Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2013 года N 377-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 года N 416-п]

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы" (далее – государственная программа).

2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства от 29 октября 2012 года N 420-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие местному самоуправлению в развитии культурно-исторических традиций на 2013 – 2015 годы и на период до 2020 года".

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

     Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     Н.В.Комарова

 Приложение
     к постановлению Правительства
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры
     от 26 сентября 2013 года N 377-п

Паспорт государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы"

(далее - государственная программа)

Наименование государственной программы

Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – автономный округ) от _________
2013 года N ___-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы"

Ответственный исполнитель
государственной программы

Департамент финансов автономного округа
(далее также - Депфин Югры)

Соисполнители государственной программы

Департамент внутренней политики автономного округа (далее также - Депполитики Югры);

Департамент экономического развития автономного округа (далее - Депэкономики Югры)

Цель государственной программы

обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и повышения качества управления муниципальными финансами

Задачи государственной программы

совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа,
обеспечение сбалансированности местных бюджетов,
повышение эффективности управления муниципальными финансами.

Подпрограммы и (или) отдельные мероприятия

Подпрограмма I :
"Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы автономного округа".
Подпрограмма II :
"Поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований автономного округа".
Подпрограмма III :
"Содействие повышению качества управления муниципальными финансами"

Целевые показатели
государственной программы
(показатели непосредственных результатов)

1. Увеличение доли субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа, распределение которых между муниципальными образованиями автономного округа утверждено приложениями к закону автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период, в общем количестве субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа - с 58,6% до 95%.
2. Увеличение доли установленных показателей результативности в порядках предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа по всем видам субсидий с 95% до 100%.
3. Количество муниципальных образований автономного округа, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством, - 0 ед.
4. Удельный вес муниципальных образований автономного округа, охваченных системой мониторинга исполнения местных бюджетов, - 100%.
5. Доля населенных пунктов автономного округа, в которых проведены мероприятия в связи с юбилейными датами, - с 6,3% до 55,1%.
6. Доля муниципальных районов, в которых проведены мероприятия в связи с юбилейными датами, - с 33,3% до 100%.
7. Увеличение количества муниципальных районов и городских округов автономного округа, оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса которых выше среднего показателя, сложившегося отдельно по муниципальным районам и городским округам, - с 13 ед. до 18 ед.

Сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета автономного округа составляет - 83 256 037,5 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 8 983 944,1 тыс. рублей;

в 2015 году - 9 015 933,7 тыс. рублей;

в 2016 году - 8 726 910,3 тыс. рублей;

в 2017 году - 13 581 413,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 13 941 511,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 14 302 490,8 тыс. рублей;

в 2020 году - 14 703 833,8 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы
(показатели конечных результатов)

1. Сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания с 1,6 до 1,3 раза.
2. Сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и наименее обеспеченными поселениями после выравнивания с 1,85 до 1,6 раза.
3. Сокращение количества субсидий, предоставляемых из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа в результате их консолидации (укрупнения) и оптимизации, с 30 ед. до 15 ед.
4. Сокращение количества муниципальных образований автономного округа, в которых выявлены нарушения бюджетного законодательства, с 2 до 0 ед.
5. Рост доли расходов бюджетов муниципальных образований автономного округа, формируемых в рамках муниципальных программ, с 53,8% до 75%.
6. Доля муниципальных образований автономного округа, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из бюджета автономного округа, - не более 40%.
7 . Отсутствие просроченной кредиторской задолженности в бюджетах муниципальных образований автономного округа - 0%.
8. Рост средней итоговой оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских округах и муниципальных районах автономного округа с 78 баллов
до 85 баллов

Раздел I. Характеристика текущего состояния в сфере межбюджетных отношений автономного округа


Государственная программа подготовлена в соответствии с порядком разработки и реализации государственных программ, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее – постановление Правительства автономного округа N 247-п), и на основании перечня государственных программ автономного округа, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 24 июня 2013 года N 321-рп.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий к компетенции органов местного самоуправления отнесено решение круга значимых вопросов в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, охраны окружающей среды и т.п., в существенной степени определяющих качество жизни граждан, проживающих на соответствующей территории.

Реализация указанных полномочий невозможна без сбалансированной и взаимоувязанной политики, проводимой на всех уровнях публичной власти.

Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости местных бюджетов, а также сокращение разрыва в уровнях бюджетных возможностей являются обязательными условиями, необходимыми для решения поставленных задач.

Специфика сферы реализации государственной программы состоит в следующем:

мероприятия государственной программы направлены, прежде всего, непосредственно на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа на базе современных принципов эффективного управления муниципальными финансами, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований автономного округа;

достижение результатов государственной программы будет зависеть, в том числе от участия муниципальных образований автономного округа в ее реализации;

на ход реализации государственной программы оказывают влияние иные государственные программы автономного округа, направления которых связаны с предоставлением субсидий из бюджета автономного округа, администрируемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, являющимися исполнителями этих государственных программ. При этом основные мероприятия упомянутых выше государственных программ непосредственно не пересекаются с основными мероприятиями данной государственной программы и не оказывают прямого воздействия на достижение ее цели.

Межбюджетные отношения на региональном уровне являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений между уровнями власти, региональным и муниципальным.

На текущий момент можно констатировать, что в целом система межбюджетных отношений в автономном округе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным законодательством.

Кардинальные изменения в сфере межбюджетных отношений в автономном округе начались с 2006 года в связи с принятием 2 базовых федеральных законов: от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и от 4 июля 2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающих полномочия по уровням власти, и с внесения существенных поправок в бюджетное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений. В связи с этим в автономном округе был принят Закон автономного округа от 10 ноября 2008 года N 132-оз "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее – закон о межбюджетных отношениях).

Это имело огромное позитивное значение в плане формализации финансовых взаимоотношений между региональными и местными бюджетами на основе единых методик, исходя из объективных показателей, адекватно отражающих факторы, определяющие потребность в финансировании расходных обязательств муниципальных образований автономного округа.

Предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям автономного округа обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях власти. Реализация указанных аспектов политики осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета автономного округа в бюджеты муниципальных образований автономного округа: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность муниципальных образований в средствах на оплату социально-значимых и приоритетных расходов.

В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов муниципальных образований автономного округа оказывается финансовая помощь в виде дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов или бюджетных кредитов.

Для стимулирования деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в повышении уровня муниципального управления и управления муниципальными финансами в округе осуществляется механизм грантовой поддержки через предоставление дотаций муниципальным образованиям автономного округа.

В целях оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям автономного округа в реализации государственных программ автономного округа в части обеспечения их доли софинансирования из бюджета автономного округа предоставляются дотации на развитие общественной инфраструктуры и реализацию приоритетных направлений развития муниципальных образований автономного округа.

Также с целью оказания финансовой помощи для осуществления органами местного самоуправления городского округа город Ханты-Мансийск полномочий, необходимых для реализации функций административного центра автономного округа, из бюджета автономного округа предоставляется дотация.

Субсидии являются одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность муниципальных образований автономного округа в решении вопросов развития экономики и социальной сферы муниципальных образований автономного округа.

Повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг осуществляется через механизм делегирований региональных полномочий на уровень муниципальных образований автономного округа с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий.

Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов является неотъемлемой частью политики органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

Возможность обеспечения равного доступа граждан автономного округа к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри региональной бюджетной системы.

В соответствии с требованиями федерального закона N 131-ФЗ с 2006 года количество муниципальных образований автономного округа увеличилось с 22 до 106, в их числе 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 84 поселения, из которых 26 городских и 58 сельских поселений.

Существенное увеличение количества муниципальных образований автономного округа, внутрирегиональная дифференциация развития экономической и ресурсной базы, демографического потенциала, социальной сферы обуславливает резкую диспропорцию в бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа.

В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа и оказанию финансовой помощи органам местного самоуправления с целью обеспечения равной доступности населения к получению муниципальных услуг, предоставляемых за счет средств местных бюджетов, вне зависимости от места их постоянного проживания в автономном округе.

На выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований автономного округа из бюджета автономного округа предоставляются дотации бюджетам городских округов, муниципальных районов, поселений.

Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) подтверждает тот факт, что в результате их предоставления дифференциация между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) в 2012 году сократилась до 1,6 раза. При этом до выравнивания бюджетной обеспеченности дифференциация между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) составляла 3,2 раза.

