделения этапов

Важнейшие целевые индикаторы Программы

- Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии;

 - количество беспризорных и безнадзорных детей, находящихся на учете в едином банке данных;

 - количество семей в социально опасном положении, улучшивших материальное положение;

 - количество выпущенных информационно-методических изданий по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 - удельный вес несовершеннолетних, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, от общего числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории Чеченской Республики

Объемы и источники финансир ования Программы

Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2013-2015 годов - 21300,0 тыс. руб.,
 в том числе:
 республиканский бюджет - 21300,0 тыс. руб.;
из них по годам:
 2013 год - без затрат,
 2014 год - 11100,0 тыс. руб.,
 2015 год - 10200,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение количества правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в том числе:
 -снижение преступности с 44 до 43 (2,3%);

 -сокращение числа социальных сирот с 186 до 165 (11,3%);

 - снижение количества безнадзорных с 931 человека до 750 человек (19,4%) и беспризорных детей с 1 человека до 0 (100%);

 - снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, с 112 до 102 (8,3%);

 - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и безнадзорных;

 - повышение эффективности психологической и медицинской реабилитации, содействие в социальной адаптации более 470  несовершеннолетним;

 - содействие в трудоустройстве более 4000 несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет;

 - создание предпосылок для исправления несовершеннолетних, отбывших наказание, а также для их успешной адаптации после освобождения;
расширение форм физкультурно-оздоровительной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации;

 - повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних;
повышение доступности качества и расширение спектра услуг, предоставляемых службами по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

 - совершенствование межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В последние годы проблемы беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приобрели особую остроту и актуальность.

Многосторонний и объемный характер деятельности по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, привлечение к этой работе различных государственных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты, прокуратуры, внутренних дел и др.) и общественных организаций настоятельно ставит задачу их взаимодействия и координации усилий в этой работе.

Проблема детской безнадзорности, беспризорности, преступности остается чрезвычайно актуальной для Чеченской Республики. Несмотря на определенные положительные результаты в данной области, анализ ситуации свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На сегодняшний день, по данным Чеченстата, население республики составляет 1 302 165 человек, из них 474 881 - несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет. По данным мониторинга, проведенного Министерством труда, занятости и социального развития Чеченской Республики совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов, число детей-сирот составляет 795 чел., полусирот - 14 146 чел., детей- инвалидов – 60 040 чел., многодетных семей – 70932, малоимущих семей – 49380.

По данным Министерства внутренних дел по Чеченской Республике, в 2012 году на профилактическом учете состояли 106 несовершеннолетних правонарушителей. Количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, - 12, находящихся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию, - 47.

В отношении родителей, уклоняющихся от воспитания несовершеннолетних детей и отрицательно влияющих на их поведение, использовались нормы уголовного, административного и семейного законодательства, также принимались меры общественного воздействия. В 2012 году выявлено и поставлено на профилактический учет 64 родителя (АППГ - 66), не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей. В районные суды республики направлено 19 материалов на лишение родительских прав.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Реализация республиканской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2009-2012 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации программы явилось увеличение числа несовершеннолетних, получивших социальную поддержку со стороны государства.

В целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений МВД по ЧР предпринят ряд организационных и практических мер, направленных на стабилизацию оперативной обстановки в республике среди несовершеннолетних. Принимаемые меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних направлены на повышение эффективности профилактики правонарушений, обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности, выявление и пресечение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных подростками.

Положительное влияние на оздоровление оперативной обстановки в подростковой среде оказала Всероссийская межведомственная операция "Подросток", проведенная в период с 10 июня по 25 августа 2012 г., в рамках которой реализованы следующие мероприятия: "Семья", "Лето", "Игла". Проведена широкомасштабная акция "Милиция и дети", направленная на повышение уровня профилактической работы по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, формирование среди подростков позитивного правосознания и установления доверия и контактов между сотрудниками и несовершеннолетними.

