Государственная программа "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, Государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321.
Государственная программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, повышение надежности работы инфраструктуры жизнеобеспечения населенных пунктов, обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, применение энергосберегающих технологий в бюджетной сфере, экономическую устойчивость деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
Государственная программа предусматривает строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, улучшение технического состояния жилищного фонда, укрепление материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрение ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей Республики Калмыкия.
При реализации Государственной программы будут проводиться мероприятия по сохранению и повышению качества "имущества", находящегося в управлении организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги, повышению эффективности деятельности данных предприятий, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и финансового оздоровления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Улучшение жилищных условий и повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства - важные факторы, определяющие уровень жизни населения.
Основная проблема - некачественные услуги, главным образом обусловлена сохраняющимся ростом морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики, что приводит к превышению темпов старения жилищно-коммунального комплекса над темпами его реновации и модернизации.
В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо принимать меры, направленные на повышение платежной дисциплины в жилищно-коммунальной сфере.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
Для решения данной задачи в рамках реализации Плана действий ("дорожной карты") по решению проблем жилищно-коммунального хозяйства Республики Калмыкия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26 ноября 2013 года N 389-р, осуществляется мониторинг кредиторской задолженности за потребленные энергоресурсы.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
Жилищно-коммунальные услуги - важнейшая составляющая часть системы жизнеобеспечения населения, и достижение соответствующего качества предоставления услуг является важнейшей целью функционирования организации, входящей в систему жилищно-коммунального хозяйства.
Достижение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг должно сочетаться с оптимизацией затрат на их предоставление, что обусловлено монопольным положением организаций, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги. Хорошо структурированная система качества является надежным средством в деле оптимизации затрат и управления качеством. Предоставление качественной услуги должно быть выгодно и способствовать сокращению рисков. Риски, в данном случае, связаны со здоровьем и безопасностью людей, штрафными санкциями за неудовлетворительное качество услуги, потерей репутации и, в конечном счете, потерей бизнеса.
Жилищно-коммунальная услуга должна отвечать следующим требованиям:
отвечать строго определенным потребностям заказчика (потребителя);
соответствовать действующим стандартам, техническим требованиям или условиям договора;
отвечать требованиям общества (требования, вытекающие из кодексов, законов, правил, инструкций, относящихся к защите окружающей среды, здоровью и безопасности населения);
должна предлагаться потребителю на основании экономически обоснованного тарифа;
должна быть выгодной для исполнителя и доступной для потребителя.
Для достижения поставленных целей необходимо держать под контролем все технические, административные, экономические и человеческие факторы, влияющие на качество жилищно-коммунальной услуги.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Калмыкия функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 23,1 кв. метра.
По состоянию на 1 января 2015 года на территории республики 54 организации осуществляли деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе:
организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами (далее - МКД) и обеспечивающие содержание и ремонт общего имущества МКД - 25;
организации коммунального комплекса, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов - 29, в том числе: водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 12, электроснабжения - 3, теплоснабжения - 3, газоснабжения - 5, утилизации (захоронения ТБО) - 1 и 5 многоотраслевых предприятий.
Из общего количества коммунальных предприятий 23 имеют статус организаций частной формы собственности с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более 25%.
Такие организации осуществляют деятельность по оказанию коммунальных услуг, имея имущество на праве частной собственности и по договорам аренды муниципального имущества.
Большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям - самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий только в сетях общего пользования они достигают 12%.
Решение существующих проблем в сфере ресурсопотребления и энергоэффективности требует пересмотра и реорганизации экономических и организационно-правовых механизмов, а также более интенсивного внедрения технологий эффективного использования энергии в системы жилищно-коммунального хозяйства.