ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 года N 366-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В ИРКУТСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 475-пп}
{УТРАТИЛ СИЛУ:
указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 1265-р "О согласовании проекта долгосрочной целевой программы Иркутской области "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы", постановлением Правительства Иркутской области от 19 октября 2012 года N 575-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Иркутской области "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
С.В. Ерощенко
постановлением Правительства
Иркутской области
от "18" сентября 2013 года N 366-пп
долгосрочная целевая программа Иркутской области "оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы"
Иркутск, 2013 год
Паспорт Программы | 3 |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом | 6 |
1.1. Оценка готовности территории вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей | 9 |
1.1.1. Обеспеченность Иркутской области трудовыми ресурсами | 9 |
1.1.2. Оценка возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей | 12 |
1.1.3. Оценка возможности получения участниками Государственной программы профессионального образования | 19 |
1.1.4. Оценка возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы | 23 |
2. Цель, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы | 34 |
3. Система мероприятий Программы | 34 |
4. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы | 36 |
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации | 37 |
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы | 38 |
Приложение 1. Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | 43 |
Приложение 2. Перечень основных мероприятий Программы | 45 |
Приложение 3. Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Иркутской областью в целях реализации Программы | 49 |
Приложение 4. О бъемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы | 52 |
Приложение 5. Направления и объемы финансирования Программы | 58 |
Приложение 6. Регламент приема участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения | 59 |
Приложение 7. Планируемые показатели эффективности реализации Программы | 118 |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы" (далее – Программа) |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 1265-р |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Министерство труда и занятости Иркутской области |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Иркутской области, ответственный за реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом | Министерство труда и занятости Иркутской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство труда и занятости Иркутской области; |
Цель Программы | Стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники) |
Задачи Программы | 1. Закрепление переселившихся участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), в Иркутской области и обесп ечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество. |
Этапы и сроки реализации Программы | Срок реализации Программы - |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - 8530 тыс. рублей, из них средства из федерального бюджета – 4059 тыс. рублей, областного бюджета – 4471 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Основные показатели эффективности Программы | 1. Количество участников Государственной программы, прибывших в Иркутскую область и зарегистрированных в УФМС России по Иркутской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Увеличение количества участников Государственной программы, прибывших в Иркутскую область и зарегистрированных в УФМС России по Иркутской области, |
Необходимость разработки и реализации долгосрочной целевой программы Иркутской области "Оказание содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы" (далее – Программа) обусловлена демографической ситуацией, сложившейся в Иркутской области.
В течение длительного периода в Иркутской области наблюдается тенденция ежегодного сокращения численности населения, миграционный отток населения, усиливается процесс демографического "старения населения". Только за последние 3 года численность постоянного населения Иркутской области сократилась с 2428,0 тыс. человек на начало 2011 года до 2422,0 тыс. человек на начало 2013 года, в результате общая убыль населения составила 6,0 тыс. человек.
Население Иркутской области составляет 1,7% от общей численности населения Российской Федерации и 12,6% от численности населения Сибирского федерального округа.
Наблюдаемый с 2008 года естественный прирост населения недостаточен не только для расширенного, но даже для простого воспроизводства населения.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат), в 2012 году число родившихся в Иркутской области увеличилось на 3,9% по сравнению с 2011 годом и составило 38,6 тыс. человек. Число умерших в Иркутской области составило 33,6 тыс. человек, что на 0,8% меньше, чем в 2011 году.
В результате естественный прирост населения Иркутской области в 2012 году составил 4,9 тыс. человек, что на 53,6% (1,7 тыс. человек) больше аналогичного показателя 2011 года.
Миграционный отток населения также ведет к дефициту трудовых ресурсов региона.
В Иркутской области происходит неэквивалентный миграционный обмен населения. Суммарные миграционные потери Иркутской области за 2006 - 2012 годы составили 41,7 тыс. человек. В 2012 году миграционная убыль населения составила 7,2 тыс. человек.
Происходит неэквивалентный миграционный обмен населения. Из числа выехавших в 2012 году за пределы Иркутской области 41,8% выехали в другие регионы страны, преимущественно в Центральный федеральный округ, 1% - в другие страны. При этом, 74,2% составляли лица трудоспособного возраста. Из числа выехавшего населения в возрасте 14 лет и старше 28,6% имели высшее профессиональное образование, 26,3% – среднее профессиональное образование.
Наблюдающиеся изменения демографической ситуации в Иркутской области сдерживают социально-экономическое развитие региона из-за невозможности полного удовлетворения возрастающей потребности организаций Иркутской области в квалифицированных кадрах.