В целях поддержки семьи, детства, формирования атмосферы доброжелательности и сотрудничества между общественностью и МВД по ЧР в вопросах обеспечения правопорядка на территории республики проведены благотворительные акции: "Шаг навстречу", "Время добрых дел", "Участие".

Проведен комплекс мероприятий патриотической направленности. Так, сотрудниками ОП N 4 МВД по ЧР по г. Грозному организованы Дни открытых дверей с посещением воспитанниками социального центра "Тепло души" полка патрульной службы полиции имени Героя России А.А. Кадырова. Воспитанники были ознакомлены с историей создания полка и его боевой славы, для них было подготовлено культурно-развлекательное мероприятие, по окончании которого руководством полка были вручены подарки детям.

По состоянию на 1 января 2013 года в Чеченской Республике функционируют 4 реабилитационных центра для несовершеннолетних. На стадии открытия аналогичное учреждение в Ножай-Юртовском районе. В результате реализации Программы эти учреждения, а также центры социальной помощи семье и детям были обеспечены автотранспортом, медицинским, бытовым, реабилитационным оборудованием, компьютерной техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации.

Однако недостаточность оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных качественно осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.

Не в полной мере отвечает современным требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Сегодня назрела необходимость ведения новых форм профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. В Программе предусмотрен новый метод работы по профилактике подростковой преступности - закрепление за общеобразовательными учреждениями "школьных" инспекторов по делам несовершеннолетних. Этот метод работы позволит расширить профилактические функции органов внутренних дел.

Совершенно очевидно, что ни система образования, ни правоохранительные органы, при всем многообразии имеющихся в их распоряжении ресурсов, безусловно, не в состоянии самостоятельно решить все проблемы, связанные с предупреждением и коррекцией социальной дезадаптации детей и подростков. Непременным условием эффективности профилактической работы является организация межведомственного взаимодействия на республиканском и муниципальном уровнях, координация деятельности всех заинтересованных государственных и общественных структур.

Программа разработана на основе предложений всех субъектов системы профилактики безнадзорности - основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации региональной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2009-2012 годах.

2. Цели и задачи реализации Программы


Основной целью Программы является совершенствование и дальнейшее развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на защиту и улучшение положения семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Основные задачи Программы:

совершенствование организационных и правовых мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

защита прав несовершеннолетних, предупреждение их безнадзорности и правонарушений;

усиление мер по повышению эффективности работы системы профилактики;

укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

информационно-методическое обеспечение работы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

повышение квалификации специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Характеристика целевых показателей представлена в приложении 1 к Программе.

3. Перечень мероприятий и исполнители Программы


Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает реализацию соответствующего перечня мероприятий, сгруппированных по датам исполнения, источникам, объемам финансирования и основным исполнителям (приложение 2 к Программе).

Перечень мероприятий Программы включает в себя следующие основные направления:

совершенствование нормативно-правовой базы;

совершенствование подготовки и квалификации работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

научно-методическое и информационное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оказание государственной поддержки в создании и укреплении материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие системы служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, и безнадзорными;

содействие в дополнительном трудоустройстве несовершеннолетних, совершивших преступления, а также отбывших наказание за совершение преступления;

организация досуга и занятости несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и безнадзорных;

развитие инновационных технологий и форм по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными исполнителями программных мероприятий являются:

Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики;

Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту;

Министерство образования и науки Чеченской Республики;

Министерство культуры Чеченской Республики;

Министерство территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций Чеченской Республики;

иные исполнительные органы государственной власти Чеченской Республики;

органы местного самоуправления (по согласованию).

4. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета. Общий объем финансирования на реализацию Программы на период 2013-2018 годов - 21300,0 тыс. руб.;

в том числе по годам:

2013 год - без затрат,

2014 год - 11100,0 тыс. руб.,

2015 год - 10200,0 тыс. руб.

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета Чеченской Республики.

5. Механизм реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»