Сокращение уровня бюджетной обеспеченности до и после выравнивания наблюдается и по поселениям. В 2012 году дифференциация в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и наименее обеспеченными поселениями до выравнивания составляла 17,1 раз, после выравнивания - 1,85 раз.

Действующий в автономном округе формализованный порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений объективен и прозрачен.

Вместе с тем, он не в полной мере предусматривает механизмы, ориентированные на недопущение снижения объема дотации, утвержденной муниципальному району (городскому округу) и поселению на первый и второй годы планового периода, снижения значения критерия выравнивания финансовых возможностей муниципальных районов (городских округов) и поселений по осуществлению органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения по сравнению со значением указанного критерия, установленным законом о бюджете автономного округа на текущий финансовый год и плановый период.

Соответственно возникает необходимость проведения работы по совершенствованию методики распределения указанных дотаций.

При этом методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (городских округов) и поселений на протяжении всего срока реализации государственной программы должна соответствовать установленным бюджетным законодательством требованиям.

В соответствии с межбюджетным регулированием используется механизм дотирования муниципальных образований автономного округа в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в ходе их исполнения. При предоставлении данной дотации частично решаются проблемы муниципальных образований автономного округа, которые не представляется возможным решить в рамках общей методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Данные дотации останутся важным инструментом межбюджетного регулирования, однако в ближайшей перспективе направления их использования, а также удельный вес в общем объеме межбюджетных трансфертов будут сокращаться.

Субсидии из бюджета автономного округа, предоставляемые муниципальным образованиям автономного округа на софинансирование государственных программ, являются одной из форм государственной поддержки в решении вопросов развития экономики и социальной сферы муниципальных образований автономного округа, формировании "бюджета развития" муниципалитетов, способствующей сокращению существующей межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии.

Вместе с тем, существует ряд проблем по предоставлению и эффективному использованию указанных субсидий.

Порядки формирования, предоставления и распределения субсидий, разрабатываемые исполнительными органами государственной власти автономного округа, не в полной мере учитывают целевые показатели результативности предоставления субсидий.

Кроме того, распределение большинства субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа осуществляется в течение текущего финансового года. В результате органы местного самоуправления фактически лишены возможности достоверного бюджетного планирования. Необходимо предпринимать меры по увеличению числа субсидий, распределяемых между бюджетами муниципальных образований автономного округа, до начала финансового года законом о бюджете автономного округа, так как это позволит избежать ситуации с задержкой заключения соглашений и открытия финансирования, и, следовательно, несвоевременного перечисления средств муниципальным образованиям автономного округа, наличия неиспользованных остатков бюджетных средств на конец отчетного финансового года.

Актуальным остается вопрос консолидации (укрупнения) субсидий. Необходимо, чтобы направления и приоритеты государственной политики, обозначенные государственной программой, реализовывались на местном уровне через финансовую поддержку в виде одной межбюджетной субсидии, предоставляемой в соответствии с государственной программой.

Помимо безвозвратной и безвозмездной нецелевой финансовой помощи из бюджета автономного округа оказывается поддержка на принципах кредитования в виде бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицитов бюджетов муниципальных образований автономного округа, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджета. В условиях экономического кризиса объемы бюджетного кредитования имели тенденцию к росту. Кроме того, в соответствии с законодательством автономного округа в виде бюджетных кредитов оказывается государственная финансовая поддержка досрочного завоза продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения, муниципальным образованиям автономного округа, отнесенным к территориям с ограниченными сроками завоза грузов.

Законом о межбюджетных отношениях предусмотрена возможность стимулирования деятельности органов местного самоуправления к повышению эффективности муниципального управления и качества управления муниципальными финансами.

Наилучшим муниципальным образованиям автономного округа, достигшим определенных успехов в повышении уровня муниципального управления и качества организации бюджетного процесса, предоставляются гранты (дотации).

Поддержка реформ на местном уровне послужила хорошим проводником для практического внедрения новаций, предусмотренных федеральным бюджетным законодательством (государственных заданий на оказание муниципальных услуг, ведомственных и долгосрочных целевых программ, планирования по действующим и принимаемым обязательствам и т.д.).

Тем не менее, в ряде муниципальных образований автономного округа остается низким качество организации и управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются низкая достоверность финансового планирования, недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом, в частности внедрение программно - целевых методов планирования и исполнения бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»