(с изменениями на 2 ноября 2018 года)
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 18.04.2014 N 141-п, от 07.11.2014 N 423-п, от 26.12.2014 N 530-п, от 22.05.2015 N 150-п, от 28.08.2015 N 290-п, от 13.11.2015 N 391-п, от 18.12.2015 N 477-п, от 20.05.2016 N 154-п, от 28.10.2016 N 418-п, от 16.12.2016 N 503-п, от 28.04.2017 N 165-п, от 28.07.2017 N 290-п, от 13.10.2017 N 387-п, от 27.10.2017 N 431-п, от 22.12.2017 N 536-п, от 26.01.2018 N 14-п, от 20.04.2018 N 122-п, от 14.09.2018 N 294-п, от 02.11.2018 N 404-п)
__________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 360-п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" (далее - государственная программа).
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 391-п, от 13.10.2017 N 387-п)
2. Определить Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.
4. Утратил силу с 1 января 2016 года. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 391-п.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2018 - 2025 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 18.04.2014 N 141-п, от 07.11.2014 N 423-п, от 26.12.2014 N 530-п, от 22.05.2015 N 150-п, от 28.08.2015 N 290-п, от 13.11.2015 N 391-п, от 18.12.2015 N 477-п, от 20.05.2016 N 154-п, от 28.10.2016 N 418-п, от 16.12.2016 N 503-п, от 28.04.2017 N 165-п, от 28.07.2017 N 290-п, от 13.10.2017 N 387-п, от 27.10.2017 N 431-п, от 22.12.2017 N 536-п, от 26.01.2018 N 14-п, от 20.04.2018 N 122-п, от 14.09.2018 N 294-п, от 02.11.2018 N 404-п)
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2017 N 387-п)
Наименование государственной программы | Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года |
Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | |
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 26.01.2018 N 14-п) | |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Депфин Югры) |
Соисполнители государственной программы | Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депполитики Югры); Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депэкономики Югры) |
Цель государственной программы | содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) и повышению эффективности муниципального управления |
Задачи государственной программы | 1. Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа. 2. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов. 3. Повышение качества организации и осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа |
Подпрограммы | Подпрограмма I "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа". Подпрограмма II "Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа". Подпрограмма III "Содействие повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа" |
Целевые показатели государственной программы | 1. Сокращение в уровнях бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 1,5 раза до 1,3 раза. 2. Увеличение доли субсидий из бюджета автономного округа бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, в общем количестве субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, с 84,2% до 100%. 3. Увеличение количества гостей административного центра в связи с проводимыми масштабными мероприятиями с 111,3 до 117,0 тыс. человек. 4. Обеспечение доли населенных пунктов, районов автономного округа, в которых проведены мероприятия в связи с наступившими юбилейными датами на уровне не менее 100%. 5. Рост средней итоговой оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа с 87 баллов до 90 баллов. 6. Достижение коэффициента комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа свыше 0,4 ед. |
Сроки реализации государственной программы | 2018 - 2030 годы |
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 161 154 962,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета автономного округа - 161 093 402,8 тыс. рублей, из них: в 2018 году - 10 387 228,9 тыс. рублей; в 2019 году - 9110297,9 тыс. рублей; в 2020 году - 9619482,8 тыс. рублей; в 2021 году - 13193879,3 тыс. рублей; в 2022 году - 13202479,3 тыс. рублей; в 2023 году - 13199879,3 тыс. рублей; в 2024 году - 13206079,3 тыс. рублей; в 2025 году - 13206779,3 тыс. рублей; в 2026 - 2030 годах - 65967296,7 тыс. рублей; за счет средств местного бюджета - 61559,2 тыс. рублей, из них: в 2018 году - 4718,2 тыс. рублей; в 2019 году - 4650,6 тыс. рублей; в 2020 году - 4779,8 тыс. рублей; в 2021 году - 4703,1 тыс. рублей; в 2022 году - 4789,9 тыс. рублей; в 2023 году - 4763,7 тыс. рублей; в 2024 году - 4826,3 тыс. рублей; в 2025 году - 4833,4 тыс. рублей; в 2026 - 2030 годах - 23494,2 тыс. рублей. |
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 20.04.2018 N 122-п, от 14.09.2018 N 294-п, от 02.11.2018 N 404-п) |
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2017 N 387-п)
Межбюджетные отношения на региональном уровне являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений между региональным и муниципальным уровнями власти.