В целях социально-экономического развития Иркутской области реализуются экономические и инвестиционные проекты, имеющие общенациональное значение:
1. Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение (далее - НГКМ), расположенное на территории Катангского района Иркутской области, – одно из крупнейших месторождений нефти в Иркутской области. Освоение Верхнечонского НГКМ – это активно развивающийся проект, имеющий огромное значение для экономики Иркутской области и Сибирского федерального округа в целом. Вся добываемая нефть направляется в трубопроводную систему "Восточная Сибирь – Тихий океан";
2. начало закачки в пласт попутного нефтяного газа на месторождениях ООО "Иркутская нефтяная компания" (далее - ИНК). Сегодня ИНК – это пример активно развивающейся компании, входящей в 20-ку крупнейших российских нефтяных компаний по запасам углеводородного сырья. ИНК планирует и далее увеличивать запасы за счет геологической разведки, поискового бурения и приобретения новых площадей для геологического изучения в Восточной Сибири и соседних регионах. При этом, в настоящее время ИНК активно изучает возможность создания газоперерабатывающих производств;
3. строительство нефтепровода "Куюмба - Тайшет". В 2012 году начаты работы по подготовке строительства нефтепровода "Куюмба-Тайшет". Маршрут нефтепровода пройдет от пос. Куюмба в Эвенкийском районе Красноярского края до головной нефтеперекачивающей станции "Тайшет" трубопроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан". Его длина составит около 700 км и позволит подключить к магистрали, помимо Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского НГКМ, средние месторождения Юрубчено-Тохомской зоны, что без сомнения даст толчок к промышленному освоению углеводородных запасов данной территории;
4. модернизация производств ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" (далее - АНХК). Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед отечественными производителями нефтепродуктов, по переходу на выпуск топлива высоких экологических классов. АНХК продолжает проводить мероприятия по модернизации и реконструкции действующих производств и строительству новых процессов, направленных на выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам качества;
5. запуск после модернизации завода по производству хвойной беленой целлюлозы ОАО "Группа "Илим". Целями данного проекта является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, внедрение передовых способов лесозаготовки и лесовосстановления, а также снижение экологической нагрузки на окружающую среду за счет внедрения прогрессивных энергосберегающих технологий и замены устаревшего оборудования. Промышленные стратегические планы завода в целом будут определять развитие сектора на долгосрочный период развития.
Для реализации проектов необходимы не только финансовые, но и трудовые ресурсы. Однако, уже сегодня Иркутская область испытывает дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий.
В ближайшей перспективе ожидается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, которая является основным источником формирования трудовых ресурсов.
Падение рождаемости, произошедшее в 1990-х годах, в ближайшие годы негативно отразится на формировании трудового потенциала Иркутской области, поскольку не будет происходить в полной мере замещение выбывающих трудовых ресурсов. Увеличение числа и удельного веса лиц старше трудоспособного возраста приведет к повышению иждивенческой нагрузки на трудоспособное население за счет пожилых людей, что может оказать влияние на такие сферы жизни общества, как рынок труда, социальное обеспечение.
Несмотря на имеющийся в Иркутской области резерв рабочей силы в виде незанятого населения (около 10% от экономически активного населения), ситуация на рынке труда Иркутской области остается достаточно напряженной, поскольку на региональном рынке труда существует структурный дисбаланс спроса и предложения.
Таким образом, реализация на территории Иркутской области планируемых инвестиционных проектов обострит уже существующую проблему дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов.
Решаемые проблемы соответствуют приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Иркутской области. В Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ, отдельное внимание уделяется улучшению демографической ситуации в регионе.
Иркутская область в числе 12 пилотных регионов России с 2007 года начала реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Областная государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы (далее - областная Программа) согласована распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2007 года N 706-р "О проекте программы Иркутской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и утверждена постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 19 сентября 2007 года N 34/39-ЗС "Об областной государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 годы".
За время реализации областной Программы в Иркутскую область прибыло 1959 участников Государственной программы (всего 3178 человек вместе с членами семей), что на 13,4% больше запланированного числа участников Государственной программы, в том числе в 2012 году - 892 участника Государственной программы, что в 2,3 раза больше запланированного числа участников Государственной программы (план на 2012 год – 393 участника Государственной программы).
Таким образом, для решения указанных проблем необходимо продолжить реализацию Государственной программы, что предполагает использование программно-целевого метода, применение которого позволит распределить намеченные мероприятия и выработать общий подход исполнительных органов государственной власти Иркутской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления к достижению намеченных целей Программы.
В то же время, при использовании данного метода для решения указанных проблем могут возникнуть определенные риски, связанные со срывом планируемого трудоустройства, с временным размещением и обустройством, с интеграцией соотечественников в социальную структуру территории вселения (подробная информация о возможных рисках и мероприятиях по их снижению представлена в разделе "6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы").
В рамках реализации Программы на территорию вселения, к которой отнесена вся Иркутская область, за период 2013-2015 годы планируется принять на постоянное место жительства до 1,5 тыс. соотечественников.
1.1. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ВСЕЛЕНИЯ К ПРИЕМУ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1.1. обеспеченность ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Трудовыми ресурсами