В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам, связанным с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг. Одним из механизмов повышения качества и доступности их предоставления Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" признана организация их предоставления по принципу "одного окна", в том числе на базе МФЦ. Суть принципа "одного окна" при отсутствии каких-либо ограничений заключается в следующем:
- заявитель в целях получения любой государственной либо муниципальной услуги (далее - услуга) может обратиться в любой МФЦ (либо в организацию, которая осуществляет функции МФЦ) по месту пребывания к любому специалисту, который обязан зарегистрировать факт обращения за услугой, принять комплект документов у заявителя и проверить правильность их оформления;
- межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.д.), происходит без участия заявителя.
Таким образом, реализация принципа "одного окна" за счет создания новых и развития действующих МФЦ позволит свести к минимуму контакты заявителей - граждан и субъектов предпринимательства - с органами власти всех уровней и тем самым существенно снизить коррупционные риски.
В Рязанской области работа по созданию МФЦ началась еще в 2010 году. В рамках исполнения долгосрочной целевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Рязанской области на 2010 - 2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 12.08.2009 N 213, в 2011 году была предоставлена субсидия бюджету города Рязани на проведение капитального ремонта и оснащение помещения, находящегося в муниципальной собственности и предназначенного для создания МФЦ, с целью приведения его характеристик в соответствие с требованиями к организации МФЦ, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В результате к концу 2011 года был создан МФЦ, соответствующий вышеуказанным требованиям и обслуживающий население города Рязани. В августе 2012 года был создан МФЦ, обслуживающий население города Скопина и Скопинского района.
Тем не менее в соответствии с методикой, одобренной Правительственной комиссией Российской Федерации по проведению административной реформы (протокол от 30.10.2012 N 135), доля населения Рязанской области, имеющего возможность получения услуг по принципу "одного окна", в том числе на базе МФЦ, к концу 2012 года составила всего 11,4%, что существенно ниже значений аналогичного показателя для таких регионов, как Липецкая область (более 90%) и Ростовская область (более 70%).
Кроме того, в соответствии с вышеуказанной методикой для обеспечения полного охвата населения города Рязани услугами МФЦ в дополнение к действующему МФЦ города Рязани должны быть организованы отделения того же МФЦ в других внутригородских районах.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ N 601) предусмотрено достижение значения показателя к концу 2015 года не ниже 90%. Для достижения требуемого значения в соответствии с вышеуказанной методикой необходимо до конца 2015 года создать еще 24 МФЦ в муниципальных районах и минимум 2 дополнительных отделения МФЦ города Рязани (в Железнодорожном и Октябрьском районах).
В целях обеспечения надлежащего качества обслуживания заявителей в МФЦ необходимо организовать соответствующее обучение сотрудников МФЦ, которые будут непосредственно взаимодействовать с заявителями, а также создать условия для доступа заявителей в МФЦ к получению услуг в электронном виде с использованием федеральной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В рамках обеспечения "обратной связи" с получателями государственных и муниципальных услуг необходимо также осуществлять ежегодный мониторинг уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ.
В качестве модели создания сети МФЦ на территории Рязанской области принята централизованная модель, при которой все МФЦ, создаваемые в административных центрах муниципальных районов, являются территориальными отделами ГБУ РО "МФЦ Рязанской области". Использование данной модели позволяет унифицировать требования к каждому МФЦ, а также оптимизировать расходы на их содержание. При этом МФЦ, созданные в 2012 - 2013 годах (в г. Скопине и Скопинском районе, г. Касимове и Касимовском районе, г. Сасово и Сасовском районе, а также в Шиловском районе), планируется в 2014 году реорганизовать в территориальные отделы ГБУ РО "МФЦ Рязанской области", а муниципальное бюджетное учреждение "МФЦ города Рязани" останется самостоятельным учреждением.
Для достижения целей, определенных Указом N 601, необходимо использование программных методов в рамках Программы. Необходимость решения обозначенных проблем программными методами в 2014 - 2015 годах также определена федеральными и областными нормативными правовыми актами:
- Планом-графиком организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Рязанской области, утвержденным распоряжением Правительства Рязанской области от 30 января 2013 года N 37-р.