В целом система межбюджетных отношений в автономном округе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством.
Межбюджетные трансферты из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа предоставляются в форме дотаций (12,6% от общего объема межбюджетных трансфертов в 2016 году), межбюджетных субсидий (29,7%), субвенций (55,9%) и иных межбюджетных трансфертов (1,8%).
Возможность обеспечения равного доступа граждан автономного округа к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри региональной бюджетной системы.
В силу объективных факторов существующая в автономном округе внутрирегиональная дифференциация развития экономической и ресурсной базы, демографического потенциала, социальной сферы обуславливает резкую диспропорцию в бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа. В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа и оказанию им финансовой помощи. Основную роль здесь играют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами местных бюджетов сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на оплату социально значимых и приоритетных расходов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа заинтересованы в развитии экономического потенциала своих территорий, поэтому стимулирование их к наращиванию собственной доходной базы осуществляется в автономном округе через реализацию механизма замены дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа оказывается финансовая помощь в виде дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и бюджетных кредитов.
Одной из форм финансовой поддержки исполнения расходных обязательств муниципальных образований является предоставление им межбюджетных субсидий из бюджета автономного округа.
В целях сглаживания различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований необходимо изменить подходы к их предоставлению. При расчете уровня софинансирования приоритетных расходных обязательств муниципальных образований из бюджета автономного округа необходимо учитывать уровень расчетной бюджетной обеспеченности, рассчитываемый в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Реализуемая в автономном округе практика предоставления грантов муниципальным районам и городским округам за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса и грантов за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа способствует созданию эффективного механизма финансового стимулирования муниципальных образований к внедрению передовых технологий муниципального управления и повышению эффективности бюджетных расходов.
В целом государственная программа направлена на обеспечение стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений автономного округа, повышение ее открытости и прозрачности, создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований, что позволяет сократить различие в бюджетной обеспеченности муниципальных образований и повысить эффективность межбюджетного регулирования в автономном округе.
Потребность в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует.
(введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 28.10.2016 N 418-п)
Мероприятия, проводимые в рамках реализации государственной программы, не предусматривают строительство объектов (включая объекты, создаваемые на условиях государственно-частного партнерства, муниципального частного партнерства, концессионных соглашений). Финансирование мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований автономного округа.
Реализация мероприятий государственной программы в большей степени осуществляется через предоставление бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа отдельных видов межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, администрируемых Депфином Югры. В основном они носят нецелевой характер, имеют выравнивающие, балансирующие и стимулирующие функции.
Мероприятия, реализуемые в рамках государственной программы, не направлены на регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Мероприятия, в рамках государственной программы, не предусматривают реализацию инвестиционных проектов.
Мероприятия государственной программы не направлены на осуществление мер по развитию конкуренции и содействию импортозамещению в автономном округе, реализацию стандарта развития конкуренции.
(введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2017 N 387-п)
Мероприятия государственной программы не предусматривают реализацию проектов и портфелей проектов, в том числе реализацию приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 391-п)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп, основными приоритетами развития Югры обозначены: "умная" экономика, конкурентоспособный человеческий капитал, "здоровая" экология, условием успешной реализации которых является эффективное управление.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2017 N 387-п)
Согласно указанным приоритетам социально-экономического развития выделена следующая цель государственной программы: содействие устойчивому исполнению бюджетов муниципальных образований автономного округа и повышению эффективности муниципального управления.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 28.10.2016 N 418-п)